Interested Article - Театр имени Е. Б. Вахтангова

Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Евгения Вахта́нгова драматический театр в Москве . Был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов . Официальной датой открытия 3-й студии Московского Художественного театра (МХАТ) считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль « Чудо святого Антония ». В 1926 году студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова — по имени его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоили статус академического .

С 18 апреля 2023 года главным режиссёром театра назначен театральный режиссёр .

История

3-я студия МХАТ, Москва, 1921 год
Здание 3-й студии МХАТ на Арбате в Москве, 1926 год
Марка СССР — основатель театра Евгений Вахтангов и персонажи из спектакля «Принцесса Турандот», 1971 год

Руководство Евгения Вахтангова

Вахтанговская и Мансуровская студии

Основатель театра Евгений Вахтангов родился в 1883 году во Владикавказе . Со времён учёбы в гимназии он участвовал в любительских и домашних спектаклях. Его отец был фабрикантом и подобного увлечения не одобрял, считая театр несерьёзным делом. По его мнению, сын должен был поступить в рижский техникум и позже стать руководителем фабрики. Евгений Вахтангов изначально поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, но продолжил игру в любительских театрах. Позже он перешёл на юридический факультет . Одновременно дебютировал как режиссёр , а из-за серьёзного увлечения театром на много лет поссорился с отцом. В 1909 году Евгений Вахтангов поступил в театральную школу и стал учеником Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко . В 1912 году Станиславский и Леопольд Сулержицкий создали и в 1913 году открыли первую студию МХТ, в которой Вахтангов обретал опыт, вырабатывал стиль, сразу поставил спектакль "Праздник мира" Г.Гауптмана и раскрылся в ней как актёр. В этом же году группа студентов организовала Студенческую драматическую студию , руководителем которой стал Вахтангов, бывший режиссёром Московского Художественного театра . Занятия проводились по модной в то время системе Станиславского . Вахтангов использовал идею нравственного совершенствования, которую перенял от учителя Леопольда Сулержицкого . Первое время у театра не было своего помещения и для репетиций группа собиралась в съёмных квартирах. Первый спектакль был поставлен по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» и показан 26 марта 1914 года в Охотничьем клубе, декорации к ней изготовили из выкрашенной мешковины. Актёры играли больше для себя, чем для публики, и после спектакля отправились отмечать премьеру в ресторане, а утром веселились над разгромными статьями в газетах. Однако дирекция Художественного театра запретила Евгению Вахтангову работу на стороне. Студия ушла в подполье и всерьёз взялась за обучение актёрскому мастерству .

Осенью 1914 года студия сняла квартиру в Мансуровском переулке на Остоженке , обустроила в ней общежитие, сцену и зрительный зал на 35 человек. Евгений Вахтангов настаивал, чтобы для актёров студия стала главным местом в их жизни. Он ввёл понятия «студийного» и «нестудийного» человека и аналогичного поступка. В 1917 году студия заявила о себе публично под названием Московская драматическая студия Вахтангова . Через год впервые был показан спектакль по пьесе Мориса Метерлинка « Чудо святого Антония ». Сам Вахтангов считал студию своим домом, в 1919-м студию покинуло 12 актёров, которые обиделись на руководителя за то, что ему не были интересны спектакли, поставленные без его участия. Позднее некоторые актёры вернулись в студию, некоторые писали Вахтангову письма с извинениями .

Вторая труппа была собрана с большим трудом из других студий. Был объявлен приём на первый курс школы, так в театр пришли Борис Щукин и Цецилия Воллерште́йн, которая взяла сценический псевдоним по имени переулка — Цецилия Мансурова , первая исполнительница роли принцессы Турандот . В эту группу вошли Рубен Симонов , Мария Синельникова , Елизавета Алексеева . При этом Евгений Вахтангов ещё долгое время не признавал новую студию своей и называл её по местоположению — Мансуровской. Новый состав восстановил спектакль 1918 года и поставил чеховскую « Чайку ». Зрители отмечали, что первые спектакли были очаровательными и добродушными, но через какое-то время Вахтангов их полностью переделал. Театр стремительно развивался: критики говорили, что натуралистические и психологически обнажённые «Праздник мира» и «Потоп» сменились на самоотречение и аскетизм в спектакле «Росмерсхольм», на саркастический гротеск в спектаклях «Чуд» и «Свадьба», экспрессионизм в «Эрике XIV», мистику в «Гадибуке» и лёгкость в «Принцессе Турандот», будто смертельно больной Евгений Вахтангов стремился создать новый театр в каждом спектакле .

Третья студия МХАТ

Летом 1920 года студия заняла бывший особняк Берга на Арбате, 26. В помещениях начался капитальный ремонт. 13 сентября того же года студию Вахтангова приняли в Художественный театр, она стала называться 3-я студия МХАТ . 29 января 1921 года прошла премьера обновлённого спектакля «Чудо святого Антония», в которой вместо бытовой комедии появился трагический фарс. Постановку срежиссировал Евгений Вахтангов, а художником выступил Юрий Завадский . В спектакле, помимо Завадского, играли Осип Басов , Освальд Глазунов , Борис Захава , Борис Щукин, Рубен Симонов, Мария Некрасова , Александра Ремизова , Вера Львова , Ксения Котлубай и другие. Спектакль прошёл успешно, 11 декабря 1921 года в журнале «Театральное обозрение» был опубликован положительный отзыв Любови Гуревич . Критики относили новые спектакли к и , сам Евгений Вахтангов считал, что работает в жанре фантастического реализма . В отремонтированное здание третья студия МХТ переехала осенью 1921 года, открытие состоялось 13 ноября также показом «Чуда святого Антония» — этот день считается официальной датой рождения театра Вахтангова .

В начале НЭПа в моду вошли пьесы лёгких жанров, и в театре решили поставить спектакль по сказке Карло Гоцци « Принцесса Турандот ». Артисты много шутили во время обсуждения, эти шутки было решено внести в спектакль. Для создания пьесы пригласили Николая Эрдмана . Болеющий Евгений Вахтангов работал до последнего — устанавливал свет, репетировал с актёрами. Последняя репетиция спектакля прошла 23 февраля 1922 года в 4 утра, после которой ослабевший режиссёр слёг. Актёры сдавали работу Художественному театру 27 февраля без него. Спектакль «Принцесса Турандот» имел оглушительный успех, был популярен у самых разных слоёв населения и на долгое время стал визитной карточкой театра. Евгений Вахтангов скончался 29 мая, а 31 мая гроб с его телом друзья и ученики пронесли от студии до Новодевичьего кладбища . Из книги «Театр имени Евгения Вахтангова»:

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой тёмной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать своё восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов , вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» — вызвав в зале бурю восторга.

Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодёжи, у рабочих и нарядно одетых нэпманов — всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» — спектакль знали все.

Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой победительности, что казалось, смерти — не бывает. Вахтангов преодолел её в искусстве .

Художественное совещание театра

3 сентября 1922 года было избрано художественное совещание театра, в который вошли Юрий Завадский, Борис Захава, Натан Тураев, Ксения Котлубай, Анна Орочко , Иосиф Толчанов , Елизавета Ляуданская , Елена Елагина, Освальд Глазунов, Осип Басов. Совещание, которое возглавил Захава, продолжило вахтанговскую линию развития театра, однако участники имели разногласия в представлении этой линии, споры затянулись. Первым спектаклем после смерти Вахтангова стал режиссёрский дебют Бориса Захавы. 8 марта 1923 года не совсем удачно прошла премьера спектакля « Правда — хорошо, а счастье лучше !», что ещё сильнее накалило обстановку в театре. Для исправления ситуации Немирович-Данченко назначил директором 3-й студии Юрия Завадского, под его руководством прошла вторая премьера — спектакль «Женитьба», который публика также не приняла, посчитав эксцентрическим и фантастическим гротеском. После этого Юрий Завадский перешёл в Художественный театр и приступил к созданию собственной студии, а новым директором при художественном руководстве на 8 лет стал актёр Освальд Глазунов . С участием Захавы состоялись зарубежные гастроли театра в Германию, Швецию и Прибалтику в 1923 году и во Францию в 1928 году. За время коллективного руководства Захава поставил на сцене Вахтанговского театра 8 спектаклей и сыграл 9 ролей на Вахтанговской сцене.

Марка СССР с Борисом Щукиным и сценой из спектакля «Человек с ружьём», 1971 год
Марка СССР с Рубеном Симоновым и сценой из спектакля «Сирано де Бержерак», 1971 год
Фронтовая бригада театра показывает спектакль для лежачих раненых. 1-й Украинский фронт , Польша , Рытвяны , 1944 год
Двухрублёвая монета Банка России с режиссёром Юрием Любимовым к 100-летию со дня его рождения, 2014 год
Фонтан Турандот (скульптура Бурганова), 2014 год

В 1924 году на должность режиссёра театра был приглашён Алексей Попов — товарищ Евгения Вахтангова по 1-й студии. В это же время Наркомпрос решил объединить студии МХАТ в одну лабораторию. Независимость 3-й студии удалось отстоять с большим трудом, но она лишилась нескольких актёров. Первым спектаклем нового режиссёра стали «Комедии Мериме», состоявшие из четырёх пародийных пьес цикла «Театр Клары Газуль»: «Рай и ад», «Африканская любовь», «Карета святых даров» и «Женщина-дьявол». Публика приняла их как весёлые и оптимистичные. В декабре 1924 года состоялась премьера спектакля по водевилю « Лев Гурыч Синичкин », с репетициями которого актёрам часто помогал Всеволод Мейерхольд . Этот спектакль также принёс успех .

XII съезд РКП(б) потребовал от театров революционного репертуара, и Алексей Попов решил поставить спектакль по повести «Виринея», которая повествует о жизни застенчивой крестьянки оренбургской деревни, полюбившей вдового солдата-большевика . Самая знаменитая сцена спектакля — выборы в деревне — вошла в учебники по режиссуре. После спектакля Алексея Попова стали считать лучшим постановщиком массовых сцен. Присутствовавший на одном из показов Иосиф Сталин оставил запись в книге отзывов :

По-моему, пьеса — выхваченный из жизни кусок жизни. Артисты, видимо, способные люди, может быть, не так много у них искусства, как у артистов МХАТ, но жизненности, кипучей жизненности, — по-моему, больше. В общем, хорошо, даже великолепно. И. Сталин. 16. IV. 26 г .

Постановка вошла в репертуар на много лет, успех спектакля принёс театру государственные дотации , благодаря которым летом 1926 года театр был впервые достроен: в два раза увеличили количество мест, расширили сцену, построили подсобные помещения. Сама постановка оставалась в репертуаре много лет. Позже «Виринею» включили в список первых достижений в жанре социалистического реализма . 13 ноября 1926 года студию переименовали в Государственный театр имени Вахтангова .

В 1926 году прошла премьера спектакля « Зойкина квартира » по пьесе Михаила Булгакова . Постановку хвалили, но режиссёра обвинили в «драматургической мелкотравчастости и пустоте». Несмотря на успех спектакля, через два года коллегия Народного комиссариата просвещения РСФСР запретила «Зойкину квартиру», «Бег» и « Дни Турбиных » по причине «искажения социальной действительности и подозрительным сочувствием к социально отверженным», а также другие пьесы Михаила Булгакова. В мае 1927-го партийная резолюция потребовала репертуара «актуального и соответствующего мировоззрению пролетариата». В результате Захава поставил крепкий и убедительный спектакль «Барсуки» о расслоении деревни во времена гражданской войны, а Попов — «Разлом» о событиях на крейсере «Аврора» .

В 1928 году театр Вахтангова был приглашён на Международный театральный фестиваль в Париж . Для показа выбрали спектакли «Турандот» и «Виринея». В марте 1930-го вышел спектакль «Авангард», ставший полной неудачей и последней постановкой Алексея Попова в этом театре. Попов ушёл 12 мая того же года «ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства» .

Постановку «Темп» — первого спектакля с главенствующей темой труда — осуществила режиссёрская группа из Осипа Басова, Константина Миронова , Анны Орочко, Бориса Щукина и художника С. Исакова. Её лидером постепенно стал художник-постановщик театра Николай Акимов , в 1932 году он поставил спектакль « Гамлет », который критики обвинили в формализме. Акимов ушёл из театра и впоследствии возвращался на короткое время .

План постановки «Гамлета» возник у художника и режиссёра Николая Павловича Акимова — создателя декораций и одного из режиссёров « Коварства и любви ». План этот был в высшей степени эксцентричным, но Акимов так увлекательно развернул его перед художественным совещанием, что возражать ему было нелегко. <…> Музыка, которую он [Шостакович] написал к «Гамлету», была превосходна. При всей её новизне и оригинальности она гораздо ближе подходила к «Гамлету» Шекспира , чем что-либо другое в «Гамлете» Акимова. Но, конечно, были в этой музыке моменты и вполне эксцентрические, вполне в стиле режиссёрского замысла. Так, пьяная Офелия на балу (её играла самая красивая наша актриса Валентина Вагрина ) пела весёлую песенку с весьма фривольным текстом, в стиле немецких шансонеток начала нашего столетия, под острый и пряный аккомпанемент джаза . Интересно, что в известной сцене с флейтой, Дмитрий Шостакович зло высмеял и советскую власть, и группу пролетарских композиторов, которые как раз в то время были на вершине своего могущества и причиняли немалое зло русской музыке и русским музыкантам. В этой сцене Гамлет прикладывал флейту к нижней части своей спины, а пикколо в оркестре с аккомпанементом контрабаса и барабана фальшиво и пронзительно играло известную советскую песню «Нас побить, побить хотели!» — патриотическая песня, посвящённая победе Особой Краснознамённой Дальневосточной армии над китайскими милитаристами летом и осенью 1929 года. Музыкант театрального оркестра Юрий Елагин

13 ноября 1931 года театр отметил десятилетний юбилей, несмотря на отсутствие крупных успехов, он оставался любим публикой . В том же году по инициативе труппы был создан музей театра . В 1933-м состоялась премьера спектакля Б. Захавы по пьесе « Егор Булычов и другие », который признали одной из лучших постановок труппы — она определила стилевое и жанровое направление развития театра. Через год Захава поставил спектакль "Достигаев и другие". В своих постановках Захава развивал горьковскую традицию, тяготел к бытовой правде, но не забывал об игровой природе театра, о праздничной атмосфере, которую так ценил Вахтангов. В спектаклях Захавы неизменно восхищали сильные, глубокие актёрские работы. 1934 году началось внедрение «социалистического реализма» в виде спектаклей о перевоспитании заключённых и жизни людей, которые меняли мир. В "Аристократах" Н.П. Погодина (1935 г.) о строительстве Беломоро-Балтийского канала Захава добился суровой простоты. Постановки того времени затрагивали тему Ленинианы Ленина часто играл Борис Щукин. Мог стать серьёзным событием и спектакль Захавы "Ревизор" с Щукиным в роли Городнчего , но актёр умер, не дожив до премьеры. Театр не забывал о других темах: в конце 1930-х был поставлен лёгкий и весёлый спектакль « Соломенная шляпка », полюбившийся публике. В эти же годы в стране началась борьба с врагами народа, от которой пострадало несколько сотрудников театра. Так, был арестован музыкант театра, супруг Цецилии Мансуровой, граф Николай Шереметев. Сотрудникам театра удавалось его освободить, но не отстоять — его арестовали снова, а после забрали актрису Валентина Вагрину и актёра Освальда Глазунова .

Руководство Рубена Симонова

Руководитель театра Римас Туминас с «Золотой маской», 2014 год
Здание Театрального института имени Бориса Щукина в Большом Николопесковском переулке, режиссёрский факультет, 2018 год

Период коллективного руководства театром закончился в 1939 году, когда художественным руководителем назначили Рубена Симонова, который в 1928 году создал собственный театр-студию. В 1939 году его студия была слита с театром, который теперь называется Ленкомом. Личность руководителя, как и ранее, стала многое определять в дальнейшем пути Вахтанговского театра. Коллеги отмечали одарённость Симонова, его музыкальность, редкостное чувство ритма, деликатные манеры, но при этом сложный, «с восточными обертонами», характер. Первым его спектаклем стал « Ревизор », в дальнейшем были поставлены драма «Фельдмаршал Кутузов» с приглашённым режиссёром Николаем Охлопковым . Премьера последнего спектакля « Маскарад » в постановке Андрея Тутышкина прошла 21 июня 1941 года — накануне начала Великой Отечественной войны . Во время одной из первых бомбардировок Москвы , в ночь с 23 на 24 июля в 2 часа 10 минут, в здание театра попала бомба, от которой погибло несколько человек, в том числе актёр Василий Куза . Здание театра сильно пострадало, были уничтожены декорации .

Во время войны театр сформировал и отправил на фронт бригаду артистов, в которую входили Анна Орочко, Александра Ремизова, Александр Габович , Алексей Котрелев, Исай Спектор , Анна Данилович, Валентина Данчева, Александр Лебедев, Иван Соловьёв, Александр Граве , Николай Яновский, Николай Мозяйкин, Татьяна Блажина, Вероника Васильева , Александр Голубев и другие. Бригаду возглавил Спектор и был назначен директором Фронтового филиала театра. Его работу в строительстве Вахтанговского театра высоко оценил Рубен Симонов и не раз потом говорил об этом (см. книгу В.Максимовой " Люблю. Юля"). Маршал Г.К. Жуков считал Спектора своим другом (там же). Художественным руководителем была Анна Орочко. Бригада прошла с действующей армией до Берлина и вернулась в Москву в июне 1945 года .

Как известно, на Урал были вывезены многие промышленные предприятия. Поэтому на Политбюро был поставлен вопрос о том, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил, поскольку здание разрушено, перевезти театр Вахтангова в Новосибирск . Возразить Иосифу Виссарионовичу Анастас Иванович напрямую не мог. Он сказал: «Да, это очень хорошая идея. Давайте и Третьяковскую галерею туда же ». Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. Анастас Иванович очень много делал для театра и очень часто туда приезжал. Из интервью Рубена Симонова для «Российско-армянского делового журнала»

Через три месяца с начала войны, 14 октября 1941 года, театр эвакуировали в Омск , он расположился в здании Омского театра драмы . С ноября 1941-го по август 1943 года спектакли Омского театра драмы шли три раза в неделю, а ещё четыре — московского Театра имени Вахтангова. В этот период к труппе ненадолго присоединился актёр и режиссёр Алексей Дикий . 22 февраля 1942 года был показан спектакль «Олеко Дундич» о беззаветном защитнике родины, за ним последовали «Русские люди» и « Сирано де Бержерак ». Во время эвакуации несколько актёров умерли от тифа и сибирской язвы . Артистам приходилось продавать свои вещи, чтобы выжить, но при этом они не прекращали работу в театре. Весной 1943-го вышли « Слуга двух господ » и «Синий платочек». Летом того же года театр вернулся в Москву и до восстановления здания на Арбате играл в помещении ТЮЗа .

В августе 1946 года вышло постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»: театры обязали каждый год ставить спектакли на современные советские темы и на темы по развенчанию западного образа жизни, поэтому основной для театра лирико-комедийный репертуар оказался под запретом. В 1948-м была представлена постановка «Молодая гвардия», в 1950 году— антиамериканский памфлет «Миссурийский вальс», в 1951-м — «В середине века» о преступной деятельности американских поджигателей войны .

В 1952 году на XIX съезде КПСС Георгий Маленков официально разрешил сатиру. Весной 1954-го в репертуаре театра появилась «самая счастливая» постановка: режиссёр Евгений Симонов поставил спектакль по сказке Самуила Маршака « Горя бояться — счастья не видать ». В 1950-е годы в труппе появилось второе поколение актёров, среди которых были Юрий Любимов , Николай Гриценко, Юлия Борисова , Антонина Гунченко , Алла Парфаньяк , Владимир Этуш , Евгений Симонов , Михаил Ульянов , Юрий Яковлев , Василий Лановой , Людмила Максакова , Анатолий Кацынский , Григорий Абрикосов , Елена Добронравова , Нина Нехлопоченко, Вячеслав Шалевич , Екатерина Райкина , Юрий Волынцев . Огромное значение для славы театра имели замечательные спектакли режиссёра Александры Ремизовой.

В 1956 году театру присвоили звание академического . До конца 1950-х в руководстве обострялось противостояние Рубена Симонова и Бориса Захавы, поэтому в 1959 году он покинул театр. В 1963-м году возобновили показ «Принцессы Турандот», через год Юрий Любимов ушёл на должность режиссёра в новый Театр на Таганке . Рубен Симонов скончался 5 декабря 1968 года, и руководство театра перешло к его сыну .

Руководство Евгения Симонова

Евгений Симонов возглавил театр в январе 1969 года. К тому времени основное место в культуре страны заняла коммунистическая идеология и пропаганда . Евгений Симонов пытался ставить крупные и важные спектакли, создать поэтический театр, однако значительного успеха не добился. Он пытался сохранить традиции театра и одновременно соответствовать новой театральной политике: с началом перестройки в 1986-м во многих театрах появились тематические спектакли, а Евгений Симонов поставил «морально устаревший» спектакль о комсомольцах на стройке. Уровень театра продолжал стремительно падать, в труппе росло недовольство, многие актёры уходили в кино и на радио. 25 сентября 1987 года состоялось собрание, после которого Симонов ушёл из театра .

Руководство Михаила Ульянова

Новый руководитель театра Михаил Ульянов , остававшийся на посту до своей смерти в 2007 году, озвучил с приходом три условия работы: он не будет ставить спектакли, не сократит труппу и пригласит режиссёров и драматургов со стороны. Первым спектаклем при нём стал «Кабанчик», в котором критики отмечали жестокий и резкий для театра разговор о жизни. Вторым — «Брестский мир» — жёсткий и аскетичный спектакль об одиночестве Владимира Ленина среди соратников и попытке остановить войну. В 1980-х годах в театр пришли Сергей Маковецкий , Ольга Чиповская, Александр Рыщенков , Владимир Симонов , Михаил Семаков, Евгений Князев , Юрий Шлыков, Елена Сотникова , Михаил Васьков , Ольга Гаврилюк, Максим Суханов , Юлия Рутберг , Марина Есипенко , Лидия Вележева , Наталья Молева, Нонна Гришаева . Пётр Фоменко поставил здесь один из лучших своих спектаклей "Без вины виноватые". С 1989-го значимым режиссёром театра долгое время оставался Роман Виктюк , перед своим уходом он поставил самый демократичный спектакль театра — итальянскую комедию «Я тебя больше не знаю, милый» .

Руководство Римаса Туминаса (2007—2022)

Новая сцена Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, 2018 год.

С 2007 года театром руководил литовский театральный режиссёр Римас Туминас . Директором он пригласил настоящего строителя театра — Кирилла Крока . При них в 2015 году в театре открыли новую сцену на Арбате , 24 — помещение примыкает к зданию театра. В 2016 году начало работать «Арт-кафе» — площадка для творческих вечеров, чтений и концертов. Сейчас у театра 4 сцены, студия. Создаётся Владикавказский вахтанговский культурный центр. Работает театральный институт имени Бориса Щукина . Репертуар театра имени Вахтангова насчитывает более 40 спектаклей . Такие спектакли как «Пристань», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад» уже вошли в «золотой фонд» Вахтанговского театра. В вахтанговской манере ставит свои спектакли режиссёр Владимир Иванов.

По сообщению пресс-службы театра от 6 мая 2022 года, Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта 2022 года по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счёт в Литве . С 6 мая 2022 года Римас Туминас прекратил свою деятельность в театре имени Евгения Вахтангова. Театр продолжил работу под руководством директора Кирилла Крока .

Музей памяти Евгения Вахтангова

После смерти Евгения Вахтангова сотрудники театра начали собирать архив документов о работе учреждения. На его основе по инициативе сотрудников был создан музей. Он открылся в декабре 1931 года выставкой в честь десятилетия театра, экспозиция охватывала и период работы Вахтангова в Денежном переулке с 1918 по 1922 год. В разное время музеем руководили жена режиссёра Надежда Вахтангова, театровед Л. Вендровская. В настоящее время в нём хранятся личные вещи режиссёра, библиотека и мебель из кабинета. Всего в фонде более 80 тысяч экспонатов: афиши, программы, фотографии, макеты, эскизы декораций и костюмов, архивные документы, печатные материалы, живопись, графика, мемориальные предметы. В 2010 году в доме № 12 по Денежному переулку в квартире № 1 открылся филиал музея — Мемориальная комната Евгения Вахтангова, где находятся ранее не выставлявшиеся артефакты. При участии сотрудников музея издаются книги о театре, его режиссёрах и актёрах, подбирается материал к спектаклям, проходят учебные лекции для студентов Театрального института имени Щукина .

Экспозиционный зал «Пристань»

Экспозиция, посвященная спектаклю «Пристань» открылась в сентябре 2019 года в одном из помещений бельетажа. Спектакль, созданный в 2011 году к 90-летнему юбилею театра, планировалось играть в течение одного года, но, завоевав любовь зрителей, он оставался в репертуаре театра и в последующие годы. 14 июня 2018 года «Пристань» была представлена зрителю в последний раз в связи с уходом из жизни замечательных актеров, для которых были поставлены отдельные фрагменты спектакля. Как дань спектаклю и в честь блиставших в нем мастеров, таких как: Юлия Борисова , Галина Коновалова , Юрий Яковлев , Владимир Этуш , Вячеслав Шалевич , Василий Лановой, и открыто новое музейное пространство .

Известные вахтанговцы

Актёры и режиссёры, которые работали в театре в разное время :

Репертуар театра

Примечания

  1. ↑ .
  2. (рус.) (18 апреля 2023). Дата обращения: 6 мая 2023.
  3. , с. 48.
  4. ↑ , с. 236.
  5. (неопр.) . РИА «Новости» (13 ноября 2016). Дата обращения: 27 июля 2018. 25 сентября 2018 года.
  6. ↑ .
  7. , с. 465.
  8. .
  9. ↑ .
  10. , с. 555.
  11. .
  12. (неопр.) . Mielofon.ru. Дата обращения: 23 сентября 2018. 28 сентября 2011 года.
  13. , с. 1448.
  14. , с. 797, 866, 1448.
  15. Официальный сайт Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва) // vakhtangov.ru (6 мая 2022 года). Дата обращения: 21 ноября 2022.
  16. Информационное агентство России « ТАСС » // tass.ru (6 мая 2022 года). Дата обращения: 21 ноября 2022.
  17. Марина Райкина . Газета « Московский комсомолец » // mk.ru (28 июня 2022 года). Дата обращения: 21 ноября 2022.
  18. (неопр.) . Театральные музеи России (2018). Дата обращения: 27 июля 2018. 25 сентября 2018 года.
  19. (неопр.) . ТАСС (6 сентября 2019). Дата обращения: 6 сентября 2019. 6 сентября 2019 года.
  20. Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе. Сборник интервью. Книга первая / Составитель В. Т. Третьяков . — М. : Алгоритм, 2010. — С. 280—320. — ISBN 978-5-9265-0741-3 .

Литература

.

  • В.В. Иванов. Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т.1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванов. — М. : Театралис, 2020. — 367 с., илл. с.
  • Вахтангов Е. Б. . — М. : Искусство, 1939. — 405 с.
  • Вахтангов Е. Б., Куза В. В. . — М. : Издательство Музея театра, 1940. — 30 с.
  • Вахтангов Е. Б. / Л. Д. Вендровский, Г. П. Каптерев. — М. : Всероссийское театральное общество, 1984. — 584 с. — 15 000 экз.
  • Вахтангова Н. М. . — М. : Издательство Музея театра имени Евгения Вахтангова, 1937. — 20 с.
  • Волков Н. Д. . — М. : Корабль, 1922. — 22 с.
  • Вострышев М., Шокарев С. . — М. : Алгоритм, 2011. — 1064 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-4320-0001-9 .
  • Добреев Ч. А. . — С.: Български писател, 1983. — 384 с.
  • Елагин Е. . — М. : Издательство имени Чехова, 1952. — 434 с.
  • Евгений Вахтангов в театральной критике / под ред. В. В. Иванова. — М. : Театралис, 2016. — 703 с.
  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства / под ред. В. В. Иванова. — М. : Индрик, 2011. — т. 1 – 519 с., т. 2 — 686 с. с.
  • . — М. : Всероссийское театральное общество, 1959. — 466 с.
  • Елькина М., Ялымова Э. . — М. : ОЛМА-Пресс Гранд, 2002. — 224 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94846-033-9 .
  • Завадский Ю. . — М. , 1965. — 348 с.
  • Захава Б. Е. . — М. : Акад, 1927. — 155 с.
  • Захава Б. . — М. : Теакинопечать, 1930. — 199 с.
  • Иванов О. К., Кривицкий К. . — М. : Московский рабочий, 1984. — 155 с.
  • Литвин М. Р., Сергеева И. Л. / под ред. В. П. Шагаловой. — М. : Русская книга, 1996. — 346 с.
  • . — М. : Книга по Требованию, 2012. — 346 с. — ISBN 978-5-5132-4146-1 .
  • Репертуар гос. театра имени Евг. Вахтангова. — М. : Издательство Музея театра, 1946. — 83 с.
  • Рыбаков Ю. Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Пятьдесят сезонов 1921-1971. — М. : Искусство, 1971. — 320 с. — 15 000 экз.
  • Сергеева И. Л., Литвин М. Р. / под ред.. — М. : Русская книга, 1996. — 286 с. — ISBN 5-268-01332-7 .
  • Симонов Е. . — М. : Алгоритм, 2010. — 333 с.
  • Смирнов-Несвицкий Ю. А. . — М. : Искусство. Ленинградское отделение, 1987. — 250 с. — ISBN 978-00-1337014-0 .
  • Смирнова Н. И. . — М. : Знание, 1982. — 54 с.
  • Театр имени Евг. Вахтангова. — М. , 1973. — ISBN ЗАЮ 34/БН2-18022017/31.
  • Театр имени Евгения Вахтангова / под ред. Е. Денисова. — М. : Искусство, 1966. — 48 с. — 15 000 экз.
  • Херсонский Х. . — М. : Молодая гвардия, 1963. — 358 с.
  • Шалаева Г. П. . — М. : Эксмо, 2006. — 1680 с. — ISBN 5-699-18938-6 .

Ссылки

Same as Театр имени Е. Б. Вахтангова