Contax G
- 1 year ago
- 0
- 0
Cóntax (произносится, как «Ко́нтакс»), реже Zéiss Cóntax — название модели дальномерного фотоаппарата , выпущенного немецкой компанией Zeiss Ikon в 1932 году , позднее ставшее торговой маркой фотоаппаратуры разных классов. Фотоаппараты Contax, оснащавшиеся высококачественными объективами Carl Zeiss , несколько десятилетий выпускались в Германии и считались одними из лучших в мире. Позднее права на использование бренда перешли японской компании Kyocera , которая разрабатывала и выпускала фотоаппараты с этим названием до 2005 года. Считается, что слово Contax составлено из названий двух фотоаппаратов, ставших прообразами: Contaflex и Tenax . Кроме того, одна из компаний, вошедших в концерн Zeiss Ikon, называлась Contessa-Nettel .
Первая модель Contax не имела индекса, и лишь после выхода следующих получила неофициальное название Contax I. Она выпускалась с 1932 до 1936 года , и сразу же стала главным конкурентом популярных малоформатных фотоаппаратов Leica . Основной трудностью при разработке была необходимость обойтись без технических решений, уже запатентованных инженерами Ernst Leitz .
Поэтому в новой камере использован оригинальный затвор с металлическими многозвенными шторками, движущимися вдоль короткой стороны кадра. В отличие от матерчатых шторок Leica, металлические не были подвержены опасности прожигания изображением солнца, а их короткий ход позволил сократить минимальную выдержку до 1/1000 секунды . Не менее важным отличием от «Лейки» стала съёмная задняя крышка, сильно упростившая зарядку плёнки . Номинальная база дальномера также была увеличена по сравнению с конкурентом, повысив точность фокусировки светосильной оптики. Вместо резьбы М39×1 для крепления объективов использован более удобный байонет . Оптика для камеры разрабатывалась на Carl Zeiss заново, и за счёт уменьшения количества границ воздух-стекло оказалась светосильнее и контрастнее своих аналогов .
В 1936 году на смену первой модели пришли Contax II и Contax III. Их главным новшеством стал совмещённый с телескопическим видоискателем дальномер, позволяющий производить кадрирование и фокусировку через один общий окуляр . Такая конструкция была реализована в этих камерах впервые в мире, резко повысив оперативность при репортажной съёмке. Головка выдержек обеих моделей, как и в Contax I, была совмещена с колесом взвода затвора, но переместилась с передней стенки на верхний мост. Кратчайшая выдержка затвора стала ещё короче, достигнув рекордного для тех лет значения 1/1250 секунды . Третья модель отличалась от второй наличием несопряжённого селенового экспонометра . Обе камеры выпускались в хромированном исполнении, отличаясь этим от полностью чёрного Contax I. Техническое совершенство отражалось на цене фотоаппаратов: в 1936 году Contax III стоил 470 рейхсмарок , почти вдвое дороже продававшейся за 275 рейхсмарок Leica III .
Дальномерные фотоаппараты Contax оказали огромное влияние на фотоаппаратостроение во всём мире. Оригинальные технические решения, воплощённые в этих камерах, с теми или иными изменениями использовались большинством производителей фототехники . Главным достижением Contax стала полноценная системность , постепенно превратившаяся в стандартный подход при проектировании фотоаппаратуры. Кроме самих фотоаппаратов Zeiss Ikon разработал линейку принадлежностей, пригодных для решения практически любых задач. Выпускались даже телеобъективы с фокусными расстояниями до 500 мм, присоединявшиеся через флектоскоп . Конструкция камер имела множество подражаний, став основой для нескольких фотосистем. Самой известной из них считается семейство дальномерных фотоаппаратов Nikon S , разработанное после войны . Сами фотоаппараты Contax, благодаря высокому качеству изготовления и удобству, пользовались большим успехом у профессиональных фотографов и фотожурналистов . Известно, что Роберт Капа предпочитал «Контакс», сняв им свой знаменитый репортаж о высадке в Нормандии .
После Второй мировой войны заводы Zeiss Ikon оказались в разных зонах оккупации Германии . В Йене , находившейся в советской зоне , были сосредоточены цеха, постепенно восстанавливавшие выпуск фотоаппаратов, и впоследствии национализированные под названием VEB Carl Zeiss . Затем в счет репараций производство было перемещено в СССР , куда перевезли оборудование, оснастку, документацию и промышленный задел деталей. После установки и наладки оборудования на киевском заводе «Арсенал» , в 1947 году дальномерные камеры Contax продолжили выпускаться под названием «Киев» , став основой для семейства советских фотоаппаратов . Заводы Zeiss Ikon, оказавшиеся в американской зоне оккупации , в 1950 году наладили в Штутгарте выпуск усовершенствованных версий Contax II и Contax III под индексами IIa и IIIa . Модернизация касалась, главным образом затвора, получившего синхроконтакт и облегчённые алюминиевые шторки вместо латунных . Кроме того, качество отделки корпуса было значительно улучшено, а сам он стал легче и компактнее . Выпуск моделей продолжался до 1961 года, а через год их место в каталоге фирмы занял зеркальный Contarex .
Ещё во время войны главный инженер Zeiss Ikon Хуберт Нервин ( нем. Hubert Nerwin) предпринимал попытки трансформировать Contax II в однообъективный зеркальный фотоаппарат Syntax, однако решить проблемы компоновки из-за особенностей затвора ему так и не удалось . В марте 1949 года на Лейпцигской ярмарке был представлен Contax S , разработанный с «чистого листа» новым главным конструктором VEB Mechanik Zeiss Ikon Вильгельмом Винзенбергом ( нем. Wilhelm Winzenburg). Затвор «леечного» типа с горизонтальным ходом матерчатых шторок позволил решить проблему размещения зеркального визира . Вместе с итальянским Rectaflex (1948) и швейцарским Alpa Prisma Reflex (1949) фотоаппарат вошёл в тройку «зеркалок», впервые в мире оснащённых оборачивающей призмой для визирования с уровня глаз . До этого зеркальные камеры снабжались только шахтой, в которой было видно перевёрнутое слева направо изображение, а съёмку можно было вести только с уровня пояса .
Кроме того, в фотоаппарате впервые использовано резьбовое крепление сменных объективов M42×1 , впоследствии ставшее одним из самых распространённых в мире . Массовое производство фотоаппарата было налажено в Дрездене , положив начало целой линейке Contax D, Contax E, Contax F, Contax FB, Contax FM и Contax FBM . Для западного рынка, где VEB Carl Zeiss не имел прав на торговую марку Contax, эти же фотоаппараты выпускались под названием Pentacon . В дальнейшем на смену линейке пришли фотоаппараты Praktica , выпускавшиеся народным предприятием VEB Pentacon Dresden , в которое вошли заводы VEB Mechanik Zeiss Ikon .
В конце 1950-х годов в Японии начался бурный рост оптической промышленности, которая стала серьёзным конкурентом немецким фотоаппаратостроителям. Кроме того, с появлением новейших образцов зеркальных фотоаппаратов японского производства, дальномерные камеры, на которых специализировался Contax, потеряли конкурентоспособность. Под давлением рынка и западных партнёров, предприятия Zeiss, расположенные в ФРГ, стали налаживать сотрудничество с японскими компаниями, первой из которых стала Asahi Optical . В 1954 году ей проданы права на торговое название Pentax , которое было вторым после Pentacon вариантом комбинации слов Pentaprism и Contax . Совместными усилиями к 1974 году разработано новое байонетное крепление объективов, которое должно было заменить заимствованное у восточного Zeiss резьбовое М42×1. Дальнейшая кооперация с японскими оптическими предприятиями привела к созданию союза с компанией Yashica , совместно с которой разработано совершенно новое семейство малоформатных зеркальных фотоаппаратов. Первый из них Contax RTS выпущен в 1975 году.
В 1983 году компания Kyocera поглотила предприятия Yashica, и продолжила разработку и выпуск фотоаппаратуры под брендом Contax. В середине 1990-х годов увидели свет фотоаппараты Contax G1 и Contax G2 с телескопическим визиром переменного увеличения. Первая модель оснащена пассивным фазовым автофокусом с разнесённой базой. В модели G2 система дополнена активным инфракрасным автофокусом. К 2002 году рынок аналоговой фотоаппаратуры в полной мере почувствовал последствия цифровой революции , и его сокращение сказалось на камерах Contax, продажи которых резко упали. Цифровые фотоаппараты этого бренда не получили успеха, и 12 апреля 2005 года было объявлено о прекращении поставок фототехники под названием Contax с сентября того же года .
После перехода прав на торговую марку японской корпорации Yashica, её инженерами были разработаны несколько линеек однообъективных зеркальных фотоаппаратов, рассчитанных на разные байонеты. Первой стала линейка с «механическим» байонетом Contax/Yashica, который со временем уступил место «электронному» байонету N.
Марка Contax возродилась в 1974 году спустя десять лет после окончания производства фотоаппаратов в Штутгарте ( ФРГ ) . Тогда Zeiss разработал новый байонет , получивший обозначение Contax/Yashica ( C/Y ) для использования в зеркальных камерах под обеими торговыми марками. Первая модель Contax RTS была разработана при участии дизайнеров из Porsche Design Group . Активно используя микроэлектронику , эта камера стала началом новой линейки, состоящей из 13 зеркальных фотоаппаратов Contax с современной экспозиционной автоматикой . Исключением стали всего две модели с механическим затвором Contax S2 и Contax S2b, названные в честь дрезденского Contax S .
Модель | Год | Технические особенности |
---|---|---|
RTS | 1974 | профессиональный однообъективный зеркальный фотоаппарат с электронноуправляемым затвором |
139 Q | 1979 | автомат с приоритетом диафрагмы , автоматическая фотовспышка ( TTL OTF ), выдержка синхронизации 1/100 сек. |
137 MD | 1980 | автомат с приоритетом диафрагмы, моторизированная перемотка плёнки (2-3 кадра/сек) |
RTS II | 1982 | автоматическая фотовспышка (TTL-замер), фотографический затвор с титановыми ламелями |
137 MA | 1981 | автомат с приоритетом диафрагмы и ручной режим |
159 MM | 1984 | автомат с приоритетом диафрагмы и программный режимы , улучшенный MM байонет |
167 MT | 1986 | программный автомат , приоритет выдержки и диафрагмы , точечный замер , экспопамять, брекетинг |
RTS III | 1990 | керамический прижимной столик с вакуумным выравниванием фотоплёнки, поле зрения видоискателя 100% |
ST | 1992 | затвор с выдержкой синхронизации 1/200 сек, центровзвешенный или точечный экспозамер |
S2 | 1992 | механический затвор, точечный экспозамер, отсутствует TTL-замер фотовспышки |
S2b | 1994 | механический затвор, центровзвешенный экспозамер, отсутствует TTL-замер фотовспышки |
RX | 1994 | электронный дальномер |
AX | 1996 | уникальная система автофокуса |
Aria | 1998 | матричный экспозамер |
RX II | 2002 | упрощенная версия Contax RX без электронного дальномера |
В 2000 году разработан новый байонет Contax N для малоформатных зеркальных фотоаппаратов, не совместимый с предыдущим стандартом. Причина такого перехода вызвана массовым внедрением автофокуса и электронных технологий, требующих замены механических связей между объективом и камерой электрическими.
Contax N1 — старшая камера линейки, оснащённая многоточечным автофокусом с возможностью как автоматического, так и ручного выбора точки фокусировки. Наряду с автоматическим экспозиционным брекетингом камера отрабатывает оригинальный режим автоматического фокусировочного брекетинга, при котором делает, кроме кадра с точной фокусировкой, ещё два кадра со смещением плоскости наводки относительно точного фокуса . Следующая модель Contax NX разработана для обеспеченных фотолюбителей, которым нужна автофокусная камера, позволяющая реализовать все возможности, заложенные в оптике Carl Zeiss серии «T*».
Цифровой зеркальный фотоаппарат Contax N Digital создан на основе базовой модели Contax N1. Управление камерой решено в классическом стиле, традиционном для всех зеркальных камер Contax. Главная функциональная особенность камеры — ПЗС-матрица с разрешением 6,13 млн пикселей, ставшая первой в мире полнокадровой. Однако, из-за задержки серийного производства, фотоаппарат уступил пальму первенства камере Canon EOS-1Ds с матрицей такого же размера .
Единственная среднеформатная камера, выпущенная под брендом Contax, оснащена автофокусом . От других однообъективных системных «зеркалок» этого формата её отличает обильное использование электроники при полностью металлической конструкции. Размер кадра 4,5×6 см, применяется фотоплёнка типа 120 и 220 . Для последнего типа без бумажного ракорда доступны задники, оснащённые системой вакуумного выравнивания плёнки в кадровом окне. Такая конструкция, позаимствованная у малоформатного Contax RTS III, оказалась особенно эффективна с большим кадром, улучшив резкость по всему полю .
Contax 645 AF стал единственной среднеформатной камерой, оснащённой ламельным затвором , широко использующимся в малоформатной фотоаппаратуре. В результате стали доступны рекордно короткие выдержки вплоть до 1/4000 секунды при выдержке синхронизации в 1/125. Самым скоростным в классе считается также встроенный электропривод , обеспечивающий съёмку с частотой до 2,5 кадров в секунду. К фотоаппарату разработаны цифровые задники , в том числе Leaf и Phase One . Сменные объективы через адаптер могут устанавливаться на камеры с байонетом Contax N. Адаптер NAM-1 допускает установку на камеру объективов Hasselblad серии V, включая C, CF, CFE, CFI, F и FE.
Параллельно с зеркальными фотоаппаратами Kyocera выпускала линейку компактных камер высокого класса с автофокусом.
Малоформатные фотоаппараты Contax G1 и Contax G2, выпущенные соответственно в 1994 и 1996 годах, стали одними из самых оснащённых в мире дальномерных камер . Система автофокуса этих фотоаппаратов основана на классическом принципе фазового автофокуса, но с разнесением базы при помощи системы зеркал. При этом фокусировка сменных объективов может быть как автоматической, так и ручной по электронной индикации в видоискателе. Фотоаппараты оснащены современной системой автоматического управления экспозицией на основе TTL-экспонометра , пригодной для регулировки как непрерывного, так и импульсного освещения. При необходимости возможен переход к ручному управлению любыми параметрами . Редуктор транспортировки пленки собран на высокоэффективном моторе фирмы Namiki с обратным расположением обмотки и магнитов: неодимовые магниты в центре, катушки снаружи. Ручной взвод отсутствует и без батарей фотоаппараты неработоспособны.
Увеличение видоискателя обеих моделей может плавно изменяться в соответствии с установленным объективом, одновременно корректируя параллакс . Согласование поля зрения реализовано рычагом в байонете, и допускает использование зум-объективов . Contax G2 отличается от Contax G1 более скоростным затвором и гибридной системой автофокуса, сочетающей пассивный фазовый с активным инфракрасным. При недостатке освещения активный автофокус компенсирует падение эффективности фазового. Был выпущен первый и единственный в системе зум-объектив Vario-Sonnar 35-70 , который совместим только с G2 из-за большего количества контактов байонета. Наиболее уникальными характеристиками обладают широкоугольные объективы Hologon 16/8,0 и Biogon 28/2,8, которые, в отличие от своих ретрофокусных аналогов для зеркальных фотоаппаратов, имеют симметричную конструкцию . На момент начала выпуска фотоаппараты были доступны только обеспеченным фотографам, продаваясь со штатным объективом за 1800 долларов, дороже зеркального Nikon F5 .
Дальномерные фотоаппараты премиум-класса серии «T» оснащались несменным объективом Carl Zeiss с автоматизированным центральным затвором и ручной фокусировкой. Полностью металлический корпус первой модели Contax T, дизайн которого также разработан специалистами Porsche, снабжён титановым курком взвода и откидной крышкой выдвижного объектива по типу складного фотоаппарата . Объектив последующих моделей Contax T2, Contax T3, Contax TVS, Contax TVS II, Contax TVS III был не складным, а телескопическим, выдвигаясь в рабочее положение при включении питания. На более дешёвой серии TVS использовался зум-объектив с автофокусом . Contax Tix, выпущенный в 1997 году, оказался единственным продуктом компании, поддерживающим Усовершенствованную фотосистему . Камера ценой в 1000 долларов стала самой дорогой среди аналогов, позиционируясь как фотоаппарат для очень обеспеченных любителей .
В 2002 году на выставке Photokina был представлен первый цифровой компактный фотоаппарат, носящий имя Contax. Модель TVS Digital выделялась среди цифровых «компактов» цельнометаллическим корпусом и высококачественным объективом . 5-мегапиксельная ПЗС-матрица с диагональю 1/1,8 дюйма в сочетании с зум-объективом Carl Zeiss генерировала высококачественные фотографии стандарта JPEG , не поддерживая RAW. Contax TVS Digital по конструкции и управлению был очень близок к малоформатному компакту Contax TVS III .
Четырёхмегапиксельный Contax i4R в 2004 году стал самой компактной камерой Contax, а Contax SL300R T — усовершенствованным вариантом цифровой камеры Finecam SL300R, выпускавшейся под маркой Kyocera .