Неоготика
- 1 year ago
- 0
- 0
Англи́йская го́тика — архитектурный стиль , распространённый в Англии в позднем Средневековье и раннем Новом времени . Наиболее широко использовался при строительстве церквей. Определяющими готический стиль чертами является применение в конструкции стрельчатых арок , рёберных сводов и аркбутанов , а также широкое использование витражей , что совокупно позволяло строить здания дотоле невозможной высоты и ширины, ярко освещённые сквозь огромные витражные окна. Среди значительнейших образцов английской готики сохранившиеся Вестминстерское аббатство , Кентерберийский , Солсберийский , Йоркский соборы , а также утраченный старый Сен-Пол в Лондоне. Готический период в архитектуре продлился в Англии до начала XVI века, дольше, чем в континентальной Европе.
Готический стиль родился во Франции , где впервые его отдельные элементы сложились в характерный комплекс хора аббатства Сен-Дени под Парижем, законченного в 1144 году . Многие черты готической архитектуры получились закономерным развитием романского стиля (в Англии часто называемого норманнским), другие были завезены из Иль-де Франс , где в 1135—64 годах был воздвигнут первый готический ( англ. ) (не монастырская церковь, как Сен-Дени) . Одним из примеров переходного периода можно назвать Даремский собор , где в целом типично норманнское здание было дополнено первым в стране нервюрным сводом. Первой церковью в Англии, целиком и с самого начала выстроенной в готическом стиле, стал Уэлский собор , начатый в 1175 году . После того, как в 1174 пожар уничтожил норманнские хоры Кентерберийского собора, для восстановления его был приглашён француз Гийом из Санса, который выстроил хоры в новой манере также в 1175—1180 годах. Наряду с культовыми сооружениями, готический стиль применялся и в университетских постройках, дворцах, госпиталях, гильдейских залах и др.
Стиль разделяется на три периода: Раннеанглийская готика (конец XII—конец XII вв.), Декоративная, или Украшенная готика (конец XIII—начало XIV вв.) и Перпендикулярная готика (XIV—XVII вв.). Архитектор и историк искусства ( англ. ) в 1812 году в книге «Попытка разбора стилей архитектуры Англии» ( англ. Attempt to Discriminate the Style of Architecture in England) разделил постройки от времён Вильгельма Завоевателя до Генриха VIII на следующие стили: от Вильгельма Завоевателя (1066) до Генриха II (1189) — Норманский, от Ричарда Львиное Сердце (1189) до Эдуарда I (1307) — Раннеанглийский, в правление Эдуарда II и Эдуарда III (1307—1377) — Украшенный, и от Ричарда II (1377) до Генриха VIII (1547) — Перпендикулярный . Стиль готики XV века, при династии Тюдоров , называют Тюдоровским , на смену которому в эпоху Елизаветы I приходят Елизаветинский и Ренессансный стили . Рикман исключает из рассмотрения постройки после Генриха VIII, называя «стиль этих пристроек и перестроек» конца XVI—начала XVII веков «часто заметно испорченным» ( англ. often much debased) . Архитектор и историк искусства ( англ. ) в работе 1851 года «Семь периодов английской архитектуры» ( англ. The Seven Periods of English Architecture) после Норманского выделяет Переходный период (1145-90) в котором характерно совместное использование стрельчатой и полуциркульной арок . Основываясь на форме окон , Шарп переназвал Раннеанглийский период Ланцетным стилем (1190—1245), разделил Украшенный стиль на Геометрический (1245—1315) и Криволинейный (1315—1360), а третий период назвал Вертикальным (1360—1550).
За исключением Солсберийского собора , памятники английской готики обычно представляют собой комбинацию стилей вследствие того, что даты их строительства, дополнений и перестроек часто занимают диапазон до 400 лет.
Период раннеанглийской готики занимает время с конца XII по конец XIII веков и следует за норманским периодом, в течение которого были построены первые крупные полностью каменные (вместо перекрытых деревянными конструкциями) соборы и аббатства. В норманской архитектуре характерно использование декора трёх классических ордеров и толстых сплошных стен с примкнутыми небольшими контрфорсами , больше похожими на пилястры . Переходный период от норманского стиля к готическому занимает 1145—1190 годы, правление Стефана и Ричарда I Львиное сердце
Раннеанглийская готика является плодом трансформации на островной почве «французского стиля» [ источник не указан 1179 дней ] , завезённого из Кана , откуда прибывали мастера и нередко завозились уже обработанные стройматериалы. Также прослеживается влияние архитектуры Иль-де-Франс, где в Сансе поднялся первый полностью готический собор и откуда прибыл, в частности, строитель хора в Кентербери Гийом Санский .
Раннеанглийская готика ещё сохраняет достаточно мощные стены, на которые опираются каменные своды, призванные уберечь внутренность церкви от сущего бича средневековых храмов: пожара на деревянной кровле. Вес сводов воспринимается нервюрами, преобразуясь в вертикальную составляющую и силу горизонтального распора. Первый нервюрный свод построен в романском соборе в Дареме .
Концентрация сил при помощи нервюр вызывает необходимость уравновесить эти теперь сосредоточенные силы не сплошной массивной стеной, а развитыми контрфорсами, то есть пристроенными к стене снаружи сравнительно узкими, всё сильнее выступающими к основанию выступами, а необходимость передать силы распора свода центрального нефа над пролётом боковых вызвала к жизни аркбутан в виде ползучей арки. Контрфорс для устойчивости дополнительно нагружается сверху тяжёлым пинаклем , и статическая система готики на этом принципиально завершена. Контрфорсы впервые появляются в капитулярной зале Личфилдского собора .
Характерным элементом раннеанглийского стиля является ланцетовидное окно , высокое и узкое, завершённое стрельчатой аркой, что гармонирует со стрельчатыми аркадами и нервюрами сводов. Такие окна обычно располагаются группами под общей широкой аркой, в переплётах используются мотивы наконечника копья ( лат. lance).
Украшенным или декоративным второй период английской готики (конец XIII—конец XIV веков) называют потому, что количество орнамента и декоративных элементов в нём лавинообразно нарастает, поверхностью для украшения становится каждый квадратный метр интерьера и фасада. Отчасти это объясняется влиянием французского лучистого стиля , отчасти — растущим богатством заказчиков.
Иногда этот период разделяют на два меньших, по основному мотиву орнаментов: геометрический стиль (от 1245—50 до 1315—1360), чьи орнаменты состоят из отрезков прямых и дуг окружности, и криволинейный (от 1290—1315 до 1350—1360) .
Добавления в декоративном стиле встречаются в более ранних постройках, один из самых ярких примеров в соборе Уэлса : архитектор ( англ. ) построил башню над средокрестием в 1315—1322 годах в украшенном стиле, а вскоре Уильям Джой (William Joy), прибавил к ней новые арки для укрепления конструкции и присоединил капеллу Девы Марии к хорам. В 1329—45 годах он же воздвиг уникальную двойную арку в украшенном стиле [ неавторитетный источник ] .
Перпендикулярная готика — третий и последний период развития английского готического зодчества (конец XIII—середина XVI веков), основной чертой которого является пристрастие к вертикальным линиям. Также называется вертикальным стилем . Первый образец перпендикулярной готики — капитулярная зала старого лондонского Сен-Пола , выстроенный королевским архитектором ( англ. ) в 1332 году . Другой королевский архитектор, ( англ. ), также разрабатывал ранний перпендикулярный стиль, а полного развития он достиг в работах ( англ. ) и ( англ. ).
Влияние на стиль оказала общая историческая ситуация того времени, в частности, Чёрная смерть , которая за полтора года от июня 1348 до декабря 1349 унесла треть населения Англии, а, возвратившись в 1361—2 годах взяла ещё пятую часть остатка. Эти трагические события оказали влияние на искусство, обернув его к более серьёзным или мрачным темам .
Постройки стали значительно выше, витражи заняли практически всё площадь стен, от которых остались лишь опорные столбы. Извилистые линии декоративного периода уступают место более сухим геометрическим построениям . Для поддержки вертикальных членений огромных окон вводятся горизонтальные перемычки, и переплёт начинает напоминать прямоугольную решётку . Хорошим примером витражных стен перпендикулярного периода является капелла Королевского Колледжа в Кембридже .
Церкви увенчиваются высокими башнями, как, например, соборы в Йорке , Глостере , Вустере , и церкви , , .
Интерьеры перпендикулярного стиля отличаются изысканной столярной работой, например, мизерикордиями (откидными сиденьями) с гротескной резьбой, «poppy heads» (от фр. poupée — кукла) или пучками резных листьев на скамьях, разноцветными цветочными узорами на деревянных панелях .
Перпендикулярный период стал самым долгим периодом развития готики, он продолжался ещё век после того, как готика закончилась на континенте, уступив место архитектуре ренессанса, и к концу его ренессансные мотивы входят в английскую готику. Ренессансная преграда, например, построена в капелле Королевского колледжа Кембриджского университета. В елизаветинский период (1558—1603) появляются и пять классических ордеров, и орнаменты итальянского Возрождения, к примеру, на гробнице Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Стрельчатая арка уступает место римской полуциркульной, каменную кладку заменяет кирпич, и самобытная готика заменяется имитациями греческой и римской архитектуры .
Высокие деревянные кровли — отличительная черта как церковной, так и светской английской готики. Задачи их двоякие, как противостоять снежной, дождливой и ветреной английской погоде, так и дополнительно скреплять здание. В нормандской архитектуре обычно уклон кровли составляет 45°, то есть прямой угол в коньке, что гармонирует с полуциркульными арками на фронтоне. Рёберный свод со стрельчатыми арками вызывает к жизни кровли с уклоном 60°, то есть в сечении — равносторонние треугольники. Поздний перпендикулярный стиль в связи с применением пониженной тюдоровской арки уменьшает наклон кровли до 20° и менее. Покрытие обычно черепичное или из свинцовых листов .
Простые готические крыши держатся на длинных стропильных ногах, которые опираются на деревянную балку, заделанную в стене. Позднее стали использоваться т. н. фермы короля и фермы королевы, в которых стропила дополнительно опираются через стойки на горизонтальную балку, которая связывает их нижние концы. Ферма короля содержит одну стойку, опускающуюся из конька крыши, и диагональные подпорки. В ферме королевы используются две подпорки и дополнительная затяжка между стропильными ногами, и такая ферма способна перекрыть пролёт до 12 метров. Оба типа ферм придают крыше большую устойчивость и жёсткость, и вес её распределяется непосредственно на стены .
Тем не менее, готические архитекторы недолюбливали обычные фермы, потому что многочисленные горизонтальные затяжки скрадывают высоту помещения. Чтобы этого избежать, они изобрели уникальное решение — Hammerbeam-систему . В ней стропильные ноги не связаны затяжкой понизу. От высоко расположенной верхней затяжки спускаются выгнутые в стрельчатую арку балки, которые передают вес и распор кровли на стены и контрфорсы. Старейший образец такой системы сохраняется в Винчестерском соборе , а самый известный — кровля Вестминстер-холла (1395), королевского зала для пиршеств и церемоний, самая большая деревянная кровля своей эпохи. Также можно отметить крыши Крайст-Чёрч, Оксфорд , Тринити-колледж , Кембридж, и ( англ. ) близ Ливерпуля . Похожая система с аркообразными балками построена в Уэксемском соборе ( англ. Wexham Cathedral) .
Из-за тесной связи первых английских университетов с церковью, ими была воспринята церковная архитектура вообще и готический стиль в частности. Старейший сохранившийся образец университетской готики — постройки вокруг квадратного двора en Мертон-колледжа в Оксфорде (1288—1378) Бэллиол-колледж в Оксфорде располагает готическими постройками с 1431 года, среди них можно отметить «новую библиотеку» в средневековом зале по западной стороне и «старую библиотеку» на первом этаже по северной стороне. Архитектура Бэллиола происходит скорее от замковой, чем от церковной, имитируя укрепления. Капелла Королевского колледжа в Кембридже располагает образчиком четырёхцентровой арки перпендикулярного стиля.
Перпендикулярная неоготика встречается редко, преимущественно за образец брали декоративный стиль . Основные постройки неоготики — новое здание Вестминстерского дворца (где располагается британский парламент ), Мемориал Уиллса в Бристольском университете (1915—25) и в Сиднее.
Early to High Gothic and Early English (c.1130–c.1240) Rayonnant Gothic and Decorated Style (c.1240–c.1350) Late Gothic: flamboyant and perpendicular (c.1350–c.1500)(неопр.) . Дата обращения: 26 сентября 2020. Архивировано 10 апреля 2020 года.
First Pointed (Early English) was used from the end of C12 to the end of C13, though most of its characteristics were present in the lower part of the chevet of the Abbey Church of St-Denis, near Paris (c.1135–44). ... Once First Pointed evolved with Geometrical tracery it became known as Middle Pointed. Second-Pointed work of C14 saw an ever-increasing invention in bar-tracery of the Curvilinear, Flowing, and Reticulated types, ... culminating in the Flamboyant style (from c.1375) of the Continent. Second Pointed was relatively short-lived in England, and was superseded by Perp[endicular] (or Third Pointed) from c.1332, although the two styles overlapped for some time.(неопр.) . Дата обращения: 26 сентября 2020. Архивировано 12 января 2021 года.