Филон Византийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Византийский шёлк — шёлк , спрядённый на территории Византийской империи . Торговля шёлком играла немалую роль в экономике империи; Константинополь был важнейшим центром шёлкопрядения в Европе . Сначала долгое время шёлк-сырец привозили из Китая , но после того, как гусениц шелкопрядов завезли в Европу, византийский шёлк полностью изготовлялся в Византии. В правление Юстиниана I шёлкопрядение стало монополией государства .
В течение всего Раннего Средневековья византийский шёлк считался лучшим в Европе. Он славился ярким цветом и изящными узорами .
До раздела Римской империи шёлк (как шёлк-сырец, так и нитки и готовую ткань) привозили из Китая по Великому шёлковому пути , а технология шёлкопрядения оставалась для европейцев неизвестной. Но по приказу византийского императора Юстиниана I яйца тутовых шелкопрядов были тайно вывезены из Центральной Азии в 553 — 554 годах , что положило начало византийской индустрии шёлкопрядения .
Вскоре после контрабанды яиц шелкопряда из Китая несторианскими христианскими монахами византийский историк 6-го века Менандр Протектор пишет о том, как согдийцы пытались установить прямую торговлю китайским шелком с Византийской империей. После формирования союза с сасанидским правителем Хосровом I , чтобы победить эфталитов , к Истеми , правителю Тюркского каганата , прибыли согдийские купцы, требующие разрешения искать аудиенцию у шахиншаха Сасанидов за привилегию путешествовать по персидским территориям для торговли с византийцами. Истеми отказался от первой просьбы, но когда он санкционировал вторую, и посольство Согдианы послало к царю Сасанидов, последний из них был отравлен до смерти в посольстве. Маниах, согдийский дипломат, убедил Истеми послать посольство прямо в Константинополь , которое прибыло в 568 году и предложило не только шёлк в качестве подарка византийскому правителю Юстину II , но также предложило союз против Сасанидской Персии. Юстин II согласился и отправил посольство в Тюркский Каганат, гарантируя прямую торговлю шёлком, желаемую согдийцами . Однако даже при византийском производстве шелка, начиная с 6-го века, китайские сорта по-прежнему считались более качественными, что, возможно, подчеркивается открытием византийской монеты солида , отчеканенной во время правления Юстина II, найденного в династии Суй (581—618 гг. н. э.). Китайская гробница провинции Шаньси в 1953 году, среди других византийских монет, найденных в разных местах . Согласно китайским историям , византийцы (то есть « »), поддерживая более раннюю римскую дипломатическую традицию в Китае , также отправили несколько посольств ко двору китайской династии Тан (618—907 гг. н. э.) и однажды династия Сун (960—1279), предлагая экзотические подарки, такие как , демонстрируя постоянный интерес к китайской шёлковой торговле. Византийский историк 7-го века Феофилакт Симокатта представил довольно точное изображение Китая, его географию , воссоединение династии Суй (581—618) и даже назвал его правителя Таиссоном « Сыном Божьим », возможно, также полученным из имени Императора Тан Тайцзуна (р. 626—649). Современные китайские источники, а именно Старая и , также изображали город Константинополь и как он был осаждён Муавией I (основателем Омейядского халифата ), который впоследствии потребовал дань .
Существовало несколько типов шёлка. Шёлк, (англ.) (, был известен ещё в Римской империи; также с середины III века в восточной части империи активно продавались украшенные замысловатым геометрическим узором шелка из Дамаска . К началу VII века был разработан твилл , и именно он стал основным типом византийского шёлка на последующие несколько столетий . Примерно в 1000 году в моду вошла монохромная лампасная ткань. Сохранились и некоторые гобелены из византийского шёлка .
Всегда очень ценился пурпурный шёлк, использовавшийся только богатыми людьми. Среди других красок для византийского шёлка основными были ализариновый красный , , индиго и (в листьях резеды жёлтенькой ) . Золотые узоры получались в результате помещения позолоченных серебристых лент на шёлковую основу .
Византийский шёлк V — VI веков выполнен в технике уток и расшит двуцветными узорами из мелких изображений (сердечек, пальметт и др.) . Позже появляются более крупные изображения растений (например, лотосов ) и людей. В VIII—IX веках на шёлковых тканях часто рядами изображались большие круги, вышивка внутри которых была симметрична по вертикальной оси . Многие мотивы изображений были заимствованы из исламской культуры (среди них древо жизни , крылатые кони, прочие различные мифологические существа) . До сих пор неизвестно, являются ли некоторые узоры византийского шёлка византийскими или возникшими под влиянием культуры исламских государств .
Модными были изображения развлечений императорского двора, например, охоты или гонок колесниц .
Из пяти типов спрядённого византийского шёлка (простого, твилла, дамасского, лампасного и гобелена) наиболее известным был твилл, выполненный в технике уто́к , иначе называемый тяжёлым шёлком или самитом (от др.-греч. ἑξάμιτον → лат. examitum → старофр. samit , «шесть ниток», термин, использовавшийся для обозначения шести клубков для основы ) . При прядении тяжёлого шёлка основные нити были полностью закрыты утком .
Тяжёлый шёлк в период между VI и XII веками был в буквальном смысле на вес золота: если византийские послы передавали иностранцам самит, им платили сумму в золотых монетах, например, франках , весившая столько, сколько приобретённая ткань. Византийцы, у которых был тяжёлый шёлк, считались богачами . Морская торговля шёлком немало значила при заключении византийцами договоров с итальянскими морскими республиками Венеция , Пиза , Генуя и Амальфи .
Византийский шёлк ныне находится по всей Европе, вплоть до Великобритании , куда его привозили из Рима и Галлии ещё с VII века . Иногда письменные свидетельства не указывают, откуда именно была закуплена в ту или иную страну ткань, но особенности текстуры и дизайна позволяют учёным определить византийский шёлк .
Византийские мастера были, кроме прочего, известны производством гобеленов и вышивок. Самым известным из византийских шёлковых гобеленов считается так называемый Гюнтертух , купленный епископом Гюнтером Бамбергским во время паломничества в Константинополь. Не окончив путешествия, епископ умер, и гобелен был использован как его саван .
Византийская техника вышивки сильно повлияла на технику вышивки других стран, например, Англии .
Религиозная тематика вышивки (даже вышивки светской одежды) была очень популярна. Этим были недовольны многие священники, например, святой Астерий Амасийский .
Впрочем, гобеленов и вышивки из Византии почти не сохранилось. Единственный крупный византийский гобелен, дошедший до наших дней — Ковёр из Байё , но он не шёлковый .
В 1147 году во время Второго крестового похода Рожер II , король Сицилии , напал на Коринф и Фивы , два важных центра византийской шёлковой промышленности, и захватил в плен всех ткачей, чтобы самому организовать изготовление шёлка в Палермо и Калабрии . После Четвёртого крестового похода шёлковая индустрия Византии и вовсе пришла в упадок и стала обеспечивать лишь местный рынок, а монополия на шёлк перешла к Сицилии, Лукке и Венеции .