Interested Article - Янкович де Мириево, Фёдор Иванович
- 2021-10-14
- 1
Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741—1814) — сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века . Считается одним из последователей Я. А. Коменского .
Биография
Происхождение
Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке , недалеко от Петроварадина .
Когда турки захватили Сербию , семья Янковичей , будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переселились в Венгрию . Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.
В Австрии
Образование получил в Венском университете , где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.
После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу , ставшему впоследствии Карловацким митрополитом . На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.
В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате , приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией . Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии, разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером . Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. Обязанностью Янковича как директора училищ в провинции, населённой православными, было приспособление новой учебной системы к местным условиям.
В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи , с присоединением к его фамилии названия де Мириево , по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: «Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено».
В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на церковнославянский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ».
В России
При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как :
... человека, трудившегося уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, как знающего язык российский и наш православный закон исповедующего
В 1782 году Янкович переехал в Россию . 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ , во главе с Петром Завадовским . Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.
13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии . В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания .
Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года , когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.
Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника , а в 1793 году — статского советника . Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира — 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню в Могилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награждён чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии .
После учреждения в 1802 году Министерства народного просвещения Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 году получившей название Главного правления училищ. Однако, в министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием.
В 1804 году он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы .
Умер 22 мая 1814 года . Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .
Реформа образования в России
Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).
В школах первого разряда должны были обучать — в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м — после повторения предыдущего — пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.
В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.
Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов — курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.
Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.
В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.
Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа:
Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим
Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Янковича имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке воспитателей, соответствовавших идеалу, представленному в наказе, а с другой — в том важном обстоятельстве, что требования тогдашнего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.
Наказ Янковича для частных пансионов содержал смелое для того времени разрешение воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов раздельные комнаты. Эта положение было отменено в 1804 году . Одним из недостатков наказа было то, что в нем говорилось только о частных учителях в пансионах и школах, но были упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах. Способ их экзаменовки и отношение их к училищному начальству остались неопределенными. Такая неопределенность, естественно, повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.
Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса .
Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшему тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.
Учебники и руководства
Янкович принимал также активное участие в составлении учебников и учебных пособий для преподавателей.
Ему принадлежат следующие учебники и пособия:
- Таблицы азбучные и для складов церковной и гражданской печати (1782)
- Букварь (1782)
- Сокращенный катехизис с вопросами и без вопросов (1782)
- Прописи и при них руководство для чистописания (1782)
- Правила для учащихся (1782)
- Пространный катехизис с доказательствами из священного писания (1783)
- Священная история (1783)
- Всемирная история (1784)
- Зрелище вселенныя (1787)
- Сокращенная русская история, извлеченная из подробной истории, сочиненной Штриттером (1784)
- Сокращенная российская география
- Всеобщее землеописание.
Работа в Академии Российской
Практически сразу по приезде в Россию, в 1783 году, Янкович был избран в первый состав Академии Российской , занимавшейся составлением первого толкового словаря русского языка . При составлении словаря, он вместе с Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом отвечал за слова на буквы И и I .
Но гораздо значительнее был труд Янковича по составлению сравнительного словаря всех языков, идея которого сильно интересовала Екатерину II. Она поручила Янковичу составить новый полнейший словарь с расположением слов в алфавитном порядке. Первая часть словаря вышла в 1790 году , а остальные три части в 1791 году под названием: «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный». В словаре Янкович сравнил 279 языков: 171 азиатский, 55 европейских, 80 африканских и 23 американских. Такой громадный труд Янкович выполнил всего в два года, несмотря на множество других посторонних занятий.
См. также
Примечания
- БСЭ
- Архив Герольдии Правительствующего Сената. Дело № 736 о внесении герба рода Яноквичей де-Мириево в общий гербовник дворянских родов Российской империи
Литература
- A. Воронов, «Ф. И. Янкович-де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II» (СПб., 1858 г.).
- A. Воронов, «Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно» (СПб., 1849 г.).
- М. И. Сухомлинов, «История Российской Академии», т. І, стр. 17, 258; т. IV, стр. 246—248, 271, 510; т. VII, стр. 144—151, 510, 511.
- Д. А. Толстой, «Городские училища в царствование императрицы Екатерины II» (СПб., 1886, оттиск из LIV тома «Записок Императорской Академии Наук»).
- А. Н. Пыпин, «История русской литературы», т. IV, стр. 26, 50, 138.
- С. В. Рождественский, «Исторический обзор деятельности министерства Народного Просвещения 1802—1902 гг.» (СПб., 1902 г.).
- С. В. Рождественский, «Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II» («Журнал Мин. Народного Просвещения», 1909 г., март).
- С. В. Рождественский, «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках», т. I (СПб., 1912 г.).
Источники
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Рождественский С.В. ., —. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. Том. 82, стр. 673—674.
Ссылки
-
Ручная книга, потребная магистром иллирических неунитских малых школ в Цесаро-Кралевских государствах
-
Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный
- 2021-10-14
- 1