Interested Article - Мари-Октябрь

Внешние видеофайлы
(1959). Начало фильма

« Мари-Октябрь » ( фр. Marie-Octobre , 1959 ) — французский чёрно-белый художественный фильм Жюльена Дювивье по мотивам одноимённого романа (1948) с участием Даниэль Дарьё , Поля Мёриса , Бернара Блие , Лино Вентуры , Ноэля Роквера , Робера Дальбана , Поля Франкёра , Сержа Реджани , и др.

Сюжет

Действие фильма происходит в 1959 году. Участники французского Сопротивления , потерявшие друг друга из виду после войны , собираются на вечеринку в загородном доме, где в годы оккупации Франции размещалась штаб-квартира группы. Пятнадцать лет назад при операции захвата группы гестаповцами здесь был убит её командир Пьер Кастиль. Вечеринка организована двумя бывшими подпольщиками — директором дома мод Мари-Элен Дюмолен (подпольная кличка Мари-Октябрь) и нынешним владельцем особняка, промышленником Франсуа Рено-Пикаром. Они случайно узнали от бывшего офицера разведки, работавшего с гестапо и участвовавшего в операции захвата, что предателем был один из членов группы. Это и послужило причиной встречи, цель которой — выяснение, кто совершил предательство .

Почти единогласно собравшиеся голосуют за наказание предателя. Решено, что он должен совершить самоубийство , оставив предсмертную записку. Круг прежних боевых товарищей становится кругом подозреваемых. В процессе воссоздания обстоятельств и деталей вечера налёта гестапо и предшествующих событий выясняется, что свои причины для совершения предательства могли быть у каждого. Подозрения переходят с одного на другого, включая саму Мари-Октябрь. В ходе расследования подвергается пересмотру и образ погибшего командира Кастиля. События развиваются не по задуманному плану…

История

Сценарий фильма «Мари-Октябрь» написан Жюльен Дювивье по мотивам одноимённого романа Жака Робера (1948) совместно с автором. Экранизация не буквально воспроизводит романную канву — в книге Робера Мари-Октябрь последовательно наносит визиты членам группы, в фильме соблюдено единство места и времени — все участники действия собраны в замкнутом пространстве .

Бюджет картины составил 150 млн франков . Фильм снимался на кинокомпанией Pathé . В картине участвовали известные актёры — Даниэль Дарьё, Поль Мёрис, Бернар Блие, Лино Вентура, Ноэль Роквер, Робер Дальбан, Поль Франкёр, Серж Реджани, Поль Гёр, . Съёмочный период занял 23 дня — с 17 ноября по 10 декабря 1958 года. Съёмки проводились нетипичным образом: сцены снимались в хронологическом порядке, при постоянном присутствии на съёмочной площадке всех актёров. Сами исполнители ролей до последнего момента не знали, кто из героев картины окажется предателем .

Премьера фильма во Франции состоялась 24 апреля 1959 года .

Существует версия, что на основе фильма Дювивье была снята советская драма Константина Воинова « Трое вышли из леса » (1958), имеющая сходный сюжет. Эту точку зрения не разделял киновед Михаил Трофименков , по мнению которого это не так. В связи с этим он указывал, что в основе обоих работ лежат общие исторические «реалии» обеих стран и особенности подпольной работы: «Представление о подражательности „Троих“ — аберрация сознания: Дювивье и Воинов снимали синхронно. И Франции, и СССР потребовалось десять с лишком лет, чтобы, пережив период духоподъёмных лубков , заговорить об этой войне всерьёз» . В 2008 году режиссёром Жозе Дайан был снят ремейк картины — под тем же названием с Натали Бай в заглавной роли.

Создатели

Художественные особенности и критика

Драматургия фильма построена на классических трёх единствах — действия, места и времени. В фильме представлены разные социальные срезы французского общества 1950-х годов: среди бывших подпольщиков — директор дома моды, адвокат, владелец ночного клуба со стриптизом, промышленник, слесарь, священник и др.

Несмотря на « звёздный » состав актёров, картина получила большей частью критические отзывы современников, её сравнивали с американским фильмом « Двенадцать разгневанных мужчин », где действие также происходит « fr » и принадлежащие к различным социальным слоям герои совместно ищут некую истину. Сравнение было не в пользу «Мари-Октябрь». Французский критик fr писал в « Le Monde » :

Удивительно то, что при такой гениальной интриге фильм мог бы захватывать зрительское внимание в гораздо большей степени. Конечно, «приёмы работают», мы с готовностью попадаем в расставленные режиссёром маленькие ловушки. Из «спортивного интереса» ищем разгадку, выстраиваем рассуждения. Но внимание остаётся отстранённым. В разворачивающейся на наших глазах драме мы участвуем издалека, как сочувствующие наблюдатели. Мы не так вовлечены в неё, как было в случае с фильмом « Двенадцать разгневанных мужчин ». <…>
Тем не менее, «Мари-Октябрь», конечно, будет иметь большой успех у зрителей. Интрига, придуманная fr , живые диалоги Анри Жансона заставят зрителей забыть о слабых сторонах истории. Что касается актёров, они все превосходны.

Le Monde . 28 апреля 1959

Критики отмечали механистичность и расчисленность действия, схематичность и «неодушевлённость» персонажей, представляющих не живые образы, а социальные типы и потому не вызывающих сочувствия. Критик журнала « fr » Пьер Макабрю ( фр. Pierre Macabru) сравнивал действие с разыгрываемой по расписанным правилам шахматной партией, вовлечься в которую зрителю сложно при всём желании. По оценке критика « France Soir » fr , режиссёр представляет драматическую историю с хладнокровием хирурга: мастерски препарирует персонажей, режет и сшивает сюжетные линии, не оставляя места для эмоций, — будто всё происходит под анестезией . Всё слишком продуманно, механистично и искусственно — ни одного случайного слова и жеста героев, лишнего движения камеры. Роскошное убранство загородного особняка, где разворачивается действие, создаёт впечатление театральной декорации .

Фоном действия и метафорой картины служит транслирующийся по телевизору матч по реслингу , на который то и дело пытается отвлечься герой Поля Франкёра . По оценке « fr », оборачивающаяся «сведением счётов», «стиркой грязного белья» и «кровавой развязкой» борьба друг с другом бойцов Сопротивления, когда-то сражавшихся и страдавших вместе, оставляет у зрителя гнетущее впечатление, но не может стать поводом для пересмотра истории Франции .

Комментарии

  1. Реслеры: fr , Кинг-Конг Таверн ( фр. King-Kong Taverne), Поль Вийар ( фр. Paul Villard), Роже Делапорт ( фр. Roger Delaporte), Рене Брежо ( фр. René Brejot).

Примечания

  1. ↑ (фр.) . fr . Дата обращения: 23 августа 2017. 25 августа 2017 года.
  2. ↑ (фр.) . Unia Films S.A. . Дата обращения: 23 августа 2017. 25 августа 2017 года.
  3. (фр.) . fr (14 июня 2008). Дата обращения: 25 августа 2017. 26 августа 2017 года.
  4. (фр.) . Cinéma français. Дата обращения: 23 августа 2017. 7 марта 2016 года.
  5. ↑ .
  6. , с. 116—117.
  7. ↑ .

Литература

Ссылки

  • (фр.) . fr . Дата обращения: 23 августа 2017.
  • (фр.) . Unia Films S.A. . Дата обращения: 23 августа 2017.

Same as Мари-Октябрь