Interested Article - Тавенер, Джон

Сэр Джон Кеннет Та́венер ( англ. John Kenneth Tavener ; 28 января 1944 , Лондон 12 ноября 2013 , Чайлд Окефорд, Дорсет ) — британский композитор.

Биография и творчество

Прямой потомок композитора и органиста Джона Тавернера [ источник не указан 2061 день ] . Закончил Хайгейтскую школу и Королевскую Академию музыки ( 1965 ).

Джон Тавенер впервые обратил на себя внимание общественности в 1968 году во время премьеры своей оратории «The Whale», основанной на библейской легенде об Ионе . Некоторые из его первых опубликованных композиций, в частности, «Тереза» (1973, по заказу Королевского оперного театра) и « Кроткая » (1977, по рассказу Ф. М. Достоевского ), показали, что духовные искания были его основным источником вдохновения. Его обращение к Православной Церкви в 1977 году ( был крещён митрополитом Антонием Сурожским [ источник не указан 1771 день ] ) стало результатом растущего убеждения, что восточные традиции сохранили изначальную сущность христианства, которую Запад потерял:

С детства я ощущал метафизический , духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашёл в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нём. Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем — а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нём не было ничего рационального, обдуманного. Существуют, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могу трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались .

Говоря о других источниках влияния русской культуры, Тавенер обычно выделяет традицию знаменного пения и « Реквием » Анны Ахматовой , а также творчество И. Ф. Стравинского , в произведениях которого, как утверждает сам английский композитор, ему была наиболее близка фольклорная линия (в частности в « Свадебке ») и А. Пярта , с которым его, по словам самого Тавенера, роднит восприятие своей роли творца как ретранслятора идей, исходящих от высших сфер:

Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова „сферы“. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит .

Православие не было единственным источником вдохновения Тавенера, который обращался к суфийской музыке, коптскому искусству, искусству американских индейцев. В значительной степени это стало следствием того, что в первые годы нового тысячелетия объектом его интереса стала философская система швейцарского метафизика Фритьофа Шуона , которая охватывает различные религиозные традиции. Это изменение в направлении его взглядов проявляется в произведениях, написанных с 2001 года, таких, как «Завеса в храме» ( англ. The Veil of the Temple для сопрано , инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков (2002), которое включает элементы суфийской поэзии , а также христианские, мусульманские и индуистские тексты ; «The Beautiful Names» для хора и оркестра (2007, в основе текста — 99 коранических имен Аллаха ); « Реквием » (2007), где в католический текст включены фрагменты из Корана и Упанишады , а также вдохновленное индуистскими мотивами произведение «Lalishri» (2006) для скрипки соло и струнных, написанное для Никола Бенедетти . Сочинение «Popule meus» (2009) для виолончели соло и струнных описывается самим композитором, как размышление на католический текст «О народ мой! Что Я сделал тебе и чем отягощал тебя?» (подробней см. Импроперий ).

Фильмография

Написал музыку к фильмам В. Херцога « Паломничество » (2001), К. Рейгадаса « Битва на небесах » (2005), А. Куарона « Дитя человеческое » (2006).

Награды

Премия Грэмми (2002, в номинации «Лучший современный композитор»). Премия Айвора Новелло (год?). Возведен в рыцарское достоинство (2000).

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 13 мая 2013. 21 февраля 2013 года.
  2. Там же.

Избранные сочинения

Исполнение сочинений Джона Тавенера на международном фестивале «Великопостные концерты-2013». Санкт-Петербург, 11.05.2013
  • Кит ( The whale ), кантата ( 1966 )
  • Little Requiem for Father Malachy Lynch, для смешанного хора, струнных, трубы, и органа, ( 1972 )
  • Тереза. Опера о Терезе из Лизьё ( 1973 )
  • Песнь Пресвятой Богородицы (Магнификат), для сопрано, хора и оркестра (1976; на древнееврейском и греческом языках)
  • Реквием Ахматовой, для сопрано, баса и оркестра ( 1980 )
  • Mandelion, для органа ( 1981 )
  • Агнец ( The Lamb ), хорал на стихи У. Блейка ( 1982 )
  • Eis Thanaton (К смерти?), ритуал для сопрано, баса и оркестра (1986)
  • Покров Пресвятой Богородицы ( The Protecting Veil ), для виолончели и струнного оркестра ( 1988 , премьера — Стивен Иссерлис и Лондонский симфонический оркестр , 1989 )
  • Плач (Threnos, Thrinos), для виолончели соло (1990)
  • We shall see Him as He is (Мы увидим Его, каков Он есть), для сопрано, 2 теноров, виолончели, хора и оркестра (1990)
  • Мария Египетская , опера ( 1991 )
  • Икона Рождества ( Ikon of the Nativity ), для хора a capella ( 1991 )
  • Богоявление(Theophany), для оркестра и магнитофона (1993)
  • Песня для Афины ( Song for Athene ), для смешанного хора a cappella — на смерть британской актрисы Афины Ариадес (Athene Hariades)
  • Ikon of Eros, для оркестра ( 2001 )
  • Lamentations and praises, для 12 мужских голосов и инструментального ансамбля (2001; премия Грэмми 2002)
  • Завеса в храме ( The Veil of the Temple ), для сопрано, инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков ( 2002 )
  • Schuon Lieder, для сопрано и инструментального ансамбля ( 2003 )
  • Laila (Amu), для сопрано, тенора и оркестра ( 2004 )
  • Прекрасные имена, для хора и оркестра ( 2007 , текст — 99 коранических имен Аллаха)
  • Lalishri, для скрипки и струнного оркестра ( 2008 )
  • Реквием, для солистов, хора, виолончели и оркестра (2008)
  • Смерть Ивана Ильича, монодрама (2012)

Литература

  • Haydon G. John Tavener: glimpses of paradise. London: Gollancz, 1995
  • Dudgeon P. Lifting the veil: the biography of Sir John Tavener. London: Portrait, 2003.

Ссылки

  • (англ., год не указан)

Same as Тавенер, Джон