Interested Article - Выкресты

Вы́кресты , выкрест, выкрестка (разг. устар.) — перешедшие в христианство из другой религии; чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям .

Значение термина

Большинство современных словарей даёт слово «выкрест» с пометкой «устаревшее». Синонимы в словаре В. И. Даля: перекрест, перекрещенец, новокрещен, окрещённый еврей, мусульманин или язычник и глаголы выкрестить, выхрестить, выкстить, выкрещать и другие . Предшественниками выкрестов считаются марраны .

Выкресты с точки зрения иудаизма

Термин выкрест (в еврейской традиции ивр. משומד ‎, мешума́д , мн. мешумади́м ; букв. «погубленные») несёт негативные коннотации , так как крещение человека из иудейской семьи часто сопровождалось разрывом с иудейской общиной. Часто в мотивах выкрестов усматривали карьерные мотивы. С точки зрения иудаизма выкрест не соблюдает кашрут и шаббат .

Кантонисты

Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX — начале XX веков, когда религиозная принадлежность к иудаизму перестала жёстко определяться национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в Российской империи до 1917 года. Массовое крещение евреев практиковалось в эпоху Николая I, когда выкрестами стали до 30 тыс. евреев . По тысяче человек в год переходили из иудаизма в православие и в эпоху Николая II. Чаще всего выкрестами становились кантонисты (призванные на военную службу). Евреев из черты оседлости начали рекрутировать в русскую армию по царскому указу от 26 августа 1827 года . Кантонисты получали православные имена (согласно святцам), а также фамилию своих крестных родителей (в т.ч. такие как Ивановы , Петровы, Степановы) . Однако некоторые выкресты-кантонисты возвращались в иудаизм после выхода в отставку .

Иногда выкрестов не принимали в жандармы, с конца XIX века не рукополагали в священники, не брали на службу на флот, с 1910 года не производили в офицеры в армии; в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространён также на детей и внуков выкрестов . Однако известны выкресты-депутаты Государственной Думы Российской империи ( Моисей Деревянко ) [ источник не указан 2466 дней ] .

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка) // Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка .
  2. // Толковый словарь Ушакова
  3. (неопр.) Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  4. от 10 июля 2015 на Wayback Machine // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка
  5. (неопр.) . Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2016. 22 ноября 2016 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  8. См. Иванов, Николай Иудович
  9. (неопр.) Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  11. Гольдин С. от 17 июня 2013 на Wayback Machine // Лехаим. 2007. № 9 (185)

Литература

  • Герасимова В. А. Между иудаизмом и православием в России в XVIII в. // Вопросы истории . — 2016. — № 9. — С. 158—169.
  • Герасимова В. А. «Бывшие» евреи. Переход иудеев в православие в Российской империи XVIII в. // Нации и этничность в гуманитарных науках. — СПб. : Алетейя , 2015. — С. 169—176.
  • Герасимова В. А. Переход евреек в православие на русско-польском пограничье в XVIII в. // Параллели. — 2015. — № 13—14. — С. 35—44.
  • Герасимова В. А. Владимир Каллиграф: крещеный еврей в церковной иерархии Российской империи // Россия XXI век. — 2013. — № 2. — С. 84—97.
  • Герасимова В. А. К истории иудео-христианских взаимоотношений в России в первой половине XVIII века // Россия XXI век. — 2012. — № 1. — С. 160—179.
  • // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2005. — № 4 (22) . — С. 21–27 .

Ссылки

Same as Выкресты