С
1949 года
и до смерти главный редактор журнала «
Знамя
». Согласно ряду источников, будучи на этом посту, передал в
КГБ
(по другим данным — в
ЦК КПСС
) рукопись романа
В. С. Гроссмана
«
Жизнь и судьба
»
. По другим сведениям рукопись Гроссмана была затребована ЦК КПСС из редакции «Знамени», что более соответствует нормам того времени
. При этом дочь В. Кожевникова,
Надежда Кожевникова
считает, что по действующим тогда правилам «
… рукопись такого объёма, да ещё со столь опасными прозрениями, параллелями Гитлер-Сталин, фашизм-коммунизм — должна была быть направлена в ЦК, в идеологический сектор
» в любом случае
.
М. Тубли
поддерживает точку зрения Надежды Кожевниковой, отмечая также отсутствие «документов или свидетельств», подтверждающих факт передачи в ЦК рукописи или информации о романе по инициативе Кожевникова
. В свою очередь,
А. И. Солженицын
, весьма осведомлённый в жизни редакции журнала «
Новый мир
», писал в книге «
Бодался телёнок с дубом
»:
«Я помню, как роман Гроссмана забрали именно из новомировского сейфа»
.
31 августа 1973 года В. М. Кожевников подписал
Письмо группы советских писателей
в редакцию газеты «
Правда
» об А. И. Солженицыне и
А. Д. Сахарове
. В письме сообщалось: «Солженицын открыто нарушает советские законы, ведёт себя антиконституционно. Он поддерживает пропаганду войны, выступает против разрядки. Надо спокойно решить вопрос о выдворении его из СССР»
.
Вадим Кожевников писал в основном рассказы и повести, его перу принадлежат романы «Знакомьтесь, Балуев» и «Щит и меч» (1965, о работе советского разведчика в немецком тылу), по которым были сняты одноимённые фильмы «
Знакомьтесь, Балуев
», «
Щит и меч
», повести «Великий призыв» (1940), «Грозное оружие» (1941), рассказ «Март—апрель» (1942, по нему был создан одноимённый художественный фильм), пьеса «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947, совместно с
И. Л. Прутом
)
. Наиболее успешной считают его фронтовую прозу, написанную в годы войны
.
Оценки
Не слишком высокую оценку творчеству Кожевникова-литератора дает писатель
Юрий Нагибин
, дневниковая запись от 26 октября 1984 года
Умер В. Кожевников. В некрологах о нём на полном серьезе: крупный художник, большой талант, выдающийся деятель. Он уже многие годы был эталоном плохой советской литературы; так дурно, как он, никто не писал, даже Марков, даже Стаднюк, даже Алексеев. Хотя от природы он был талантлив.
Несколько его старых рассказов, отдельные куски в «Заре навстречу» отмечены несомненным изобразительным даром, умением видеть и находить слова. Но он всё принес на алтарь Отечеству. Интересно, сознавал ли он сам, насколько дисквалифицировался? Чувствовал ли он потерю дарования, как потерю руки, ноги, или внешнее преуспевание компенсировало утрату высших ценностей?
«Степан Буков»
(о советском рабочем, который выучившись без отрыва от производства, получает диплом инженера и под конец становится партийным руководителем)
Годы огневые. М., 1972
Воинское счастье. М., 1977
«Повести»
, 1979, (повести
«Полюшко-поле»
,
«Пустыня»
,
«Белая ночь»
,
«Лилась река»
и
«В дальнем плавании»
)
Так было. М., 1980
Полюшко-поле. М., 1982
Рассказы и очерки
«Порт»
, 1930
«Девятое знамя»
, 1933
«Ночной разговор»
, М., 1939 (сборник рассказов)
«Тяжёлая рука»
, 1941 (сборник рассказов)
«Март-апрель»
, 1942
«Мера твёрдости»
, М., Молодая гвардия, 1942
«Рассказы о войне»
, 1942 (сборник рассказов)
«Дом без номера»
, 1943
«Любимые товарищи»
, М., Советский писатель, 1943
«Труженики войны»
, М., 1944 (сборник рассказов)
Рассказы. М., Советский писатель, 1946
«Это сильнее всего»
, М., Правда, 1947 (сборник рассказов)(изъят из общего доступа в
спецхран
)
Мальчик с окраины. М.. 1953
Живой мост. М.. 1954
Люди нового Китая. М., 1954
Такими гордится народ. М., 1955
Дорогами войны. М., 1955
Тысяча цзиней. М., 1955
Любимые товарищи. М., 1959
Дерево жизни. М., 1979
Уменье побеждать. М., 1987
Пьесы
«Судьба Реджинальда Дэвиса»
, 1947 (совместно с)
«Огненная река»
, 1949
Пьесы. М., Искусство, 1949
Киносценарии и экранизации
«
Март-апрель
», 1943 (по одноимённому рассказу, также автор сценария совместно с Н. Рожковым)
Эта версия восходит к словам А. Т. Твардовского.
С. И. Липкин
,
А. С. Берзер
так передают разговор редактора "Нового мира" и Гроссмана: "«Я бы тоже не напечатал, разве что батальные сцены. Но не сделал бы такой подлости, ты меня знаешь». По его [Твардовского] словам, рукопись романа была передана «куда надо» Кожевниковым"
.
Примечания
↑ Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 12. Кварнер — Коигур. 1973. 624 стр., илл., 35 л. илл. и карт.
↑
Семён Липкин
,
Анна Берзер
// [web.archive.org/web/20140718192823/belousenko.com/books/Lipkin/lipkin_berzer_grossman.htm "Жизнь и судьба Василия Гроссмана", "Прощание"]. —
М.
: «Книга», 1990.
Галина Юзефович.
(неопр.)
. itogi.ru (№40 (3.10.11)).
Дата обращения: 26 октября 2012.
27 ноября 2012 года.
Владимир Войнович
.
[www.pseudology.org/Kojevnikov/Kojevnikov_Voinovich.htm Крупный государственный деятель и большой писатель]
(неопр.)
(1985).
Дата обращения: 26 октября 2012.
20 ноября 2012 года.
Юрий Арабов
.
(неопр.)
«Знамя» (1 ноября 2001).
Дата обращения: 26 октября 2012.
4 февраля 2012 года.
(неопр.)
.
Ъ-Огонек
.
Дата обращения: 26 октября 2012.
12 октября 2012 года.
Анатолий Бочаров
.
[web.archive.org/web/20120514205524/belousenko.com/books/GrossmanV/grossman_bocharov.pdf Василий Гроссман: Жизнь, творчество, судьба]. —
М.
: Советский писатель, 1990.
Надежда Кожевникова.
(неопр.)
.
«Чайка»
, Номер 12 (191) (16 июня 2011).
Дата обращения: 26 октября 2012.
20 ноября 2012 года.
М. Тубли
. от 23 марта 2016 на
Wayback Machine
, Семь искусств.№ 9(46) сентябрь 2013
(неопр.)
.
публикуется по книге «Слово пробивает себе дорогу», М., «Русский путь», 1998
. Антология самиздата.
Дата обращения: 26 октября 2012.
24 апреля 2018 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 30 ноября 2022.
30 ноября 2022 года.
(неопр.)
.
Прожито
.
Дата обращения: 2 августа 2022.
7 января 2021 года.