Interested Article - Тимков, Николай Ефимович
- 2020-12-31
- 1
Николай Ефимович Тимков ( 12 августа 1912 , Ростов-на-Дону — 25 декабря 1993 , Санкт-Петербург) — советский живописец-пейзажист, Заслуженный художник РСФСР (1987), член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .
Биография
Николай Тимков родился 12 августа 1912 года в посёлке Нахичеванские дачи в пригороде Ростова-на-Дону. Его родители, Ефим Егорович Тимков и Василиса Тимофеевна Аблязова, саратовские крестьяне, переехали в Ростов-на-Дону в 1892 году. Отец работал разнорабочим, в семье было четверо старших детей. Родители умерли в 1924 году, когда Тимкову шёл двенадцатый год . Заботу о нём взяли на себя старшие сестры. Они же обратили внимание на способности младшего брата, купили ему альбом и краски и поощряли увлечение рисованием.
В 1927 году Тимков окончил 8 классов средней школы и поступил в Ростовское художественное училище , которое в то время возглавлял пейзажист А. С. Чинёнов , выпускник Московского Строгановского училища , ученик Василия Поленова и большой поклонник И. Левитана . Об уровне полученной там подготовки А. Боровский замечает, что уже в Ростовском художественном училище Тимков сложился как профессионал .
Окончив училище, Тимков едет в Москву, где вскоре знакомится с П. А. Радимовым и другими московскими художниками АХР . Тимков работает в «Изогизе» чернорабочим, позднее вступает в члены товарищества « Всекохудожник » в качестве художника-оформителя. Одновременно занимается самообразованием в Третьяковской галерее и с упорством работает на пленэре, время от времени пользуясь доброжелательными советами М. В. Нестерова и С. В. Малютина . В 1930 году на квартире П. А. Радимова на Верхней Масловке происходит знакомство Тимкова с И. Бродским , сыгравшим большую роль в судьбе художника. Об этой встрече Тимков впоследствии оставит подробные воспоминания в книге, посвящённой памяти своего учителя. Посмотрев работы Тимкова, И. Бродский посоветовал ему ехать в Ленинград для продолжения учёбы.
В 1933 году Тимков вместе со своим земляком А. И. Лактионовым приехал в Ленинград и, успешно сдав вступительные экзамены, был принят на первый курс живописного факультета ИЖСА ВАХ . Занимался у М. Д. Бернштейна , А. А. Рылова , А. М. Любимова , В. А. Серова и И. И. Бродского , «выдающегося мастера официального искусства (в ту пору в официальном искусстве конкуренция была крайне велика, и, чтобы достичь высших степеней известности, надо было быть действительно крупным профессионалом). Однако у Бродского он взял то, что старый мастер, деловито воспевающий новую эпоху, отложил в запасники — недюжинное лирическое чувство, острое композиционное чутьё, обострённое внимание к душевным состояниям и настроениям» .
Проводя параллель между Н. Тимковым и А. Лактионовым, Э. Хилтон, напротив, пишет о нацеленности Академии в целом и мастерской И. Бродского в частности «на выявление ярких индивидуальностей среди молодых художников, вопреки встречающимся сегодня на этот счёт заблуждениям. Лактионов приобрёл известность своими реалистическими композициями и портретами, которые отличались почти документальной точностью в передаче натуры, как, например, его необычайно популярная картина „Письмо с фронта“ (1947, Третьяковская галерея). У Тимкова Бродский разглядел и поощрял увлечённость пейзажем и пленэрной живописью, которые сам воспринял в годы учёбы у И. Е. Репина.» .
В 1939 году Тимков окончил институт по мастерской И. Бродского с присвоением звания художника живописи, представив дипломную работу — картину «Выходной день за городом» . В одном выпуске с Тимковым институт окончили Н. И. Андрецов , П. П. Белоусов , Г. В. Вернер , А. М. Грицай , Е. В. Жуков, М. Г. Козелл , Л. Н. Орехов , Л. А. Острова , Е. П. Скуинь , Б. В. Щербаков и другие молодые художники, ставшие впоследствии известными советскими живописцами.
После окончания института Тимков был призван на военную службу на Балтийский флот , которая продолжалась до 1946 года. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Тимков был среди защитников города. Служил в Политуправлении ЛВО, на бронепоезде, на канонерских лодках. Работал над серией пейзажей «Ленинград в блокаде» .
В годы войны Н. Тимков участвовал почти во всех выставках художников блокадного города и защитников Ленинграда , в выставке «Героический фронт и тыл» в Москве в Теретьяковской галерее (1943) , а также в создании самой большой за годы войны выставки «Героическая оборона Ленинграда» , открытой в 1944 году в Соляном переулке и положившей начало музею Обороны Ленинграда . Был награждён медалями « За оборону Ленинграда », « За победу над Германией » . В 1943 году Николая Тимкова приняли в члены Ленинградского Союза советских художников .
Впервые Н. Тимков участвовал в выставке в Ростове-на-Дону в 1929 году. В 1947 году в залах Ленинградского Союза советских художников открылась первая персональная выставка художника, показанная затем в ленинградском Доме кино и Доме искусств. С конца 1940-х годов Тимков становится неизменным участником ленинградских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки его произведений были показаны в Ленинграде в 1957 году в ЛОСХе (затем на родине мастера в Ростове-на Дону), в 1964 году в Ленинграде, Москве, Ярославле, Краснодаре, Ставрополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Орджоникидзе, Нальчике, в 1976 году в Ленинграде в ЛОСХ, в 1982 году в Москве в залах московского Дома художника на Кузнецком мосту, а затем в Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и в Звёздном городке.
В 1987 году Николаю Тимкову было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР . Последняя прижизненная ретроспективная выставка произведений Н. Е. Тимкова прошла в 1993 году в залах Петербургского Союза художников.
Николай Ефимович Тимков скончался 25 декабря 1993 года в Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Похоронен на Ковалёвском кладбище . Его произведения хранятся в Государственном Русском музее , в Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее , в Ростовском областном музее изобразительных искусств , в многочисленных музеях и частных собраниях в России , США , Франции , Великобритании, Японии и других странах.
Вскоре после смерти Н. Е. Тимкова большинство его работ, остававшихся в мастерской художника на Песочной набережной, общим числом свыше тысячи были приобретены у наследников и вывезены в США. Там его искусство получило признание и вызвало большой интерес. Творчеству Н. Тимкова посвящены две монографии, изданные в США . Выставки его произведений прошли в Сан-Франциско (1998, 2000, 2001), Аспене (1999), Нью-Йорке (1999, 2001), Скотсдейле (2000), Палм Бич (2000), Вэйле (2001), Вашингтоне (2001) и других городах. Это принесло Тимкову широкую известность и славу «русского импрессиониста». Одним из первых советских художников второй половины XX века и, возможно, первым пейзажистом Николай Тимков был причислен на Западе к крупнейшим мастерам живописи XX века.
Творчество
Берущее своё начало в годы Великой Отечественной войны, творчество Николая Тимкова сопровождало все этапы развития советского изобразительного искусства середины и второй половины XX века.
1941—1945
Уже первые самостоятельные работы Тимкова — блокадные пейзажи Ленинграда (гуашь, акварель) — были отмечены современниками как художественное явление и стали классикой жанра. Среди них работы «На Неву за водой» , «Зимой» , «Весна» (обе 1942), «Ленинград в день прорыва блокады» , «На Неве» , «Орешек» , «Трофеи» (все 1943), «Баржи на Неве» , «Набережные Невы» (обе 1944) и другие (в настоящее время в собрании Государственного Русского музея и Музея истории города ).
Выделяя в числе прочих работ ленинградских художников серию Н. Е. Тимкова «Ленинград в блокаде» (1941—1944), американский критик Э. Хилтон пишет о характерных серо-коричневых тонах и размытых очертаниях зданий, передающих ощущение мертвенной зимней мглы, в которую погружен блокадный город.
Но приходит ленинградская весна 1944 года и Тимков сообразно своему дарованию пишет её в работе «Весна. Ленинград» (1944, ГРМ ) не как обычную смену времён года, но как победу жизни над смертью, как символ долгожданного освобождения от удушающей хватки блокады, как провозвестницу возрождения [ источник не указан 1489 дней ] . Три одинокие обессиленные женские фигуры, убирающие снег на некогда оживлённой набережной Невы, как три ангела, несущих благую весть [ источник не указан 1489 дней ] .
По мнению А. Боровского, «пронзительная непосредственность видения отличает его блокадные гуаши, ставшие классичными, — в тяжелейших условиях окружённого, голодного блокадного ленинградского бытия он выказал энергию и страсть сопротивления. Эти качества он сохранит навсегда».
1946—1959
В послевоенное десятилетие живописная манера Тимкова развивалась и совершенствовалась в направлении, намеченном ещё в студенческие годы. Он оставался всецело под воздействием русских пейзажистов XIX века. Реальное пространство в его работах передавалось почти с иллюзорной точностью, их цветовая характеристика сдержанна, краски приглушены. В своих донских и волжских пейзажах Тимков стремился к охвату как можно большего пространства, к изображению множества ясно читаемых планов, что лежало в русле общей тенденции развития жанра тех лет. Среди известных произведений художника этого периода картины «Уборка урожая» (1950) , «Огни колхозной ГЭС» , «Скоро жатва» (обе 1951) , «Зимний пейзаж» (1952) , «Донские дали» (1953), «Вечер на Дону» , «На Дону» (обе 1954) , «Тихая осень. На Дону» , «Последний снег» , «К весне» (все 1955) , «Ветреный день» , «Вечер» (обе 1956) , «Лед идет» , «Вечер на Волге» (обе 1957) и другие.
По мнению критиков, наиболее интересны в эти годы этюды Тимкова: «Пейзаж» (1954), «Весенний пейзаж» (1955), «Зимка» (1956), , «Белая ночь» (обе 1957), «Последний луч» , «К весне» , «Осинки» (все 1958) и другие. В них, как, например, в работе «Выра» (1956), написанной летом 1956 года в окрестностях деревни Выра Гатчинского района Ленинградской области и впервые показанной на персональной выставке 1957 года в Ленинградском Союзе художников , Тимкову удаётся сохранить свежесть непосредственного впечатления от восприятия природы. «Выре» принадлежит заметное место в художественном наследии Тимкова как яркому образцу творчества художника в первое послевоенное десятилетие [ источник не указан 1489 дней ] . В этих живописных местах, связанных с именем Владимира Набокова , в послевоенные годы обосновались художники П. Д. Бучкин , А. М. Семёнов , М. Д. Натаревич и другие. Тимков проводил здесь многие месяцы за написанием этюдов и картин вплоть до конца 1950-х годов, когда перенёс свою «главную пейзажную мастерскую» в деревню Валентиновка в окрестностях Академической дачи .
Тимков всё больше доверяет этюду как полноправной форме живописи, позволяющей сказать о природе просто, но зато искренно и эмоционально. У мастеров «пейзажа настроения» — А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева , И. И. Левитана и Л. В. Туржанского — он ценит теперь, прежде всего, обострённое лирическое чувство. Он идёт от повествования к поэтизации, от тщательного изображения виденного — к лирической наполненности и интимности выражения. Именно нарастанием лиризма будут отмечены его этюды конца 1950-х — начала 1960-х годов.
Однако этюд в те годы рассматривался лишь как подсобный материал для пейзажной картины, с её значительными размерами, непременным жанрово-повествовательным началом, с тщательным отбором и скрупулёзной проработкой деталей и выстроенностью композиции.
Не удивительно поэтому, что на персональной выставке 1957 года в Ленинградском Союзе художников (показанной затем на родине в Ростове-на Дону), Тимков предстает талантливым художником и зрелым профессионалом, творчество которого однако ещё не выходило за рамки постулатов и приемов, бытовавших в советской пейзажной живописи 1940—1950 годов .
Однако уже было в работах Тимкова нечто, что, по мнению того же М. Эткинда, выделяло их из общего ряда. В них видны незаурядная даровитость художника, редкое природное чувство цвета, был слышен искренний и уверенный собственный голос в выборе темы и раскрытии образа. Обращали на себя внимание усилившаяся декоративность живописи, обобщённость рисунка и формы, склонность к выстраиванию композиции вокруг крупных объёмов и плоскостей. Об этом, в частности, говорят работы конца 1950-х «Вечер. Сиреневый час» , , «Начало весны» , «Зеленеет» (все 1959) и ряд других.
1960—1990
По мнению критиков, свой узнаваемый почерк Тимков обретает в работах первой половины 1960-х годов. В них прослеживается очевидное развитие манеры художника от традиционного пленэрного письма в сторону импрессионистического обогащения и утончения колорита, усиления декоративности, стилизации и некоторой условности рисунка. «Пейзажи Тимкова, — писал о московской выставке 1964 года художник А. Яр—Кравченко в „Советской культуре“, — всегда окрашены лирическим чувством. Он умеет находить такие краски, такой свет, такие эмоции, которые придают его полотнам особую поэтическую настроенность. Когда я смотрю на пейзажи Тимкова, то всегда чувствую, с каким волнением художника—поэта он их создаёт» . Красочный диапазон работ Тимкова становится в 1960-е годы чрезвычайно широк, их колорит звонкий, декоративно-плоскостный, но не локальный, а тонко связанный с рельефом, с выразительными возможностями самой поверхности холста, фактуры, мазка.
В работах этого периода живописный талант Тимкова раскрывается во всех видах творчества — от картины-пейзажа до натурных этюдов малых форм. «Проникновенная любовь к природе, поэтическое её восприятие, умение найти прекрасное в любом, казалось бы, самом неприметном уголке — вот что наиболее характерно для этого мастера», — писала о пейзажах Тимкова одна из ленинградских газет . Среди них картины , «Мартовское солнце» , «Октябрь. Первый снег» (все 1960) , «Первый снег» (1961), «На реке Тезе» , «Улица в Холуе» , «Осенние вишни» (все 1962), «Февральская лазурь» (1963), , (обе 1963), (1964), «В марте» , (обе 1965), «Весна» , «Золото осени» , «Волхов. Последний снег» (все 1967), , «Солнечный день» , «Зима пришла» (обе 1968).
В известной картине (1969) старые тополя под пушистыми снеговыми шапками в голубоватом инее на берегу Мсты переданы Тимковым как воплощение красоты и величия русской природы. В ней, пожалуй, впервые столь отчетливо и убедительно проявилось новое качество в живописи художника — монументальность образного решения, возникшее после поездки годом ранее на Урал .
Отныне и до конца жизни большинство работ будет создано Тимковым в деревне Валентиновка и её окрестностях неподалёку от Вышнего Волочка . Здесь, по выражению М. Эткинда, будет главная его мастерская . Он будет работать здесь каждый год с апреля-мая по ноябрь, иногда и зимой, писать берега Мсты и Мстинского озера , близлежащие деревни Котчище, Большой и Малый Городок, Подол, Кишарино, Терпигорево. Здесь им написаны работы (1968), «Апрель» , «Мстинское озеро» , «В начале марта» (обе 1971), «Июнь голубой» , «Май. Черемуха цветет» , «Ранней весной» , (все 1972), «В снегах» (1973), «Переславль-Залесский. Даниловский монастырь» (1974), , «Снежное поле» , «Февраль» (все 1975) и многие другие.
После успешной выставки 1976 года Тимков продолжал активно работать в Валентиновке, а также в своей ленинградской мастерской в доме художников на Песочной набережной , совершил поездки в Крым, Хосту, побывал во Франции и Югославии. Его произведения всегда узнаваемы по сочетанию декоративного колорита, картинного построения композиции, сложной фактуре и выраженному мазку. Среди написанных в эти годы картин и этюдов работы «Первый Снег» , «Осень» (обе 1977), «Торжок» , «Идут дожди» (обе 1978), (1979) , , , «Город Торжок. Зима» , «Зимнее утро» , «Летний вечер» (все 1980), «Весна» (1982), «Сумерки» (1983), (1988), «Переславль-Залесский» (1992) и многие другие.
Наследие
Известны живописные, графические и скульптурные портреты Н. Тимкова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе П. Д. Бучкиным (1960) , Н. Н. Бабасюком (1963) , А. А. Мурзиным (1964, 1978) . В Ярославо-Ростовском художественном музее хранится картина Г. Савинова «Матросы. 1942 год» (1964), на которой в образе погружённого в свои мысли морского пехотинца в чёрном бушлате и белой каске изображён Н. Тимков.
Называя Н. Тимкова «одним из самых обаятельных русских пейзажистов второй половины ХХ столетия», А. Боровский относит его к ярким представителям того хорошо известного по литературе, можно сказать классическому типу художника-интроверта и философа, который особенно характерен именно для России: самоуглублённому, самодостаточному, равнодушному к государственным должностям и почестям режима (как впрочем и к диссидентским отличиям), живущего интересами своей творческой жизни.
Сегодня, когда рухнули многие репутации и забываются самые громкие имена, искусство Тимкова вызывавет всё больший общественный интерес, а «его творческие изыскания стали неотъемлемой частью истории ленинградской реалистической живописной школы». Подтверждением этому стала первая в России за четверть века выставка произведений Н. Е. Тимкова, прошедшая летом 2018 года в музейно-выставочном центре «Петербургский художник». Видное место творческому наследию Н. Е. Тимкова уделили авторы вышедшей в 2019 году на русском и английском языках книги «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».
См. также
- Изобразительное искусство Ленинграда
- Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда
- Ленинградский Союз художников
- Академическая дача
- Дом Творчества художников «Старая Ладога»
Примечания
- (нидерл.)
- Справочник членов Союза художников СССР. Т.2. М., Советский художник, 1979. С.426.
- Николай Ефимович Тимков . Выставка произведений. Каталог. — Л. : Художник РСФСР, 1975. — С. 3.
- ↑ Боровский А. Тимков Николай Ефимович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. — Кн.2. — СПб. : Петрополис, 2014. — С. 460.
- Памяти И. И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма. — Л. : Художник РСФСР, 1959. — С. 173.
- Хилтон Э. Творческая жизнь ленинградской школы // Ленинградская школа живописи. Очерки истории. — СПб. : Галерея АРКА, 2019. — С. 122—123.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — СПб. : 2007. — С. 51.
- Блокадный дневник. Альбом-каталог. / Автор теста В. Е. Ловягина. — СПб. : Русская классика, 2005. — С. 165—167.
- Весенняя выставка ленинградских художников 1943 года. Каталог. — Л. : ЛССХ, 1944.
- Первая выставка художников-фронтовиков. Каталог. — Л. : Военгиз, 1943.
- Третья выставка работ художников ленинградского фронта. — Л. : Военное издательство Наркомата обороны, 1945.
- Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Каталог. — М. : Государственная Третьяковская галерея, 1945.
- Выставка «Героическая оборона Ленинграда». Очерк-путеводитель. — Л. — М. : Искусство, 1945.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. — М. : СХ России, 2000. — С. 277.
- Раскин А. Г. Живописец Николай Тимков // Петербургские искусствоведческие тетради. — Вып. 3. — СПб. , 2001. — С. 102.
- Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. — СПб. , ???? — С. 164.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб. : НП-Принт, 2007. — С. 6—7.
- Vern G. Swanson . Soviet Impressionism. — Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 2001. — Р. 129, 130, 229—232.
- Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. — Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L’Union des Artistes de Saint-Petersbourg. — Pont-Audemer, 1994. — Р. 96, 100, 105, 110.
- Exhibition of modern Soviet Painting, 1978. — Gekkoso Gallery. Catalogue. — Tokyo, 1978. — Р. 61.
- The Seasons of Timkov. Master Russian Impressionist. The Pushkin Collection, 1998.
- Akademichka. The Academic Dacha through the eyes of Nikolai Timkov. The Pushkin Group and the Timkov Collection, 1999.
- Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1980. С.138.
- Э. Хилтон. Творческая жизнь ленинградской школы // Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.124.
- Подвигу Ленинграда посвящается. Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Л., Художник РСФСР, 1989. С.31.
- ↑ Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л., Изогиз, 1954. С.19.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.20.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1953. С.8.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1956. С.18.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.24.
- 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.32.
- Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.78.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.189.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.27.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.304.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.168-169.
- Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог // Автор вступ. ст. и состав. М. Эткинд. Л.: Художник РСФСР, 1975. С.4.
- М. Эткинд. Вступительная статья // Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1975. С.4.
- Художник. 1962, № 12. С.1.
- А. Яр—Кравченко. С открытой душой. // Советская культура, 1964, 21 мая.
- ↑ М. Эткинд. Вступительная статья // Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1975. С.5.
- Работы двух художников. // Вечерний Ленинград, 1964, 16 марта.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.41-42.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.40.
- Вторая республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Советский художник, 1965. С.38.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1962. С.26.
- Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.55.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.29.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019. С.282.
- Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1967. С.56.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1971. С.15.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.166—167.
- Боровский А. Тимков Николай Ефимович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.2. СПб, Петрополис, 2014. С.461.
- Тимков Н. Русская зима. Иней. 1969. // 80 Лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, 2012. С.211.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.40-41.
- Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg. Pont-Audemer, 1994. Р.110.
- Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1975. С.15.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019. C.189.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л., Художник РСФСР, 1972. С.21.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.11.
- Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1975. С.9.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящвется. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.25.
- Художник. 1976, № 2. С.13.
- Пятая республиканская выставка «Советская Россия». М., Советский художник, 1975. С.45.
- Николай Тимков. Альбом. Текст А. Боровского. СПб.: Санкт-Петербургский художник, 2018. С.5.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.22.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.16.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.283.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.24.
- Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб., 1997. С.299.
- Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg. Pont-Audemer, 1994. Р.96.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, 2007. С.111.
- Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg. Pont-Audemer, 1994. Р.100.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.11.
- Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.9.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.39.
- 40 лет Великой победы. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1990. С.58, 66.
- Леонова Н. Г. Глеб Александрович Савинов. Л., Художник РСФСР, 1988. С.74-75.
- Боровский А. Тимков Николай Ефимович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.2. СПб, Петрополис, 2014. С.459-460.
- Nikolai Timkov. Album. Text by Alexander Borovsky. St Petersburg, St Petersburg Artist Publishing, 2018. С.5.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
Литература
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.458, 459.
- Весенняя выставка ленинградских художников 1943 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1944.
- Первая выставка художников-фронтовиков. Каталог. Л., Военгиз, 1943.
- Выставка «Героическая оборона Ленинграда». Очерк-путеводитель. Л—М., Искусство, 1945.
- Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л., Военное издательство Наркомата обороны. 1945. С.30.
- Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Каталог. М., Государственная Третьяковская галерея, 1945.
- Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. Л., ЛОСХ, 1948.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.20.
- Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Каталог. М., Оргкомитет Союза советских художников, 1957.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.32.
- В. Шведова. Мастерство пейзажиста. // Вечерний Ленинград. 1957, 27 ноября* Передвижная выставка произведений ленинградских художников. Каталог . Мурманск, 1957.
- Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.78.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1963. С.18.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.41-42.
- Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог . М., Советский художник, 1960. С.82.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.40.
- Самуил Невельштейн, Николай Тимков. Выставка произведений. Живопись. Графика. Каталог. М., 1964.
- Работы двух художников. // Вечерний Ленинград, 1964, 16 марта.
- В. Симоновская. Родина, её красота. // Ленинградская правда, 1964, 18 марта.
- А. Яр—Кравченко. С открытой душой. // Советская культура, 1964, 21 мая.
- Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.55.
- Вторая республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Советский художник, 1965. С.38.
- Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1967. С.56.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.25.
- Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1973. С.11.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.3. 1941—1947 гг. М., Советский художник, 1973. С.122, 123, 126, 169, 170, 216, 342, 375.
- Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1975.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.26.
- Пятая республиканская выставка «Советская Россия». М., Советский художник, 1975. С.45.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.32.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.22.
- 60 лет Великого Октября. Республиканская выставка произведений художников РСФСР. М., Советский художник, 1977. С.37.
- Пейзаж. Выставка произведений живописи художников Российской Федерации. Каталог. М., Советский художник, 1978. С.23, 45.
- Exhibition of modern Soviet Painting. 1978. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1978. Р.61.
- Справочник членов Союза художников СССР. Т.2. М., Советский художник, 1979. С.426.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.24.
- Леняшин В. Поиски художественной правды. // Художник. 1981, № 1. С.8-17.
- Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной. // Искусство. 1981, № 2. С.65.
- Петербург—Петроград—Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки . Л., Художник РСФСР, 1980. С.138.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.5. 1954—1958 гг. М., Советский художник, 1981. С.26, 28, 122, 137, 142, 143, 260, 261, 342, 387, 421, 500, 519, 549, 571.
- По Родной стране. Всероссийская художественная выставка. М., Советский художник, 1981. С.17.
- Художник — воин. // Известия. 1982, 13 января.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.130.
- Peinture Russe. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 1991, 24 Septembre. Р.19.
- Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб, 1994. С.4.
- Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб, 1994. С.6.
- Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg. Pont-Audemer, 1994. Р.96, 100, 105, 110.
- Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб., 1995. С.6.
- Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб., 1996. С.4.
- Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб, 1997. С.299.
- Раскин А. Г. Живописец Николай Тимков. //Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 3. СПб, 2001. С. 95—106.
- Vern G. Swanson. Soviet Impressionism. Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 2001. Р.29, 130, 229—232.
- Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. СПб, Государственный Русский музей, 2006. С.164.
- The Seasons of Timkov. Master Russian Impressionist. The Pushkin Collection, 1998.
- Akademichka. The Academic Dacha through the eyes of Nikolai Timkov. The Pushkin Group and the Timkov Collection, 1999.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., Союз художников России, 2000. С.277.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9, 15, 18-22, 24, 371, 384, 386—407, 441—443.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, Первоцвет, 2007. С.51.
- Vern G. Swanson. Soviet Impressionist Painting. Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 2008. Р.400.
- Russian Fine & Decorative Art. Dallas, Texas, Heritage Auction Galleries. 2008, November 14. Р.24, 31, 33, 41, 46, 51, 59, 64-65, 69, 74, 77, 82-83, 120.
- Романычева И. Г. Академическая дача. История и традиции. СПб, Петрополь, 2009. С.16, 19, 57, 73-74, 124, 125.
- Академическая дача. Каталог выставки. СПб, 2009. С.2, 4, 14.
- Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и её художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 21. СПб, 2011. С.94—105.
- Иванов С. В. Николай Тимков и ленинградская пейзажная живопись. К столетию со дня рождения художника. // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 27. СПб, 2013. С.173-182.
- Боровский А. Тимков Николай Ефимович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.2. СПб, Петрополис, 2014. С.459-461.
- Nikolai Timkov. Album. Text by Alexander Borovsky. St Petersburg, St Petersburg Artist Publishing, 2018.
- Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019.
Ссылки
- 2020-12-31
- 1