Аль Капоне
- 1 year ago
- 0
- 0
«Аль Капоне» ( англ. Al Capone) — художественный фильм, гангстерская драма 1959 года режиссёра Ричарда Уилсона о жизни и криминальной карьере босса чикагской мафии Аль Капоне . Картина показывает жизнь преступного лидера от момента прибытия в Чикаго до начала тюремного заключения в 1931 году .
Конец 1919 года. В Чикаго из Бруклина приезжает молодой гангстер Аль Капоне и с одобрения « Большого Джима » — наиболее могущественного босса мафии в этом городе, устраивается вышибалой в игорное заведение к некоему Джонни Торрио . 16 января 1920 года в США начинает действовать сухой закон . Капоне видит перспективы торговли нелегальным спиртным, но «Большой Джим» не спешит вступить в этот бизнес. Капоне убеждает Торрио устранить их общего хозяина и возглавить бутлегеров Чикаго. Получив согласие, он хладнокровно убивает «Большого Джима», своего бывшего покровителя. Прямо в день похорон гангстеры делят между собой город на пять зон ответственности. Для подстраховки собственной безопасности Торрио уступает Аль Капоне 25 % своей доли от нелегальной выручки. Тот, в свою очередь, жестоко расправляется с каждым, кто выказывает хоть каплю недовольства по поводу полученного сектора влияния.
Джонни Торрио подвергается нападению неизвестных конкурентов, но ему удаётся выжить. Он отходит от дел и уезжает из Чикаго. Капоне становится во главе бизнеса. Кровавые расправы следуют одна за другой, превысив за год 100 случаев. Каждый раз у Капоне находится множество свидетелей, готовых подтвердить его алиби. К 1927 году он достигает вершины криминально-политического сообщества Чикаго и переключается на легальные виды бизнеса. Однако, весной 1928 года, перед выборами в местные органы власти партнёры Капоне из политических кругов предлагают ему временно покинуть город, чтобы не компрометировать их кандидатов. Гангстер в бешенстве вынужден уступить требованиям своего окружения. Пока он отдыхал во Флориде , полиция сумела организовать протестный фронт горожан. Выборы прошли открыто и честно, ставленники Капоне провалились. Кроме того, его начинает теснить набирающая силу ирландская группировка северных районов Чикаго под руководством Багса Морана . Желая отомстить, Капоне организует кровавую расправу, известную как бойня в День святого Валентина . Два враждующих клана пытаются заключить мир, но им этого не удаётся. Багс Моран перекупает главного информатора и аналитика Капоне — журналиста Мака Кили . Аль совершает очередной опрометчивый шаг: он санкционирует убийство Кили, репортёра публичного и известного. Вместе с тем, капитан полиции Шефер добивается участия ФБР в преследовании гангстера. После тщательных обысков тем удаётся найти достаточно бухгалтерских документов, обличающих Капоне в уклонении от уплаты налогов. Его арестовывают, и суд приговаривает его к 11 годам тюрьмы. Фильм завершается сценой жестокого избиения Капоне другими заключёнными и обличительной речью комментатора о необходимости борьбы с организованной преступностью силами всей нации.
Сравнивая несколько картин о Капоне, российское издание «Weekend» отмечает правдивость и реалистичность именно этой ленты. Первый вариант сценария был очень далёк от фактически принятого в работу, исполнитель главной роли Род Стайгер три раза отказывался от неё из-за того, что, по его мнению, главный герой был чрезмерно идеализирован. Он согласился участвовать в проекте только после полной переработки сценария: жизнь гангстера была показана бескомпромиссно жёстко, а результатом его деятельности стало совершенно справедливое тюремное заключение . « Российская газета » называет ленту легендарной, мотивируя это «сильным актёрским составом», но при этом из актёров упоминает только Рода Стайгера . Профессиональную оценку фильму даёт « Variety » в год его премьеры в США. Подчёркивая, что Капоне показан в картине безжалостным убийцей, лишённым какого-либо романтического ореола, издание заключает, что «Аль Капоне» — весьма качественно сделанная картина: «Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому все происходящее выглядит убедительно» .