Карл Че́рни
(
нем.
Carl Czerny ,
21 февраля
1791
,
Вена
—
15 июля
1857
, там же) —
австрийский
пианист
и
композитор
чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано.
Легендарный методист, знаменит созданием огромного количества
этюдов
для
фортепиано
.
Биография
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога , ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В
1800
—
1803 годах
обучался игре на фортепиано у
Людвига ван Бетховена
. В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»
. В этот же период учился у
И. Н. Гуммеля
и
Муцио Клементи
.
До
1815 года
вёл концертную деятельность: ему Людвиг ван Бетховен доверил исполнение своего
Третьего фортепианного концерта
. Однако в 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на
педагогике
и
композиции
. Работал преимущественно в
Вене
, за исключением нескольких гастрольных поездок в
Лейпциг
(1836), в
Париж
и
Лондон
(обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века:
Ференц Лист
,
Сигизмунд Тальберг
,
Теодор Лешетицкий
,
Леопольд де Мейер
,
Теодор Куллак
,
А. Бельвиль-Ури
,
Альфред Яель
и многие другие. В изданной прижизненной биографии Листа, написанной
Линой Раманн
, значение Черни как его наставника принижается, однако в личном экземпляре этой книги Лист подчеркивал красным карандашом подобные суждения о своем учителе и делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние: «Не совсем правильно!», «Черни прекрасно занимался со мной» и др
. Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с
Ф. Шопеном
, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)
.
И. Ф. Стравинский
в интервью 1926 года говорил, что «глубоко восхищается» Черни: «Он обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день». Стравинский отмечал также в своей книге «Хроника моей жизни»: «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта»
.
Произведения
Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000
опусов
, различных жанров, среди которых мессы, симфонии, сонаты, трио, квартеты, рондо, сочинения в четыре и шесть рук, огромное количество этюдов и упражнений на различные виды техники, а состав некоторых приближается к 50 и более номерам. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано. Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «
Хорошо темперированного клавира
»
И. С. Баха
и сонат
Доменико Скарлатти
, а также
клавираусцуги
опер, ораторий,
симфоний
и других оркестровых произведений. Переложил для фортепиано симфонии Бетховена, создал фортепианный вариант его оперы «
Леонора
», которую доверил Черни сам Бетховен
.
Выдающиеся музыкальные сочинения
-
Более 300
духовных сочинений
(24
мессы
, 4
реквиема
, 300
градуалов
,
оффертории
и другие).
-
Произведения для фортепиано — в том числе «Вариации на
чешскую
народную тему», « с вариациями», редакции многих фортепианных произведений, а также фортепианные переложения инструментальных и вокально-инструментальных произведений для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фортепиано.
-
Более 800 произведений, связанных с разработкой , до сих пор используемых в педагогической практике.
-
Оркестровые
, камерные сочинения; ансамбли,
хоры
; музыка к и пр.
-
Многие произведения Черни остались в рукописи (хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене).
Педагогическая литература
-
100 прогрессивных этюдов без октав (100 Übungsstücke, op. 139).
-
110 лёгких и прогрессивных упражнений (op. 453).
-
125 упражнений в пассажах (op. 216).
-
125 этюдов (op. 261).
-
24 упражнения (op. 777).
-
24 фортепианных этюда для левой руки (op. 718).
-
30 новых технических этюдов (op. 849).
-
6 октавных этюдов (op. 533).
-
Большая фортепианная школа (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500 c развёрнутым дополнением, посвященным вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений — «Die Kunst des Vortrags der älteren und neueren Klavierkompositionen», ок. 1846).
-
Ежедневные упражнения (40 tägliche Studien, op. 337).
-
Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермер. Часть 1.
-
Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермер. Часть 2.
-
Подготовительные этюды (Vorschule der Fingerfertigkeit, op. 636).
-
Практические упражнения для пальцев (op. 802).
-
Школа беглости. Этюды для фортепиано (Schule der Geläufigkeit, ор. 299).
-
Искусство беглости пальцев (Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740).
-
Школа левой руки (Schule für die linken Hand, op. 399).
-
Этюды для начинающих.
-
Юный пианист (op. 823).
-
160 achttaktige Übungen, op. 821.
-
Schule des Legato und Staccato, op. 335.
-
Schule der Verzierungen, op. 355.
-
Schule des Virtuosen, op. 365.
-
Schule des Fugenspiels, op. 400.
Литературные сочинения
-
Очерк истории музыки (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, op. 815). — Mainz, 1851.
-
Полное теоретико-практическое учение о композиции (Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, op. 600). — 1849.
-
Briefe über den Unterricht auf dem Pianoforte. — W., (ca 1840) (рус. пер.: Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано, СПБ, 1842).
-
Erinnerungen aus meinem Leben / Hrsg. von W. Kolneder. — Strasbourg, 1968 (со списком сочинений, опубликованных до 1860).
-
Czernys Erinnerungen an Beethoven // Neues Beethoven-Jahrbuch. — 1939. — Jg. 9.
Примечания
-
Айзенштадт С. А.
Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. —
М.
: Композитор, 2010. — С. 36.
-
Schnapp F.
Ein autobiographischer Brief Carl Czernys aus dem Jahre 1824 // Zeitschrift für Musik. 1941. Februar.
-
Денисюк Л. С.
«Юношеские этюды» Ф. Листа в современной музыкальной педагогике // XVI Царскосельские чтения: Человек - гражданин - гражданское общество - правовое государство: материалы международной научной конференции, 24-25 апреля 2012 г. - С.-Пб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. — Т. III . — С. 247-249 .
-
Стравинский И. Ф.
(неопр.)
. www.rulit.me.
Дата обращения: 22 сентября 2018.
-
Квасникова Ю. Ю.
Неизвестный композитор и педагог Карл Черни. — С. 149 .
Литература
-
Айзенштадт С. А.
Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. — М.: Композитор, 2010. — 215 с.
-
История мировой музыки: жанры, стили, направления / [Сост. А. и С. Минаковы]. — М.: Эксмо, 2010. — С. 177—178.
-
Ройзман Л.
К. Черни и его редакция клавирных сочинений Баха. — М.: Советская музыка, 1940. — 40 с.
-
Рохлина А., Копосова И.
Фуга в творчестве Карла Черни. — М.: Издательство "Перо", 2023. — 67 с.
-
Терентьева H.
Карл Черни и его этюды. — Л., 1978.
-
Steger H.
Beiträge zu C. Czernys Leben und Schaffen : Diss. — München, 1925.
-
Hasenцhrl F.
К. Czernys solistische Klavierwerke : Diss. — Wien, 1927.
-
Giocondo Fino D.
Carlo Czerny un grande pedagogo del pianoforte // Il Monumento. — 1927. — Vol. 2.
-
Haas R.
Carl Czerny // Musica. — 1957. — Jg. 11, H. 7-8.
-
Maс Ardle D. W.
Beethoven and the Czernys // Monthly musical record. — 1958. — Vol. 88, N. 988.
-
Gardavskэ C.
Liszt und seine tschechischen Lehrer // Studia musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. — 1963. — T. 5.
Ссылки