Interested Article - Шнабель, Артур (музыкант)
- 2021-03-25
- 2
Артур Шнабель ( нем. Artur Schnabel , 17 апреля 1882, , Галиция — 15 августа 1951, Аксенштайн на Люцернском озере ) — австрийский пианист, педагог, композитор.
Биография
Был третьим, младшим ребёнком в еврейской семье торговца тканями. В 1884 семья переехала в Вену . Артур начал учиться игре на фортепиано с четырёх лет, случайно заинтересовавшись уроками старшей сестры Клары. С 6 лет учился в Венской консерватории у Ганса Шмитта, а через три года был принят в класс прославленного Т. Лешетицкого (учитель сказал ученику: «Ты никогда не станешь пианистом. Ты — музыкант»), в котором занимался до 1897; одновременно с ним учились О. Габрилович , М. Гамбург и И. Фридман . В первый год прошёл строгую техническую подготовку под руководством А. Есиповой и Мальвины Бри, ассистентки Лешетицкого.
После неудачной попытки наладить контакт с А. Брукнером изучал теорию музыки и композицию у О. Мандычевского , ассистента Брамса , благодаря которому вошёл в брамсовский круг. Шнабель часто виделся с самим Брамсом и однажды присутствовал при исполнении его первого фортепианного квартета с участием автора.
В год выпуска из класса Лешетицкого Шнабель сыграл дебютный концерт в Бёзендорфер-зале , затем дал серию концертов в Будапеште , Праге и Брюнне .
В 1898 переехал в Берлин , где дебютировал концертом в Бехштейн-зале . После Первой мировой войны гастролировал в США , России , Великобритании , Испании . Изначально прославился как исполнитель концертов с оркестром под управлением А. Никиша и как камерный музыкант — выступал аккомпаниатором певицы Терезы Бер , своей будущей жены. В 1902 основал Шнабелевское трио со скрипачом Альфредом Виттенбергом и виолончелистом Антоном Эккингом , просуществовавшее до 1904. В 1905 основал второе Шнабелевское трио с Карлом Флешем и Жаном Жерарди . В 1914, с началом войны, бельгиец Жерарди покинул трио, не имея возможности оставаться в Германии; его заменил Хуго Беккер , — так появилось третье Шнабелевское трио. Позднее Шнабель играл в квартете с Б. Губерманом , П. Хиндемитом и Г. Пятигорским . Также выступал в ансамблях с Й. Сигети , П. Казальсом , П. Фурнье , дружил и играл с крупнейшими дирижёрами своего времени — В. Фуртвенглером , Б. Вальтером , О. Клемперером , Дж. Селлом , В. Менгельбергом , А. Боултом .
С 1925 года преподавал в Берлинской высшей школе музыки .
В 1933, после прихода к власти нацистов, покинул Германию. Жил в Италии, давал мастер-классы в Тремеццо . С 1939 — в США, в 1944 получил американское гражданство . Преподавал в Мичиганском университете . После окончания Второй мировой войны вернулся в Европу, поселился в Швейцарии . Его мать, Эрнестина Таубе, после аншлюса осталась в Вене и в августе 1942, в возрасте 83 лет , была депортирована в концлагерь Терезиенштадт , где умерла спустя два месяца. Шнабель ни разу не приехал в Германию и Австрию (даже по приглашению Фуртвенглера). Продолжал гастролировать и записываться до конца жизни.
В семье Шнабеля и Терезы Бер родились двое сыновей — Карл Ульрих (1909—2001), также ставший пианистом, и Стефан (1912—1999), актёр.
Репертуар
Шнабель наиболее известен как интерпретатор немецкой музыки, особенно венских классиков — Моцарта , Бетховена и Шуберта . Однако его репертуар был гораздо шире. В свои «виртуозные» берлинские годы он играл сочинения Листа , Шопена и Вебера . На ранних американских гастролях он включал в программу прелюдии Шопена и Фантазию до мажор Шумана . По воспоминаниям К. Аррау и В. Горовица , слушавших Шнабеля в 1920-е, он играл Первый концерт и Вторую сонату Шопена, Концертштюк фа минор, Вторую сонату и «Приглашение на танец» Вебера. Сам Шнабель говорил, что очень часто исполнял Сонату си минор и Первый концерт Листа.
После отъезда из Германии Шнабель полностью исключил подобные сочинения из репертуара. Сам он в качестве причины называл желание играть только ту музыку, которая превыше всякой интерпретации . Высказывалось и другое мнение: Шнабель, оторванный от родной культуры, ограничился немецкими композиторами, чтобы сохранить культурные корни .
Шнабель сыграл огромную роль в популяризации фортепианных сочинений Шуберта и особенно Бетховена. Он стал первым пианистом, осуществившим запись всех сонат Бетховена, ныне считающуюся эталонной, несмотря на технические погрешности (особенно в быстрых частях).
Награды
Кавалер черногорского Ордена князя Данило I .
Введён в Зал славы журнала Gramophone .
Автобиография
Автор автобиографической книги My life and music (1961, многократно переиздавалась).
Публикации на русском языке
- «Ты никогда не будешь пианистом!» — М.: Классика-XXI, 1999 (2-е изд. — 2002)
Примечания
- Ныне — , часть города Бельско-Бяла , Силезское воеводство , Польша .
- 88 notes pour piano solo , Jean-Pierre Thiollet, Neva Editions, 2015, 356. ISBN 978-2-35055-192-0
- Schnabel, Artur. My Life And Music (неопр.) . — New York & London: Dover/Smythe.
- Harris Goldsmith, Artur Schnabel: Paradigm or Paradox? , Keynote 3, March 1982
- (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 25 сентября 2013 года.
Ссылки
- (неопр.) . 14 января 2012 года.
- 2021-03-25
- 2