Interested Article - Порою блажь великая
- 2020-02-12
- 1
« Порою блажь великая » в переводе Д. Сабарова или « Порою нестерпимо хочется… » в переводе М. Ланиной ( англ. Sometimes a Great Notion ; 1964 ) — второй роман Кена Кизи . Был написан во времена Веселых Проказников в Ла-Хонде и вышел в 1964 году. Действие романа происходит в вымышленном городе Ваконде. Название романа взято из текста известного фолк -стандарта « Goodnight, Irene », приобретшего значительную популярность в 1930-е годы в исполнении певца Ледбелли .
Порою обитаю на природе
Порою обитаю в городке
Порою блажь великая приходит:
Дай прыгну я… и утоплюсь в реке.
Сюжет
Центральным объектом повествования является семья Стемперов, упрямый клан лесорубов. Они живут на границе леса, отделенные от остальных жителей Ваконды рекой. В книге одновременно развиваются два конфликта — внешний и внутренний.
Профсоюз лесорубов объявил забастовку с требованием оставить прежний уровень оплаты труда при сокращении количества рабочих часов, вызванном введением бензопил в качестве средства производства. Семья Стемперов, единственная в городе не вступившая в профсоюз и имеющая независимые заказы на заготовку древесины, сама ставит себя в положение штрейкбрехеров . Отношение горожан к их решению поступательно ухудшается на протяжении книги, и эта сюжетная линия является «внешним конфликтом».
«Внутренний конфликт» представлен взаимоотношениями сына Генри Стемпера Хенка, его младшего сводного брата Лиланда и жены Хенка Вив. После смерти матери Хенка Генри женился второй раз на девушке намного младше себя, поэтому родившийся у пары Лиланд на двенадцать лет младше своего сводного брата. С детства Ли привык считать Хенка первым во всём, бесстрашным и непобедимым — тот был школьным чемпионом по всем видам спорта и имел репутацию крутого парня. Сам же Лиланд рос задумчивым, хилым и болезненным. Он отчаянно завидовал старшему брату, но окончательно возненавидел его после того, как подглядел, что его мать изменяет старому Генри с Хенком. Лиланд уехал вместе с матерью, не выдержавшей прозябания в семье лесорубов, на Восточное побережье, где учился в колледже и стал разочарованным во всём интеллигентом с массой психологических проблем. Он был уверен, что никогда не возобновит общение с семьёй. Но через двенадцать лет после отъезда Ли Генри получает травму и не может больше работать, а Стемперы нанимают на работу только членов семьи. Так Ли получает открытку с просьбой помочь на лесоповале и возвращается к родственникам, влекомый желанием отомстить Хенку…
Стиль
Кизи , впечатленный и одновременно подавленный успехом первого романа , задумал более основательное и реалистичное произведение, используемое как поле для литературных экспериментов. Этот роман часто сравнивают с « Авессалом, Авессалом! » Уильяма Фолкнера .
В книге постоянно используется особая техника изложения, когда несколько персонажей ведут речь от первого лица без указания на говорящую персону. Однако при более внимательном рассмотрении видно, кому принадлежит монолог . Этот прием позволил Кизи раскрыть внутренние мотивы персонажей без использования диалогов. Обычно «переключение» между рассказами разных персонажей отмечается с помощью курсива или скобок.
Критика
Первые отзывы о книге нельзя назвать однозначными. Вероятно, это связано с тем, что многие критики ожидали от Кизи дальнейшего развития психоделической темы. Также общим было мнение о «раздутости» произведения. назвал роман «одной из важнейших книг, написанных в Америке во второй половине двадцатого столетия». В 1997 г. Американское Северо-Западное общество писателей поместило произведение на первое место списка «12 важнейших произведений Северо-Запада» .
Экранизация
По мотивам произведения Кизи в 1971 году был создан c Полом Ньюманом и Генри Фонда . Картина была дважды номинирована на Оскар .
От издателя
В орегонских лесах, на берегу великой реки Ваконды-Ауги, в городке Ваконда жизнь подобна древнегреческой трагедии без права на ошибку . Посреди слякоти, и осени, и отчаянной гонки лесоповала, и обреченной забастовки клан Стэмперов, записных упрямцев, бродяг и одиночек, живёт по своим законам, и нет такой силы, которая способна их сломить. Каждодневная борьба со стихией и непомерно тяжкий труд здесь обретают подлинно ветхозаветные масштабы. Обыкновенные люди вырастают до всесильных гигантов. История любви, работы, упорства и долга оборачивается величайшей притчей столетия. На этой земле полутонов во множестве, однако не бывает полумер и ничего невозможно сделать вполсилы.
См. также
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 7 сентября 2014 года.
- «Когда я работал над „Порою нестерпимо хочется“, одной из причин написания было то, что я должен был это написать, ибо был неизвестен», — сказал он. — «Я должен был заполучить все те разлетающиеся воздушные шарики и держать их вместе, ни на что иное не отвлекаясь. Сейчас все изменилось, изменилось именно потому, что я стал известным. А известность — это плохо для писателя. Вы не можете полноценно наблюдать, если сами находитесь под наблюдением.» — «„из интервью для Associated Press , 1990 г.“»
Ссылки
- 2020-02-12
- 1