Interested Article - Хазарский миф (происхождение казаков)

Хазарский миф — концепция, которая была распространена среди части казацкой старшины Войска Запорожского в конце XVII и на протяжении XVIII века , согласно которой казаки ведут своё происхождение от древних хазар .

История распространения

Первые упоминания о хазарском происхождения казаков можно отнести к публикации в 1608 году труда Яна Гербурта «Victoriae Kozakorum Nisoviorum de Tartaris Tauricanis in anno 1608 narratio Herburthi». В данном произведении автор, кроме прочего, также высказался по поводу вопроса происхождения казаков. Их он считал потомками хазар-«казаров», которых принимал за одно из славянских племён .

Становление хазарского мифа происходило в рамках сарматизма , который заявлял о происхождении шляхты от древних сарматов и этим обосновывал её вольности . Именно традиционной сарматской идентичности придерживались малороссийские интеллектуалы мазепинского периода: «Муза Роксоланская» и «Голос Сарматии» Орновского, «Hippomenes Sarmacki» Орлика итд. Первое упоминание хазарского мифа в малороссийских трудах можно отнести к 1676 году, в сочинении «Скарбница Потребная» Иоаникия Галятовского .

Хазарский миф был популярен среди антироссийски настроенной части старшины и казацких интеллектуалов, особенно в окружении гетмана Ивана Мазепы . Он нашёл своё отражение в так называемой « конституции Орлика », генерального писаря Ивана Мазепы и его преемника в изгнании. Вслед за Орликом версию о происхождении казаков от хазар излагал прилуцкий полковник Григорий Грабянка , а также военный канцелярист Самуил Величко .

Несмотря на то, что после поражения шведов и мазепинцев под Полтавой единственной официально возможной формой политической идеологии в казацкой автономии стала малороссийская идентичность , хазарский миф продолжал существовать как определенная альтернатива, и оказывал серьёзное влияние на политическое мышление и исторические представления казацкой элиты, фигурируя в том числе в «Разговоре Великороссии с Малороссией» (1762). В условиях Российской империи он не смог стать основой для формирования идеи политической нации, в корне отличной от российской. Однако он использовался как напоминание об отличиях между великороссами и малороссами, а также об особом положении казаков среди малороссов. «Казацко-малороссийский народ» выступает как одно из главных «действующих лиц» в «Кратком описании о казацком малороссийском народе и его военных делах» бунчукового товарища (1765).

Характеристика и предназначение

Согласно хазарской концепции, хазары были славянским народом, который принял православие из Константинополя ещё во времена правления хазарских каганов . Позже он стал называться «народом казацким». Происхождению от « древних казар » в представлении казацкой старшины отводилась роль фундамента для обоснования казацких вольностей.

По словам Татьяны Таировой-Яковлевой , хазарская концепция преследует вполне прозрачную цель — не оставить даже никакого намёка об общем происхождении русских и украинцев и легитимизировать самостоятельную государственность . Хазарский миф стремился отодвинуть на второй план подчёркиваемое киевским духовенством общее происхождение Малой и Великой Руси , а также крещение Руси князем Владимиром из династии Рюриковичей (сыном разгромившего Хазарию Святослава ). Идеология происхождения от хазар секуляризировала генеалогию казачества и разрывала религиозные связи между гетманской автономией и Москвой . По хазарской терминологии Малороссия воспринималась как нечто отдельное от Российского государства , а древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Русским государством .

В то же время Борис Флоря указывает на то, что в летописи Григория Грабянки ранняя история хазар-казаков не пересекается и с судьбами жителей Южной Руси. Какая-то связь возникла, лишь когда хазары-казаки и жители Южной Руси (Малороссии) оказались под властью польских королей. Однако в их положении было важное различие. Население Малороссии подчинилось «работному ярму» поляков и вынуждено было терпеть социальный гнёт и религиозные преследования. В отличие от него казаки защитили свою свободу и заставили польскую власть признать право сообщества воинов на самоуправление и обладание своей территорией. Когда поляки нарушили эти права, казаки подняли восстание и освободили от польской власти и себя, и население Малороссии. Из этого следовало, что население Малороссии было обязано своим освобождением древнему содружеству воинов. Оно должно было испытывать благодарность к своим освободителям, подчиняться их руководству и уважать их особый статус, который они завоевали уже в древние времена .

См. также

Примечания

  1. Кононенко, Василий, от 25 мая 2014 на Wayback Machine , Газета «День», 27 ноября, 1996
  2. Плохий С. // Империя и нация в зеркале исторической памяти: сборник статей. Новое издательство, 2011
  3. от 20 сентября 2018 на Wayback Machine .
  4. ДМИТРО ВИРСЬКИЙ. СТРІЛА «НАТЯГНУТОГО ЛУКА»*: УКРАЇНА В РЕЧІ ПОСПОЛИТІЙ (1505-1795)
  5. от 21 октября 2021 на Wayback Machine .
  6. Таирова-Яковлева Т. Г. от 28 июля 2019 на Wayback Machine // Украина и Россия: история и образ истории. Материалы российско-украинской конференции. Москва, 3-5 апреля 2008 года
  7. (неопр.) . УНИАН (22 декабря 2010). Дата обращения: 18 апреля 2020. 26 февраля 2021 года.
  8. Флоря, Б. Н. Хазарская версия происхождения украинских казаков в «Летописи» Григория Грабянки // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 142

Литература

Same as Хазарский миф (происхождение казаков)