Interested Article - Бёртон, Клифф

Кли́ффорд Ли (Клифф) Бёртон ( англ. Clifford Lee Burton , Cliff Burton ; 10 февраля 1962 27 сентября 1986 ) — американский музыкант , второй бас-гитарист метал-группы Metallica . Высокий уровень техники, необычная манера игры, разнообразие музыкальных вкусов, композиторские навыки и неожиданная трагическая смерть сделали его культовым музыкантом, и оказали влияние на весь жанр хэви-метала . В 2011 году признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone . Редакция же этого журнала поместила Бёртона на 25-е место в списке лучших басистов всех времён .

Биография

Ранние годы

Клиффорд Ли Бёртон родился 10 февраля 1962 года в городе (англ.) Калифорнии , в семье Рэя и Джанет Бёртон. В возрасте 6 лет начал играть на фортепиано . В 1976 году, когда ему было 13, от аневризмы сосудов головного мозга скончался его старший брат Скотт, который хорошо играл на бас-гитаре . Клифф, тяжело переживавший его смерть, поклялся стать лучшим бас-гитаристом, и начал учиться игре на бас-гитаре у местного учителя. И если ранее Клифф уделял игре на фортепиано два часа, то бас-гитаре не менее шести часов в день (даже после присоединения к Metallica, и обретения культового статуса) [ источник не указан 1269 дней ] .

В школе Бёртон организовал первую группу, называвшуюся EZ Street, в которую, помимо него, вошли будущие участники группы Faith No More — гитарист (англ.) (и барабанщик Майк Бордин . Вместе с Мартином Бёртон продолжил обучение в колледже (англ.) Хейварде (Калифорния).

Включение в Metallica

Члены группы Metallica искали замену басисту Рону Макговни , который отказался от продолжения музыкальной деятельности в группе. В соответствии с информацией к альбому Garage Inc. , Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих посетили концерт группы Trauma (в которой тогда играл Бёртон) и услышали потрясшее их тогда гитарное соло. Заметив, что соло (это было знаменитое (Anesthesia) Pulling Teeth) играет не гитарист, а басист, остальные члены Metallica решили, что Клифф им идеально подходит.

После концерта Джеймс и Ларс подошли к нему и сказали, что слышали его соло и хотят, чтобы он стал их бас-гитаристом. Клифф долго не соглашался, так как не хотел переезжать в Лос-Анджелес, но потом всё-таки согласился, однако с условием того, что Metallica переедет из Лос-Анджелеса к нему в Сан-Франциско . Он считал, что музыкальная сцена Лос-Анджелеса не совсем естественная и нормальная, в частности потому, что Лос-Анджелес был центром столь недолюбливаемого Бёртоном глэм-метала .

Первое выступление Бёртона в составе Metallica произошло 5 марта 1983 года в клубе «The Stone» в Сан-Франциско.

Чуть позже, уже во время записи Ride The Lightning , Клифф начал обучать товарищей музыкальной теории. Показывал, как совмещать тяжёлый метал с мелодикой и знакомил с творчеством других исполнителей, таких как Yes , R.E.M. , Кейт Буш и горячо любимых им Misfits . Клифф очень часто таскал маленькую акустическую гитару , на которой наигрывал гармонии. Именно таким образом появилось интро к «Fight Fire With Fire», которое было вдохновлено Баха . Вообще, почти все песни (за исключением Trapped Under Ice и Escape) в альбоме также авторства Клиффа. Именно на Ride The Lightning больше всего проявилось его мастерство басиста и композитора. Самыми значимыми его работами на этом альбоме можно по праву назвать « For Whom The Bell Tolls », которая начинается с его искажённого басового риффа, и « The Call of Ktulu ». Изначально эта композиция была написана Дэйвом Мастейном и носила название «When Hell Freezes Over». По легенде, в 3 часа ночи Клифф наигрывал одну басовую партию, которую позже внедрил в песню. Позже он изменил название, будучи огромным поклонником творчества Г. Ф. Лавкрафта . Композиция осталась инструментальной, потому что, по слухам, Клифф боялся разбудить Ктулху , и поэтому изменил слово «Cthulhu» на «Ktulu», так как упоминание, письменное или устное, может призвать чудище [ источник не указан 1269 дней ] .

Смерть

Накануне, Кирк Хэмметт: «Трудно забыть, ведь это был первый концерт, когда Джеймс после перенесённой травмы вновь взялся за гитару. Взял гитару в руки и был готов выйти на бис; кажется, в тот раз он сыграл „Blitzkrieg“. Помню, как наша пятёрка, в том числе и Джон Маршалл, прифигели от того, что Джеймс вернулся к гитаре, что он снова играет и восстанавливает силы после случившегося. Чётко помню, что тот концерт был для нас удачным, уходили со сцены с огромным воодушевлением, на позитиве, с предвкушением чего-то доброго, хорошего. С настроением „Как же классно, что Джеймс снова на гитаре шпарит, скоро мы станем прежней Metallica“. Вот каким был настрой после того последнего клиффовского концерта, и потом грянула эта катастрофа, и полная надежда резко сменилась полётом в глубокую, чёрную яму».

Во время европейского тура в поддержку нового альбома Master of Puppets музыканты были вынуждены спать в неудобных койках своего гастрольного автобуса. Той роковой ночью борьба между членами группы за койку поудобнее решилась колодой карт. Кирк вспоминает, что Клифф вытянул туз пик, посмотрел на него и сказал: «Вот теперь на этом месте сплю я», на что Хэммет ответил: «Хорошо, хорошо! Место твоё, посплю где-нибудь ещё, быть может, там будет даже лучше». Около полуночи их автобус выехал из Стокгольма и направился в Копенгаген .

Мемориальный камень Клиффу Бёртону в Швеции

В 7:00 утра водитель не справился с управлением, и автобус после длинного заноса рухнул с насыпи на бок. Клифф во время падения автобуса наполовину вывалился из окна и был задавлен автобусом. По одной версии, он умер мгновенно, а по другой — его придавило автобусом уже после того, как автобус попытались перевернуть и приподнять, однако трос оборвался и автобус рухнул, задавив Бёртона. Сам водитель объяснил это катастрофическое событие тем, что он просто наехал на замёрзшую лужу.

Тело Клиффа было кремировано . Во время этой церемонии играла инструментальная композиция « Orion » из альбома Master of Puppets . Затем Metallica никогда больше не исполняла эту композицию вживую вплоть до концерта в Сан-Франциско 13 ноября 2005 года , где композиция была сыграна наполовину (полную версию они сыграли лишь 3 июня 2006 года в Нюрнберге, Германия). Лишь некоторое время в начале 90-х Джейсон Ньюстед включал часть этой композиции в свою композицию «Master of Puppets Medley». Также после смерти Бёртона Metallica больше никогда не исполняла инструментал до концерта, посвящённого 30-летию группы, когда его исполнил Роберт Трухильо .

Преемники

Следующим басистом Metallica стал Джейсон Ньюстед . Ньюстед говорил, что группа так полностью его и не приняла. Джейсон сравнивал свою роль в Metallica с ношением великоватых ботинок, которые достались ему от предыдущего владельца. В 2001 году он ушёл из группы.

Во время записи альбома St. Anger партии бас-гитары исполнил продюсер группы Боб Рок . Вскоре после этого новым басистом Metallica стал Роберт Трухильо , небезызвестный участник групп Suicidal Tendencies , Black Label Society и Ozzy Osbourne . Новый член группы был очень тепло принят. Кирк Хэмметт в одном из интервью подчеркнул, что Роберт, в отличие от Джейсона, играет без помощи медиатора , так же как Клифф.

Манера игры

Стиль игры Клиффа был весьма разнообразен для трэш-металического басиста, от скоростных и техничных партий до виртуозных и мелодичных соло. Тут сказывается его сильное увлечение классической музыкой (в частности, произведениями Баха ) и игрой на пианино в раннем возрасте. Медиатором Бёртон не играл.

Сильное влияние на манеру его игры оказали фронтмен Motorhead Лемми Килмистер , басист и вокалист Rush Гедди Ли , басист Гизер Батлер из Black Sabbath и фронтмен группы Thin Lizzy Фил Лайнотт . Клифф всегда предпочитал классическую четырёхструнную бас-гитару. Во время концертов он обычно играл на инструментах фирмы Rickenbacker , Alembic или Aria.

Также Бёртон обычно играл с эффектом дисторшн (как соло, так и обычные бас-партии). Для соло он использовал эффект wah-wah .

Влияние

Джеймс Хетфилд отмечает, что Клифф Бёртон оказал огромное влияние на раннюю Metallica . Будучи классическим пианистом , Бёртон широко использовал свои познания в музыкальной теории и обучал им других членов группы.

В одном из интервью Megadeth , когда у Дэйва Мастейна спросили, что он думает об участниках Metallica, Дэйв не скупился слов в адрес бывших товарищей, в частности Кирка Хэммета , занявшего его место. Но свою лепту в популяризацию Клиффа он внёс, назвав того «новым Стивом Харрисом ».

Увлечение Клиффа творчеством писателя Лавкрафта отразилось как на обложках группы, так и в названиях (« The Call of Ktulu ») и текстах (« The Thing That Should Not Be ») некоторых песен. Также Бёртон привил своим коллегам любовь к группе The Misfits , что впоследствии нашло своё отражении в каверах на песни « » и « Die, Die My Darling ».

Любимыми группами Клиффа были Thin Lizzy , Aerosmith , Lynyrd Skynyrd , R.E.M. , Black Sabbath , Motörhead , Rush , и The Misfits

Посвящения

В 1987 Metallica выпустила документальный фильм Cliff 'Em All , видеоретроспективу пребывания Клиффа в группе.

Песня «In My Darkest Hour» группы Megadeth также посвящена Бёртону. Фронтмен группы Дейв Мастейн , игравший с Metallica в начале творчества группы, был сильно потрясён смертью Клиффа и не мог не посвятить ему хотя бы одну песню. И несмотря на очень плохие отношения с бывшими товарищами, он всё равно считал Клиффа Бёртона очень порядочным человеком, и они продолжали дружить, и Дэйв был крайне опустошён его смертью.

Группа Anthrax посвятила свой альбом Among the Living Клиффу Бёртону. Также группа Metal Church посвятила Клиффу свой альбом The Dark .

На вышедшем в 1988 альбоме группы Metallica ...And Justice for All присутствует композиция « To Live is to Die », которая написана по музыкальным мотивам, придуманным Клиффом незадолго до смерти. Оригинальный текст этой песни (всего два четверостишия) был написан Паулем Герхардтом и взят Бёртоном. Текст прочитан Джеймсом Хетфилдом .

Оригинальный текст песни:

When a man lies he murders
Some part of the world
These are the pale deaths
Which men miscall their lives

All this I cannot bear
To witness any longer
Cannot the kingdom of salvation
Take me home?

Перевод с английского:

Когда человек лжёт, он убивает
Какую-то часть мира.
Это бледные смерти,
Которые люди ошибочно называют своими жизнями.

Я не могу больше
Быть свидетелем всего этого.
Не могут ли небеса
Взять меня к себе?…

3 октября 2006 года в Швеции недалеко от места автокатастрофы был установлен мемориальный камень.

В июне 2009 года вышла книга «To live is to die. Life and death of Metallica’s Cliff Burton» («Жить значит умирать. Жизнь и смерть Клиффа Бёртона из Metallica»), написанная музыкальным журналистом Джоэлом Макайвером .

В премиальной версии Hardwired...To Self-Destruct есть версия песни " Fade To Black " исполненная в Беркли , Калифорния , во время которого Джэймс Хэтфилд выкрикнул "Can you hear us Cliff?" ("Ты слышишь нас, Клифф?")

В 2018 году Наблюдательный совет округа Аламеда, штат Калифорния, выпустил прокламацию, объявляющую 10 февраля 2018 года (что было бы 56-м днем рождения Бёртона) «Днем Клиффа Бёртона» после того, как петиция фанатов прошла успешно .

Авторство песен

Бёртон участвовал в сочинении многих песен группы Metallica, включая такие хорошо принятые публикой композиции, как « Master of Puppets », « Orion », « (Anesthesia) Pulling Teeth », « For Whom The Bell Tolls », « Fight Fire With Fire », « Damage Inc. », « Fade to Black », « The Call of Ktulu », « Creeping Death ».

Дискография

Студийные альбомы

Демо

  • No Life 'til Leather (1982) (записан в качестве соавтора песен, но не исполнял партии)
  • Megaforce (1983)
  • Ride the Lightning (1983)
  • Master of Puppets (1985)

Сборники

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. ↑ Cliff Burton // — 2002.
  3. от 24 апреля 2012 на Wayback Machine (рус.)
  4. (неопр.) (1 июля 2020). Дата обращения: 13 ноября 2020. 31 июля 2020 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 8 августа 2020. 27 ноября 2019 года.
  6. Young, Alex. (англ.) // Consequence of Sound : magazine. — 2018. — 6 February. 7 февраля 2018 года.

Ссылки

  • (англ.)

Same as Бёртон, Клифф