Interested Article - Синдром высокого мака

Синдром высокого мака ( англ. tall poppy syndrome) — термин, использующийся для описания социального феномена, выражающегося в неприязни и нападках на людей, которые выделяются из толпы благодаря своим редким талантам или выдающимся успехам. Схож с такими понятиями, как зависть, обида или ревность к чужому успеху. Термин широко используется во многих англоговорящих странах.

Этимология

Tarquinius Superbus Лоуренса Альма-Тадема , картина изображает царя при получении лаврового венка ; маки на переднем плане относятся к аллегории «высокий мак»

Концепция берёт своё начало в геродотовской « Истории » (книга 5, 92ф), аристотелевской « Политике » (1284a), а также в ливиевой « Истории Рима », Книге I.

Периандр послал глашатая к Фрасибулу спросить совета, как ему, установив самый надежный государственный строй, лучше всего управлять городом. Фрасибул же отправился с прибывшим от Периандра глашатаем за город и привел его на ниву. Проходя вместе с ним по полю, Фрасибул снова и снова переспрашивал о причине прибытия его из Коринфа. При этом тиран, видя возвышающиеся над другими колосья, все время обрывал их. Обрывая же колосья, он выбрасывал их, пока не уничтожил таким образом самую красивую и густую часть нивы. Так вот, проведя глашатая через поле и не дав никакого ответа, тиран отпустил его. По возвращении же глашатая в Коринф Периандр полюбопытствовал узнать ответ Фрасибула. А глашатай объявил, что не привез никакого ответа и удивляется, как это Периандр мог послать его за советом к такому безумному человеку, который опустошает собственную землю. Затем он рассказал, что видел у Фрасибула. Периандр же понял поступок Фрасибула, сообразив, что тот ему советует умертвить выдающихся граждан. Тогда-то тиран начал проявлять величайшую жестокость к своим гражданам. Всех уцелевших от казней и изгнаний Кипсела теперь прикончил Периандр. Геродот , «История», Книга 5, 92-f

Аристотель использует рассказ Геродота в Политике , (1284a) с поменявшимися ролями, ссылаясь на совет Периандра Фрасибулу через глашатая. Вестник сообщает, что в ответ на его просьбу Периандр оторвал верхушку у мака, что Фрасибул понял так — «надо избавиться от именитых граждан».

Ещё одна ссылка на историю с маками есть у Ливия о тиране Рима Тарквинии Гордом . К тому приходит посланник от его сына Секста Тарквиния с вопросом, что делать дальше в Габии после завоевания там полноты власти. Вместо устного ответа посланнику Тарквиний идёт в свой огород, берёт палку и одним движением взмахивает ей в огороде, тем самым отре́зав головки самых высоких маков . Посланник, уставший ждать ответа, возвращается в Габию и рассказывает Сексту, что видел. Секст осознаёт, что отец хочет, чтобы он предал смерти всех выдающихся людей Габии, что Секст Тарквиний впоследствии и делает .

История использования в Австралии

Фраза использовалась ещё в 1864 в связи со скандалом по поводу возведения в рыцарство :

Сложнее найти обоснование для такой регалии как Орден подвязки . Но в таком случае он приобретает значение залога — потому что его всегда дают или людям исключительным, или же тем, чьё социальное положение достаточно сильно, чтобы вызывать опасения у нынешнего министра. Это своего рода публичное признание того, что вы являетесь высоким маком. И, поскольку в наши дни голову уже нельзя отрезать, то стоит вас купить.

Фраза была снова использована в 1904 году на дебатах в Парламенте Австралии :

Сенатор О'Киф: Он посчитал нужным назначить Верховного Комиссара.

Сэр Уильям Зил: Ещё один высокий мак.

Сенатор О'Киф: Некоторые высокие маки были нужны.

В 1930 году The Townsville Daily Bulletin писал :

Несомненно, одним из зол Правительства в Австралии и Великобритании является вопиющая зарплата руководства: от высокого мака с 3 000 фунтов в год к рабочему с его 260 фунтами.

Фраза стала более популярной в 1931 году — после того как премьер-министр Нового Южного Уэльса описал свою эгалитарную политику как «отрезание голов высоких маков». «Мистер Ланг присмирил высоких маков — тех, кого мог достать» . «Высокие маки партии затаскали имя мистера Ланга по дебатам, чтобы размыть проблему» .

Фраза возродилась в 1984 году после публикации бестселлера Сьюзан Митчелл ( Susan Mitchell ) под названием «Высокие маки» ( Tall Poppies ). В книге она брала интервью у девяти успешных австралиек .

По поводу австралийского определения из Sydney Morning Herald писал: «(Австралийские) граждане знают, что у некоторых из них больше власти и денег, чем у остальных... Но, согласно негласному национальному этическому коду, ни одному австралийцу не разрешено допускать мысль, что он или она лучше любого другого австралийца. Как это соблюдается? Незамедлительной корректировкой с помощью уравнивающих насмешек. У этого есть название — "синдром высокого мака". Самые высокие цветы в поле будут подрезаны по размеру остальных. Иногда это неправильно понимают... Австралийцев коробит вовсе не чужой успех — униженность, которую создают все те, кто набирает высоту» .

Использование в Великобритании

До того как стать премьер-министром, Маргарет Тэтчер объяснила свою философию американской аудитории — «пусть ваши маки растут в высоту», хотя сообщалось, что она добавила себе под нос: «если они, конечно, не работники профсоюза» .

Цитата была использована в США в политических целях, и любое утверждение о том, что Соединённое Королевство несёт в себе культуру синдрома высокого мака (в смысле крабового менталитета , как Австралия и Новая Зеландия ), оспаривалось .

Объяснение

Вера в силу данного культурного и социального феномена, а также в его отрицательную направленность, продиктована политикой. Синдром высокого мака имеет прямое отношение к тому, что некоторые консерваторы, либералы и либертарианцы называют «политикой зависти».

Некоторые комментаторы утверждают, что синдром высокого мака — это универсальный феномен, который является более распространённым в отдельных культурах. Понятия janteloven , или «закон Янте», в Скандинавии , и «я знал вашего отца» в Шотландии, очень похожи. Подобные явления существуют в Нидерландах (где оно называется maaiveldcultuur ). В США, Бенджамин Франклин Фэйрлес, президент Американской сталелитейной корпорации (1950), раскритиковал такое поведение, заявив: «Вы не можете усилить одно за счет ослабления другого; и нельзя добавить роста гному, отрезав ногу великана».

Престиж нулевой суммы

Некоторые социологи, в частности Макс Вебер , считают, что в определённых социальных группах приобретение престижа и власти — это игра с нулевой суммой , и эта ситуация может оправдывать неприязнь к «высоким макам». В таких группах строго ограничены престиж, количество внимания, власти и материальных ресурсов, которые члены могут дать друг другу или разделить между собой. Статус — это относительная величина, поэтому для поднятия статуса одного другой человек должен упасть. Человек, у которого больше престижа, является препятствием для другого человека к получению престижа. И человек, который вдруг поднимается над остальными, становится откровенной угрозой для статуса других. Унижение или саботаж популярного члена группы понизит его статус, таким образом сделав агрессора возможной заменой в групповой иерархии.

Этот паттерн с нулевой суммой может быть найден в малых группах, характеризуемых фиксированной иерархией, и где практически нет прихода новых членов в группу. Примеры включают бедные американские общины и некоторые уличные банды. Схожей концепцией является менталитет краба , в котором успешные члены бедной общины рассматриваются в качестве ущерба репутации других членов сообщества. Образ взят из наблюдения, что краб лезущий наверх из ведра (или, в других версиях, бочки) тянется вниз своими собратьями.

Влияние

Недавнее исследование, проведённые в Университете Уаикато в Новой Зеландии, показывает, что культура синдрома высокого мака может привести к снижению средней производительности до 20 % для организации, а также объясняет, почему кибертравлю можно считать современным продолжением физического убийства времён царя Тарквиния .

См. также

Примечания

  1. Livius, Titus. The Earliest Legends: 1.54 // (неопр.) . — University of Virginia Library: Electronic Text Center.
  2. Empire (Sydney, NSW : 1850–1875, newspaper), 8 December 1864, p.5.
  3. The Examiner (Launceston, Tasmania), 10 March 1904, p.6.
  4. The Townsville Daily Bulletin , 8 October 1930, p.6.
  5. , 26 July 1934, p.1.
  6. Sydney Morning Herald , 12 August 1935, p.9.
  7. Mitchell, Susan. (англ.) . — Ringwood, Victoria, Australia Penguin Books, 1984. — ISBN 0140072101 . 11 ноября 2017 года.
  8. (англ.) . Sydney Morning Herald. Дата обращения: 30 ноября 2017. 29 ноября 2017 года.
  9. Lack A. . — Reaktion Books, 2016. — С. 224. — ISBN 9781780237008 . 1 декабря 2017 года.
  10. Comfort, Nicholas. (неопр.) . — Cassell, 1993. — С. . — ISBN 0-304-34085-5 .
  11. Spacey, S. (англ.) // In Press : journal. — Waikato University, 2015.
  12. Spacey, S. (15 November 2015), , Дата обращения: 15 ноября 2015 от 8 ноября 2020 на Wayback Machine
  13. 142. Benjamin Franklin Fairless (1890–1962). // (англ.) . — 1989. 12 сентября 2017 года.
  14. (неопр.) . — Karnac Books Ltd, 2009. — С. 346. — ISBN 978-1-85575-605-2 .
  15. (англ.) // Psychological Review : journal. — American Psychological Association; republished at Emotionalcompetency.com, 1996. — Vol. 103 . — P. 5—33 . — doi : . — . 22 января 2017 года.
  16. Baumeister, Roy (1997), Evil: Inside Human Violence and Cruelty , p. 167

Same as Синдром высокого мака