Interested Article - Кортес, Сергей Альбертович

Серге́й Альбе́ртович Корте́с ( белор. Сярге́й Альбе́ртавіч Картэ́с , первоначальная фамилия Шостаковский ; 18 февраля 1935 26 июня 2016 ) — белорусский композитор. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1980). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1982). Народный артист Беларуси (1999). Член Белорусского союза композиторов .

Биография

Родился 18 февраля 1935 года в Сан-Антонио , Чили . Мать — (урождённая Шостаковская, 1910—?) — филолог, автор учебных пособий и трудов по английской и американской литературе . В 20-е годы XX века семья матери эмигрировала из России в Чили . Отец С. А. Кортеса — чилиец.

Первые 20 лет жизни провёл в Аргентине. Начал заниматься музыкой в Буэнос-Айресе у пианиста (1896—1978), уроженца Одессы и выпускника Санкт-Петербургской консерватории . В 1947 году его приёмный дед Павел Петрович Шостаковский (сын пианиста П. А. Шостаковского ) подал на всю семью прошение о советском гражданстве. Приезд в СССР стал возможным в 1955 году. Местом проживания был определён Минск.

Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по классу композиции профессора А. В. Богатырёва (1962) и ассистентуру-стажировку (1969) под руководством Н. И. Пейко .

В 1961 году — заведующий музыкальной частью и дирижёр Белорусского республиканского театра юного зрителя , с 1965 года — заведующий музыкальной частью Государственного русского драматического театра имени М. Горького , с 1966 года — Белорусского государственного театра имени Я. Купалы . С 1972 года — музыкальный редактор, в 1981—1992 годы — главный музыкальный редактор киностудии « Беларусьфильм ». С 1991 года — художественный руководитель оперной труппы Государственного театра оперы и балета . В 1996 году учреждение было разделено на два самостоятельных театра: оперы и балета. Кортес возглавил первый из них. В 1996—2002 годы — директор-художественный руководитель Национального театра оперы .

Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Семья

  • Дед — Борис Николаевич Благовещенский, присяжный поверенный .
  • Прадед — Николай Иванович Раевский (1835—1898), педагог, автор учебников по естествознанию, ботанике, географии.
  • Прадед — присяжный поверенный, титулярный советник , юрисконсульт и член совета директоров акционерного промышленного общества «Братья Леонтьевы», юрисконсульт Сибирского торгового банка, Второго Санкт-Петербургского общества взаимного кредита, председатель правления Южно-русского солепромышленного общества, директор товарищества Головшинского свёклосахарного завода графа Толстого, председатель администрации российского таксомоторного общества, член правлений Нефтепромышленного общества «Петро-Баку» и товарищества Харьковского сахарорафинадного завода .

Награды и звания

Творчество

Автор нескольких десятков музыкальных партитур к драматическим спектаклям, поставленным в разные годы в Купаловском, Коласовском, Русском, Молодёжном театрах, в Театре юного зрителя. В декабре 2009 года состоялись премьеры одноактных опер композитора в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского.

Создатель инструментальных, а также вокальных и вокально-симфонических циклов произведений на стихи Я. Купалы, М. Танка, Г. Лорки, Н. Гильена, Ж. Ленуара и Е. Евтушенко. Авторству С. А. Кортеса принадлежит также пять опер: «Джордано Бруно», «Матушка Кураж», «Визит дамы», а также одноактные «Юбилей» и «Медведь» по произведениям А. Чехова, а также балет «Последний Инка».

Будучи главным музыкальным редактором киностудии « Беларусьфильм » в 80-е годы XX века, написал музыку к ряду фильмов белорусской киностудии.

С. Кортесу посвящён документальный фильм «Кортес» (1997, режиссёр Е. Ростиков).

Сочинения

  • Сценические произведения: Оперы: «Джордано Бруно» (1977, либретто В. Халип ); «Матушка Кураж» (1980, либретто В. Халип , С. Штейн по пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и её дети»); «Визит дамы» (1989, либретто В. Халип , по пьесе Ф. Дюрренматта ); «Юбилей» (2001, либретто В. Халип , по пьесе А. Чехова ); «Медведь» (2007, либретто В. Халип , по пьесе А. Чехова ). Балет «Последний инка» (1987, либретто Г. Эрер, Р. Рейман). Хореографические миниатюры: «К звёздам» (1967), «Вьетнам» (1969, либретто О. Дадишкилиани).
  • Вокально-инструментальная музыка: Оратория «Песня о Кубе» для баритона соло, смешанного хору и симфонического оркестра (слова Н. Гилевича, 1961), оратория-поэма «Памяці паэта» для чтецов, двух солистов, двух хоров и симфонического оркестра (слова Я. Купалы , 1972). Сюиты: «Кураж» («Сцэны з часоў трыццацігадовай вайны») из оперы «Матушка Кураж» для солистов, хора и симфонического оркестра (1984), из оперы «Визит дамы» для солистов, хора и симфонического оркестра (1991), «Закон захавання матэрыі» для тенора, баритона и оркестра (1985). Вокально-симфоническая поэма «Пепел» для солиста и оркестра (слова Э. Межелайтиса , 1966), драматические фрески «Еретик» по опере «Джордано Бруно» для солистов, хора и оркестра (слова В. Халип , 1975), детский показ «Бай прыдумаў» для хора мальчиков и симфонического оркестра (слова Р. Бородулина , 1975).
  • Оркестровая музыка: Для симфонического оркестра: Вариации на белорусскую тему (1960), Симфоническая баллада (1961), Фантазия на белорусские темы (1962), Увертюра к испанской комедии (1986), две сюиты из балета «Последний инка» (1988). Концерт для фортепьяно с оркестром «Капричас» (1969). Для струнного оркестра: Музыка для струнных (1970). Для оркестра народных инструментов: Увертюра (2-я редакция Симфонической фантазии на белорусские темы, 1972).
  • Камерно-инструментальная музыка: Для скрипки и фортепьяно: Ноктюрн (1960), «Игра», «Сказка» (1968). Для фортепьяно. Сюиты: «Контрасты» (1970), «Сказка» (1972); Соната (1960, 2-я ред., 1970), Токката (1978). Сюита для цимбал и фортепьяно (1968), Юмореска для трубы и фортепьяно (1972, 2-я ред., 1988), Две пьесы для виолончели и фортепьяно (1979), сюита для гобоя «Маски» (1979).
  • Вокальная музыка: Для хора без сопровождения: «Будзе навальніца» (слова Я. Коласа , 1972). Для голоса с сопровождением. Романсы: «Крані струну» (слова А. Александровича , 1960), «К женщине» (слова Б. Пастернака, 1985); монолог «Уходят матери» (слова Е. Евтушенко , 1973); баллады: «Охота на людей» (слова Н. Ленуара, 1963), «Бредёт человек» (слова Р. Яковского, 1973); циклы: дыптых «Умирает солдат», «Поклонись им по-русски» (слова Э. Межелайтиса и Ю. Друниной, 1967), «Чатыры паэмы» (слова А. Вертинского, 1968), «Весёлые детские песни» (слова С. Маршака, 1973), «Четыре серенады» (слова У. Шекспира , 1978), «Расставание» (слова Ф. Г. Лорки , пер. P. Бородулина , 1979), «Закон захавання матэрыі» (слова М. Танка, 1984). Песни: «Песня о комсомоле» (слова В. Бойки), «Спартландыя» (слова А. Вольского), «Я ўдзячны лесу» (слова Г. Буравкина ), «Я верю» (слова М. Ясеня).
  • Музыка к драматическим спектаклям: «Сон в летнюю ночь» ( У. Шекспир , 1960). «Зайка-зазнайка» ( С. Михалков , 1961). «Два клёна» ( Е. Шварц , 1963). «Русские люди» ( К. Симонов , 1963). «Мой бедный Марат» (А. Арбузов, 1965). «Куда идешь, Сергей?» (А. Мавзон, 1965). «Дети солнца» ( М. Горкий , 1966). «Выклік багам» (A. Делендик, 1966). «Сэрца на далоні» ( И. Шамякин , 1966). «Блокада» (В. Иванов, 1967). «Клоп» ( В. Маяковский , 1968). «Гроссмейстерский бал» (И. Штемлер, 1968). «Голый король» ( Е. Шварц , 1969). «Метель» ( Л. Леонов , 1969). «Што той салдат, што гэты» (Б. Брехт, 1969). «Ограбление в полночь» (Н. Митрович, 1969). «Правду! Ничего, кроме правды!» (Д. Аль, 1970). «Белеет парус одинокий» (В. Катаев, 1970). «Много шума из ничего» ( У. Шекспир , 1971). «Без вины виноватые» ( А. Островский, 1971). «Трибунал» (А. Макаёнок, 1981). «Раскіданае гняздо» ( Я. Купала , 1972). «Лесвіца славы» (Э. Скриб, 1972). «Горячее сердце» ( А. Островский , 1973). «Віцебскія званы» (В. Короткевич, 1974). «Брама неўміручасці» (К. Крапива, текст песен А. Вольского, 1974). «Протокол одного заседания» (А. Гельман, 1975). «Святая прастата» (А. Макаёнок, 1975). «Провинциальные анекдоты» ( А. Вампилов , 1975). «Характеры» ( В. Шукшин , 1975). «Украли кодекс» (А. Петрашкевич, 1976). «Разгром» ( А. Фадеев , 1977). «Оптимистическая трагедия» (В. Вишневский, 1977). «И птицы умолкли» ( И. Шамякин , 1978). «Не страляйце ў белых лебедзяў» (Б. Васильев, 1978). «Трывога» (А. Петрашкевич, 1978). «Кастусь Каліноўскі» (В. Короткевич, 1979). «Ревнивая к самой себе» (Тирсо де Молино, 1979). «Ретро» (А. Гельман, 1980). «Соль» (А. Петрашкевич, 1981). «Вишневый сад» ( А. Чехов , 1981). «Русь Кіеўская» (A. Петрашкевич, 1982). «Парог» ( А. Дударев , 1983). «Гаспадар» (А. Делендик, 1984). «Вечар» ( А. Дударев , 1984). «Тэатр – любоў мая» (В. Петров, 1985). «Хитроумная влюбленная» ( Лопе де Вега , 1985). «Апошні журавель» ( А. Дударев , А. Ждан, 1986). «Мудрамер» ( Н. Матуковский , 1987). «Фаворит» ( В. Пикуль , Г. Бадыкин, 1988). «Катастрофа» (А. Петрашкевич, 1988). «Дальше, дальше, дальше» ( М. Шатров , 1989). «Господин Макенготт» (П. Вайс, 1989). «И аз воздам...» (В. Кузнецов, 1990). «Вена» ( А. Дударев , В. Микляев, 1990). «Трактирщица» ( К. Гольдони , 1991). «Отравленная туника» ( Н. Гумилёв , 1991). «Цацкі ўцяклі» ( Дж. Родари , 1991).

Композиторская фильмография

Литература

Ауэрбах Л. Белорусские композиторы: Е. Глебов, С. Кортес, Д. Смольский, И. Лученок. — Москва: Советский композитор, 1978. — 280 с.

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 27 июня 2016. Архивировано из 10 сентября 2016 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 27 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  3. Картэс Сяргей Альбертавіч // Тэатральная Беларусь : энцыклапедыя : у 2 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]. — Мінск : БелЭн імя П. Броўкі, 2002. — Т. 1. — С. 505—506.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 27 июня 2016. 16 августа 2016 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 27 июня 2016. 15 августа 2016 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 27 июня 2016. 14 августа 2016 года.
  7. от 5 марта 2016 на Wayback Machine на странице киностудии «Беларусьфильм».

Ссылки

  • на официальном сайте СТВ.

Same as Кортес, Сергей Альбертович