Исаа́к Мануэль Франсиско Альбе́нис-и-Паскуаль
(
исп.
Isaac Manuel Francisco Albéniz y Pascual
;
29 мая
1860
,
Кампродон
—
18 мая
1909
,
Камбо-ле-Бен
) — испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.
В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С
1893
или
1894
жил в
Париже
. В 1897—1898 Исаак Альбенис занимался в «
Схола канторум
» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции —
Венсана д’Энди
,
Габриэля Форе
. Знакомство с
К. Дебюсси
оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда ещё музыка не затрагивала столь различные впечатления, такие яркие, что от изобилия образов хочется закрыть глаза, как от яркого солнца».
Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому
фольклору
— «золотым россыпям народного искусства», по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое
Ренасимьенто
.
Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей
Испании
(хота,
сегидилья
,
сортсико
, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: « » (1886), циклы пьес «Испания» (1890), « », « » (1892), «
Иберия
» (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором
Деода де Севераком
), симфоническая сюита « » (1899, завершена лишь первая часть). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид) и др.; оперы «Генри Клиффорд» (1895, театр «
Лисео
», Барселона), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); романсы и др.
Трилогия "Король Артур (Круглый стол) (
Le roi Arthus (La table ronde)
):
« » (
Merlín
) (1898—1902)
« » (
Lancelot
) (1902—1903, не завершена)
« » (
Guenevere
) (работа над оперой начата не была)
Музыка для фортепиано:
3 «старинные сюиты» (
Suites anciennes
)
Испанская сюита № 1 (
Suite española no. 1
, 1886). Включает 8 пьес, посвященных различным городам или регионам Испании:
Гранада
(
Granada
),
Каталония
(
Cataluña
),
Севилья
(
Sevilla
),
Кадис
(
Cádiz
),
Астурия
(
Asturias
) — использована группой «
Дорз
» (
The Doors
) в качестве вступления к композиции «Испанский Караван» (
Spanish Caravan
),
Арагон
(
Aragón
),
Кастилия
(
Castilla
) и
Куба
(
Cuba
) (остров в тот момент ещё принадлежал Испании).
Испанская сюита № 2 (
Suite española no. 2
, 1889). Включает 2 пьесы: Сарагоса (
Zaragoza
) и Севилья (
Sevilla
).
Иберия (
Iberia
). Сюита из 12 фортепианных пьес, сгрупированных в 4 тетради:
1-я (1906): 1.Evocación (Воспоминание), 2.El Puerto (Порт), 3.El Corpus Christi en Sevilla (Праздник Тела Христова в Севилье).
Характеристическая сюита (
Suite característica
, 1889?)
Воспоминания о путешествии (
Recuerdos de viaje
, 1886—1887), сюита для фортепиано. Включает 7 пьес: На море (
En el mar
), Легенда (
Leyenda
), Альборада, или Утренняя серенада (
Alborada
), В Альгамбре (
En la Alhambra
), Пуэрта-де-Тьерра (
Puerta de Tierra
), Шорохи Ла Калеты (
Rumores de la Caleta
), На взморье (
En la playa
).
7 сонат (2-я утрачена целиком, 1-я и 7-я — частично).
Наварра (
Navarra
, завершена Д. де Севераком и опубл. в 1912). Возможно, предназначалась для сюиты «Иберия».
Сарсуэлы:
Святой Антоний (
San Antonio de la Florida
) (1894).
Сочинения для оркестра (в том числе с участием солистов):
Испанская рапсодия
для фортепиано с оркестром (
Rapsodia española para piano y orquesta
). Существуют авторские обработки для 2-х фортепиано и для фортепиано соло.
Волкова Г. И.
Albéniz, Isaac // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. —
М.
:
Высш. шк.
, 2006. — С. 26—27. — 656 с. —
ISBN 5-06-004248-0
.