Interested Article - Голоса нашего квартала (фильм, 1960)

« Голоса нашего квартала » ( арм. Մեր թաղի ձայները ; «Наш квартал» , «Квартал, который начинается с незавершённого дома» ) — киноповесть , снятая в жанре советского школьного кино на киностудии « Арменфильм » , рассказывающая о молодых людях, стоящих на пороге самостоятельной жизни, о дружбе, о любви.

История

В 1959 П. А. Зейтунцяном написана повесть « » на армянском языке , которая в 1961 вошла в книгу « » на русском языке .

В 1960 по книге снят фильм. В газете « » начата дискуссия по поводу не выпущенного на экран фильма. Впервые показан на экране 7 ноября 1964 в Ереване .

Сюжет

Сюжет разворачивается в одном из кварталов Еревана , в котором проживают молодые люди, находящиеся на пороге выбора своей судьбы. Тиграну нравится поэзия, Арсен не знает чем скрасить свои будни, а сирота Нунэ вынуждена тяжело работать у своих дальних родственников, которые относятся к ней, как к прислуге.

Нунэ влюбляется в сына хозяина — Карена, однако, спустя время понимает, что парень не разделяет глубину её чувств. От невзаимной любви страдает и кочегар Акоп, который тайно влюблён в Нинэ. Молодых людей объединяет недовольство отношением родственников к Нинэ. Спасая девушку от рук хозяев, каждый из них находит своё призвание.

В ролях

Съёмочная группа

  • Художник П. Бейтнер , звукооператор Н. Джалалян, режиссёр. Е. Цатурян

Критика

По словам Анри Вартанова , фильм «Голоса нашего квартала», снятый Ю. Ерзинкяном по сценарию П. Зейтунцяна, оказался неудачным, но имел интересную творческую судьбу. Лента многократно переделывалась, но так и не вышла в большой прокат, её показали только в сельских районах Армянской ССР. Основой сценария стала одноимённая тонкая и лиричная повесть Зейтунцяна, оставлявшая впечатление светлой грусти расставания с детством. Переделывая повесть в сценарий Зейтунцян фактически не внёс никаких изменений, лишь сократил часть эпизодов и заменил внутренние размышления персонажей их закадровым озвучанием. Режиссёр и вовсе устранил закадровую разноголосицу, оставив лишь один голос. Актёр, привлечённый к озвучиванию текста «от автора», и вовсе решил подражать зарубежным сатирическим кинокомедиям, и его голос вместо лиричности демонстративно ироничен. Характеры персонажей огрублены, сведены к одной поверхностной черте, потому их духовные поиски предстают перед зрителем ненужными, беспредметными. Исчезновение индивидуальности героев повлекло исчезновение веры к их мыслям и поступкам, что усугублено неудачным выбором режиссёром актёров . Например, интересный персонаж Арсен, который в повести и сценарии выведен хулиганистым, но заботливым силачом, постепенно эволюционирующим в трудолюбивого человека, нашедшего свою любовь, в фильме представлен чахлым юношей-бездельником, над которым насмехаются друзья и недоумевают зрители. В повести мотивация поступков героев не была прописана полностью, но читатель легко угадывал её исходя из общей атмосферы, контекста произведения, его лирического подтекста. Фильм же, утратив указанные черты повести, утратил и смысл слов и поступков своих героев. О том, что фильм не получится, стало понятно сразу, как только в работу над сценарием вмешался режиссёр, который не только сократил его, но и упустил при этом ключевые моменты . Так в повести приход Нуне к влюблённому в неё истопнику Акопу приводит к тому, что он, стесняясь нахлынувших эмоций, в попытке скрыть свои чувства, продолжает бросать уголь в топку. В фильме же этот эпизод снят так, что зритель видит в действиях Акопа лишь равнодушие. Фильм задумывался как разрушитель штампов армянского кино, и даже в самой ленте есть эпизод, когда один из персонажей отказывается идти на новый фильм, снятый студией «Армянкино», потому что все её фильмы про одно и то жё - идёт дождь и кто-то кому-то изменяет. Несмотря на это, и в этом фильме идёт дождь, и одна любовь строится на обломках другой. Есть в этом фильме и другие излюбленные штампы армянского кино — падение в воду в одежде, излишее комикование отдельных персонажей, подчёркивание сексуальности главной героини. Последнее не ограничивается обычными смелыми ракурсами, но дополняется сценами попыток её изнасилования . Анри Вартанов высказал сожаления о том, что яркая повесть Зейтунцяна не нашла достойного кинематографического воплощения, но возразил другим критикам, что лента не получилась ни упаднической, ни пессемистичной, поскольку фильм страдает не ошибочностью философии, а её отсутствием .

Примечания

  1. С. А. Ризаев . . — Ереван: Изд-во Акад. наук Арм. ССР, 1963. — 383 с. 3 июля 2023 года.
  2. 2812. Голоса нашего квартала // . — Москва, 1968. — Т. 4. 3 июля 2023 года.
  3. С. Г. Асмикян . . — Ереван: , 1992. — С. 36–37. — 219 с. — ISBN 978-5-8079-0226-9 . 3 июля 2023 года.
  4. / Г. П. Чахирьян , Институт истории искусств (Москва) . — Москва: Изд-во вост. лит , 1962. — 347 с. 3 июля 2023 года.
  5. В. Ю. Михайлин , . Скрытый учебный план: антропология советского школьного кино 1960-х годов. — М. : НЛО , 2020. — 584 с.
  6. Сурен Асмикян . Поле притяжения. О национальном феномене искусства // Литературная Армения . — 2003. — Апрель — июнь. — С. 95–117 .
  7. / А. А. Гаспарян. — М. : Крон-Пресс, 1994. — 415 с. — ISBN 978-5-8317-0049-7 . 3 июля 2023 года.
  8. / редкол. Л. С. Шаумян (гл. ред.) и др. — М. : Большая советская энциклопедия , 1961. — 579 с. 3 июля 2023 года.
  9. Перч Зейтунцян . Борьба против воинствующего зла / Новое в жизни, науке, технике : Литература // Знание . — 1967. — № 6 . — С. 54 .
  10. П. А. Зейтунцян . Голоса нашего квартала (арм.) / Ил. Х. Гюламирян. — Ереван: , 1959.
  11. Зейтунцян П . / Авториз. пер. с арм. А. Вердяна и Ю. Маряна; Ил. А. Папикян. — Москва: Мол. гвардия , 1961. — 239 с. 3 июля 2023 года.
  12. Новые книги. — М. : Всесоюзная книжная палата, 1961.
  13. / И. В. Вайсфельд . — Москва: Искусство, 1974. — Т. Вып. 6. — 254 с. — (Вопросы кинодраматургии). 3 июля 2023 года.
  14. , с. 120.
  15. , с. 121.
  16. , с. 122.
  17. , с. 122—123.

Литература

  • Вартанов А. С. // Кинематография Армении : сборник статей. — М. : Издательство восточной литературы, 1962. — С. 73—137.

Same as Голоса нашего квартала (фильм, 1960)