Постсекуляри́зм
— современная теоретическая концепция в философии и религиоведении, согласно которой идея
секуляризации
продемонстрировала свою несостоятельность, так что религиозные идеи и институты не отмирают, а по-прежнему занимают заметное место в современных обществах.
По словам
Хосе Казановы
, «становиться постсекулярными — совсем не значит обязательно становиться снова религиозными», это значит пересмотреть упрощающее
стадиальное
противопоставление религиозного и секулярного как до-рационального и рационального
.
Использование термина
Термин «постсекулярный» используется в
социологии
,
политической теории
,
религиоведении
,
искусствоведении
,
литературоведении
,
педагогике
и других областях.
Юргену Хабермасу
широко приписывают популяризацию этого термина
для обозначения нынешнего времени, в котором идея современности воспринимается как несостоятельная, а иногда и морально неудачная, так что вместо расслоения или разделения необходимо искать новый мирный диалог и терпимое сосуществование между сферами веры и разума
. В этом смысле Хабермас настаивает на том, что и религиозные люди, и секуляристы должны не исключать друг друга, а учиться друг у друга и сосуществовать терпимо
. Массимо Розати говорит, что в постсекулярном обществе религиозные и светские перспективы находятся на равных основаниях, а это означает, что теоретически они имеют равное значение. Современные общества, которые до недавнего времени считали себя полностью светскими, должны соответствующим образом изменить свои системы ценностей, чтобы должным образом приспособиться к такому сосуществованию
.
«A Secular Age» Чарльза Тейлора также часто упоминается как описание постсекулярного
, хотя иногда возникают разногласия по поводу того, что каждый автор имел в виду под этим термином. Особенно спорным является вопрос о том, относится ли термин «постсекулярный» к новому социологическому феномену или к новому осознанию существующего феномена—то есть было ли общество секулярным и теперь становится постсекулярным, или же общество никогда не было и не становится секулярным, хотя многие люди думали, что оно было или будет
. Некоторые полагают, что этот термин настолько противоречив, что от него мало пользы
. Другие полагают, что гибкость этого термина является одной из его сильных сторон
.
В литературоведении этот термин использовался для обозначения своего рода постмодернистской религиозной или духовной чувствительности в некоторых современных текстах
.
Kyrlezhev, Aleksandr. «The Postsecular Age: Religion and Culture Today.» Trans. Joera Mulders and Philip Walters. Religion, State and Society 36.1 (2008): 21-31. Print.
McLennan, Gregor. «The Postsecular Turn.» Theory, Culture & Society 27.4 (2010): 3-20. Print.
King, Mike. «Art and the Postsecular.» Journal of Visual Art Practice 4.1 (2005): 3-17. Print.
Kaufmann, Michael. «Locating the Postsecular.» Religion & Literature 41.3 (2009): 67-73. Print.
Mohamed, Feisal G. Milton and the Post-Secular Present: Ethics, Politics, Terrorism. Stanford, CA: Stanford UP, 2011. Print.
Habermas, Jürgen.
(англ.)
// New Perspectives Quarterly : journal. — 2008. — September (vol. 25 , no. 4). — P. 17—29 . —
doi
: .
Reder, Michael and Josef Schmidt. «Habermas and Religion.» An Awareness of What Is Missing: Faith and Reason in a Post-Secular Age. Jürgen Habermas, et al. Trans. Ciaran Cronin. Cambridge, UK: Polity, 2010. 1-14. Print.
Buston, Fernando del. 2014.
[«El Estado debe proteger a la religión»]
. El Comercio. Date access: January 10, 2015:
«Jürgen Habermas ha acuñado el término de postsecularidad. Se da por fallida la idea central de la modernidad de que la religión iba a desaparecer y se establece una nueva relación entre razón y religión. Habermas plantea que es necesario emprender un aprendizaje mutuo entre las sociedades modernas y las creencias, o entre razón secular y fe. Se inicia una nueva época de mutuas tolerancias. La razón no puede echar por la borda el potencial de sentido de las religiones y éstas deben traducir sus contenidos racionalmente.»
29 марта 2009 года.
by Jurgen Habermas June 2008.
Javier Espinosa.
от 8 января 2016 на
Wayback Machine
. Universidad de Castilla-La Mancha
Rosati, Massimo.
The Making of a Postsecular Society: A Durkheimian Approach to Memory, Pluralism and Religion in Turkey (Classical and Contemporary Social Theory)
(англ.)
. — Ashgate Publishing Company, 2015. — P. 83. —
ISBN 978-1472423122
.
Smith, James K. A. «Secular Liturgies and the Prospects for a ‘Post-Secular’ Sociology of Religion.» The Post-Secular in Question: Religion in Contemporary Society. Ed. Philip S. Gorski, et al. New York, NY: New York UP 2012. 159—184. Print.
Jacobsen, Rhonda Hustedt, and Douglas G. Jacobsen. «Postsecular America: A New Context for Higher Education.» The American University in a Postsecular Age. Ed. Rhonda Hustedt Jacobsen and Douglas G. Jacobsen. Oxford: Oxford UP, 2008. 3-16. Print.
Hadden, Jeffrey K. «Toward Desacralizing Secularization Theory.» Social Forces 65.3 (1987): 587—611. Print.
Beckford, James A. «Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections.» Journal for the Scientific Study of Religion. 51.1 (2012): 1-19. Print.
Dunn, Allen. «The Precarious Integrity of the Postsecular.» Boundary 2: An International Journal of Literature and Culture 37.3 (2010): 91-99. Print.
McClure, John A.. Partial Faiths: Postsecular Fiction in the Age of Pynchon and Morrison. Athens, GA: U of Georgia P, 2007.
Узланер Д. А.
Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. — 416 с.
Хоружий С. С.
// Светское и религиозное. Этика взаимодействия в условиях социального многообразия. Ред. М. О. Орлов. ИЦ «Наука» (Саратов). 2014. 112 с. — С. 3-9.