Interested Article - Лейбград, Сергей Моисеевич
- 2021-10-12
- 2
Серге́й Моисе́евич Лейбгра́д (род. 14 января 1962 , Куйбышев ) — русский поэт , культуролог , публицист , теле- и радиоведущий , литературтрегер.
«…Границы между жанрами в творчестве Сергея Лейбграда весьма условны. Главное для него — ритм и приключения слова в бесконечных поисках смысла. Лейбград — туземец поэзии, чистый лирик, неустанно выметающий из своего дома сор шаблонных фраз и конвенциональных чувств и в неустанности этого действия понимающий его трагическую бессмысленность. Сизиф, любовно оглаживающий свой камень». ( Ирина Саморукова )
Биография
Родился в семье учительницы французского языка Клары Шмаевны Лейбград и военного врача Моисея Акивовича Лейбграда. Окончил с отличием Куйбышевский институт культуры (1984). Служил в армии. Женат, имеет двоих детей (дочь и сын).
Работал ответственным редактором-составителем «Историко-культурной энциклопедии Самарского края» (1990—1995), главным редактором радио « Эхо Москвы в Самаре » (1999—2002), литературным редактором архитектурного журнала «А. С. С. — Проект Волга». Создатель и главный редактор вестника современного искусства «Цирк Олимп» (1995—1998) , где публиковались ведущие авторы неподцензурной и постмодернистской литературы ( Вс. Некрасов , Г. Айги , Дм. Ал. Пригов , А. Сергеев , В. Тучков , Л. Рубинштейн , М. Айзенберг , И. Ахметьев , В. Кривулин , А. Ожиганов , Т. Кибиров , Г. Лукомников , А. Макаров-Кротков , Д. Воденников , С. Львовский и др.).
Автор и ведущий литературно-художественных и аналитических программ («Мера доверия», «Удовольствие от текста», «Эхо культуры», «Инверсия», «Славянский базар», «Дриблинг», «Избранное», «Вкус дня», «Свидетели Самары», «Утренний разворот») на радио « Эхо Москвы » в Самаре (1998—2002, 2010—2020 и с 2021 ), политических и художественно-экспериментальных программ («Метабола», «Впрочем», «Совет безопасности») на телеканале « Терра-НТВ » ( Самара , 2000—2006), ток-шоу «Южная трибуна» на канале « РИО » и « Губерния » (с 5 мая 2006) и «Правила игры» на канале « » (с 22 марта 2011).
Режиссёр-постановщик «драматических инсталляций » — «Картотека немоты» (по текстам Льва Рубинштейна , 1997), «Апуфеоз» ( по текстам Дмитрия Пригова , 1998), «Пушкин после Пушкина» (1999) и перформансов .
Автор 12 документальных фильмов из цикла «Музей самарского футбола» (премьера первой картины «Танго Виктора Карпова » состоялась 4 марта 2011 года на телеканале « »). Фильм С. Лейбграда из этого цикла «Весь этот джаз Галимзяна Хусаинова» стал победителем второго Открытого фестиваля спортивного кино и телевидения в Тольятти (номинация «Спорт и общество», октябрь 2013 г.).
Преподавал историю мировой художественной культуры в самарских вузах: Педагогическом университете, Гуманитарной академии, Академии искусств и культуры и Архитектурно-строительном университете. Инициатор и организатор всероссийских и международных фестивалей актуального искусства «Диалог без посредников», «Равновесие вина и любви», « Пушкин после Пушкина », «Европейские дни в Самаре» (1995—2005), куратор литературно-театрального фестиваля « Майские чтения » в Тольятти (1990—2007, 2009).
Автор проекта и куратор Музея самарского футбола . Соредактор литературно-художественного и аналитического интернет-портала «Цирк „Олимп“+TV» (с 2011 года). Главный редактор информационного агентства и экспертного портала « » (с июня 2012 года до декабря 2017 года ).
Участник конгресса «Украина — Россия: диалог», проходившего 24—25 апреля 2014 года в Киеве.
23 января 2021 года Лейбград был задержан на митинге за освобождение Алексея Навального и других политических заключённых . В марте 2022 года суд признал задержание незаконным .
В 2022 году Сергей Лейбград осудил военную агрессию России против Украины .
Творчество
«В текстах Лейбграда нет отдельных слов, есть цепочки, нить, пластика языка, которая поддерживает речевой поток в постоянном напряжении. Потому что тексты Лейбграда — это ускользающие смыслы невнятного бормотания, „кипяток сознания“, в который невозможно погрузиться, не обжегшись, и который невозможно остудить». ( Галина Ермошина . Самарский верлибр на фоне российской поэзии )
Сергей Лейбград — автор семнадцати книг стихотворений и эссе , изданных в Москве , Самаре, Тольятти и Израиле . Победитель (первая премия) самарского областного фестиваля молодой поэзии ( 1989 ). Лауреат Фестиваля русской поэзии в Германии ( 1990 ) и фестиваля « » ( 1999 ). Участник Всемирного конгресса русской прессы в Нью-Йорке и Европейской академии поэзии в Хельсинки ( 2000 ), Первого международного фестиваля поэзии в Москве ( 2001 ), семинаров поэтов стран Балтии «НордВест» в России, Швеции, Финляндии, Эстонии и Литве ( 1996 — 2004 ), фестиваля современной российской поэзии «ГолосА» ( 2008 , 2009 , 2012 ) и международного фестиваля современного искусства « » (проект «Поэт в городе», 2012 ). Публиковал стихотворения и эссе в журналах и альманахах « Дружба народов », «Пушкин», « Русский журнал », « Новое литературное обозрение », «Остров», « Воздух », «Дирижабль», « Дети РА », «Лик», «День поэзии», «Истоки», «Золотой век», «Час культуры», «Послания», «Перформанс», «Таволга», и др. Тексты Лейбграда включены в « Нестоличная литература », «Диалог без посредников», «Америка глазами русских писателей», «Времена и пространства: русская поэзия XX века», «Антология современной русской поэзии 1989 — 2009 » ( Франция , 2010 ), «Поэтический путеводитель» (Пермь: Культурный альянс, 2012 ), (Тель-Авив, 2022), (СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2022), переведены на английский, немецкий, французский, польский, финский, шведский, латышский, литовский и эстонский языки.
«Каждая следующая книга Сергея Лейбграда продолжает предыдущую и все отчётливее обозначает какую-то „передовую линию“. Позади неё — обстоятельства преодоленные, впереди — обстоятельства непреодолимые, но тем не менее преодолеваемые. Энергия такого наступательного сопротивления и есть, вероятно, основное свойство поэзии Лейбграда. Преодоление инерции: стихосложения, жизни. Не „сочинение“, а перенесенный в область словесности единый и единственный сюжет. Судьба, если хотите». ( Михаил Айзенберг )
В 2003 году по итогам опроса, проведенного редакцией журнала «Босс» и самарским отделением Союза журналистов России, Сергей Лейбград был признан «Звездой Самарской губернии» в номинации «Поэзия». Лауреат общественной премии «Посол Самарской губернии» в номинации «Литератор и публицист 2003 года » . Лауреат премии за лучшую поэтическую публикацию литературно-художественного журнала « » в 2013 году. Стихотворение Лейбграда «приснилось…» вошло в премиальный лист литературной премии «Поэзия» в номинации «Стихотворение 2020 года ».
Член Московского отделения Союза литераторов России .
Член Союза журналистов России . Член-корреспондент Самарской гуманитарно-эстетической академии.
Как отмечает доктор филологических наук Ирина Саморукова ,
Лейбград почитается и в Самаре и далеко за её пределами как поэт, культуролог, публицист, редактор, преподаватель, историк-краевед, арт-провокатор, правозащитник, телеведущий, акционист , оппонент генерала Макашова …Словом, Лейбград — это образ жизни .
Книги
- Своя чужая душа. Стихи. — Самара: Книжное изд-во, 1991. — 32 с.
- Силлабо-тонические стихи. Самара, 1992. — 52 с.
- Проба на испуг. Стихи. — Самара: Центр «Информ-видео-пресс», 1993. — 66 с.
- Самаритянин. Стихотворения. — М.: Современный писатель-Олимп, 1993. — 94 с.
- Словарь для опоздавшего. Стихи и проза. — Самара: ЛП «ВИФ», 1995. — 44 с.
- Лирический синдром. Стихи. — Самара: ЛП «ВИФ», 1998. — 62 с.
- Слепая вода. Стихи и эссе. — Самара: А. С. С.- Проект «Волга», 2000. — 48 с.
- Соблазн отчаяния (1982—2002). Стихи и другие тексты. —— Тольятти: Литературное агентство Вяч. Смирнова, 2002. — 255 с.
- Атипичная лирика. Стихи и эссе. — Самара: АНИ, 2003. — 56с.
- Безумие и нежность, или Опыт развоплощения. Самара: АНИ, 2006. — 88 с.
- Позёмка дыма, или Вне зоны действия сети. Самара: Ассоциация независимого искусства, 2006. — 64 с.
- Течение времени. Стихи. — Самара: ДСМ, 2008. — 116 с.
- О чём речь. Тринадцатая книга стихотворений. — Самара: ДСМ, 2012. — 80 с.
- . — Самара: изд-во «Засекин», 2013 — 64 с. (Поэтическая серия "Цирка «Олимп»)
- . — Самара: изд-во «Засекин», 2016 — 72 с. (Библиотека "Цирка «Олимп»)
- Убитое время: стихи . — Самара, изд-во «Слово», 2020 — 72 с.
- когда нигде. — Издательство «Книга Сефер». Проект «Вольное книгопечатание». Израиль, 2023. – 134 с.
Источники
- (рус.) . www.facebook.com . Дата обращения: 26 октября 2020.
- (рус.) (22 ноября 2015). Дата обращения: 22 декабря 2021. 22 декабря 2021 года.
-
.
Meduza
. из оригинала 12 января 2018 . Дата обращения: 12 января 2018 .
{{ cite news }}
: no-break space character in|title=
at position 113 ( справка ) - (рус.) . www.kommersant.ru (23 января 2021). Дата обращения: 14 июля 2022. 14 июля 2022 года.
- (рус.) . Засекин (17 марта 2022). Дата обращения: 14 июля 2022. 14 июля 2022 года.
- (рус.) . Засекин (2 марта 2022). Дата обращения: 14 июля 2022. 9 августа 2022 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 18 октября 2008. 28 декабря 2010 года.
- (неопр.) . poetryprize.ru . Дата обращения: 6 ноября 2021. 16 ноября 2021 года.
- от 19 ноября 2014 на Wayback Machine // «Performance» (Самара), вып. 9-10.
- (неопр.) . Дата обращения: 1 июля 2010. 14 ноября 2011 года.
- (неопр.) . www.cirkolimp-tv.ru . Дата обращения: 10 января 2022. 10 января 2022 года.
- (неопр.) . www.facebook.com . Дата обращения: 5 ноября 2023.
Ссылки
- на сайте « Новая карта русской литературы »
- 2021-10-12
- 2