Кайзерлихмарине
- 1 year ago
- 0
- 0
Рейхсмарине ( нем. Reichsmarine , флот рейха или «имперский флот») — официальное название германских военно-морских сил в период Веймарской республики и в первые годы Третьего рейха с 1921 по 1935 год.
После того как в январе 1919 года вооруженные силы Германии были распущены, в марте 1919 года правительство Германской республики приняло решение сформировать временный рейхсвер общей численностью 400 тыс. человек личного состава. По условиям Версальского мирного договора 1919 года и разработанного на их основе военного закона от 23 марта 1921 года численность личного состава и вооружение вооруженных сил Германской республики были ограничены до 115 тыс. человек, из них 100 тыс. в сухопутных войсках и 15 тыс. во флоте. В 1921 году рейхсмарине получили остатки прежних императорских военно-морских сил.
В 1935 году, через два года после прихода к власти национал-социалистов , рейхсмарине были переименованы в кригсмарине (военный флот).
Первая мировая война закончилась для немецкого флота затоплением флота в Скапа-Флоу .
По условиям Версальского мирного договора вооруженные силы Германии подлежали реорганизации. В составе флота было позволено иметь следующие корабли :
Тип | Водоизмещение , т | Главный калибр | В строю | В резерве |
---|---|---|---|---|
Линкоры | 10 000 | 280-мм | 6 | 2 |
Лёгкие крейсера | 6 000 | 150-мм | 6 | 2 |
Эсминцы | 800 | 12 | 4 | |
Миноносцы | 200 | 12 | 4 |
Дополнительно к этому разрешено было некоторое количество малых вспомогательных судов . Подводные лодки были под запретом.
«Инвалидный» флот, оставленный Германии по условиям Версальского мирного договора, не мог удовлетворить амбиции военного и политического руководства послевоенной Германии. Использование устаревших кораблей было бы затруднительно даже при ведении оборонительных действий вблизи германского побережья и на Балтике. Наличие пусть небольшого, но эффективного флота при возникновении в Европе военного конфликта могло бы сделать Германию выгодным союзником — максимум, на что могло рассчитывать в то время немецкое правительство.
Главным барьером на пути постройки новых современных боевых кораблей на этом этапе были даже не ограничения Версаля (по его условиям Германия могла начать замену старых кораблей уже в начале 1920-х), а отсутствие средств. Тяжёлые экономические условия в Германии, кризис, приведший к остановке многих промышленных предприятий и растущая безработица вкупе с политической неустойчивостью привели к почти полному замораживанию программы обновления флота. Не обошли флот стороной и политические эксцессы начала 20-х (в частности, из-за обвинений в участии в капповском путче был вынужден подать в отставку главнокомандующий флотом адмирал Адольф фон Трота ), что тоже не способствовало росту престижа флота.
Первый корабль, лёгкий крейсер « Эмден » (взамен старого « Ниобе »), был заложен в 1921 году. Проектирование нового корабля в условиях жёстких финансовых ограничений было невозможным, поэтому при постройке использовали проектную документацию последнего крейсера, построенного при кайзере. Фактически это был крейсер типа «Кёнигсберг II» , однако его спуск на воду в 1925 году стал для флота событием, знаменовавшим возврат его прежнего статуса. Сразу после этого были заложены лёгкие крейсера серии «K», уже оригинальной разработки.
В области теории войны на море также велась работа. Концепция использования флота во время Первой мировой войны была подвергнута тщательному критическому анализу. До войны в среде руководства флотом, включая адмирала Тирпица , господствовали идеи американского адмирала Альфреда Мэхэна , опубликованные в работе «Влияние морской силы на историю». В них развивалась мысль о доминирующем значении морских коммуникаций для завоевания морского господства, особая роль при этом отводилась сражению как решающему моменту в противоборстве флотов.
В ходе боевых действий в Первую мировую войну выяснилось, однако, что британскому флоту для контроля судоходных путей достаточно было установить дальнюю блокаду Германии, в то время как кайзеровский флот, не имея развитой системы базирования, мог действовать лишь в ограниченном пространстве Северного моря и Балтики. Большую негативную роль сыграло также сугубо континентальное мышление немецкого военного руководства и отношение к флоту как к второстепенному виду вооружённых сил, который не учитывался в большой стратегии.
Работы Вольфганга Вегенера о необходимости создания океанского флота с развитой системой баз (в Норвегии и Франции) для ведения войны на коммуникациях и военного союза с Америкой и Грооса, где тезисы об определяющей роли морского сражения сочетались с идеями о необходимости общей стратегии армии и флота , хотя и не стали определяющими, но вызванная ими дискуссия во многом оказала влияние на развитие флота .
На секретные мероприятия в интересах ВМФ использовались средства из так называемых «чёрных фондов». Они формировались в обход бюджета — например, от реализации военных излишков или из сумм, предназначенных для защиты Рурской области . Средства шли на финансирование проектов по перевооружению, в частности на постройку торпедных катеров и тральщиков. Другим проектом была программа строительства подводных лодок за границей. Когда в 1928 году это вскрылось (так называемое ), в отставку были вынуждены подать министр обороны д-р Гесслер и командующий ВМС адмирал Ценкер .
С приходом нового командующего флотом, адмирала Редера , статьи, нарушающие условия Версальского мирного договора, с помощью чиновников Государственного Казначейства и членов бюджетного комитета рейхстага были «легализованы» — включены в бюджет как «секретные».
Для сохранения потенциала хорошо проявившего себя в войне подводного флота руководство Рейхсмарине в 1922 году приобрело через подставных лиц (концерн «Дешимаг») голландскую фирму «Кораблестроительное конструкторское бюро» ( нидерл. Ingenieurskaantor voor Scheepsbouw, IvS), занимавшуюся проектированием кораблей. Её штат был дополнен немецкими специалистами, как гражданскими, так и уволившимися в запас офицерами флота. В 1920-х годах по заказам других государств было спроектировано несколько типов подводных лодок, эти проекты впоследствии легли в основу кораблестроительных программ в самой Германии. Так были построены 750-тонная подводная лодка в Испании и 250-тонная подводная лодка «Весикко» в Финляндии . Разработанный проект 750-тонной подлодки был использован при создании советских лодок типа «С» и послужил основой для разработки немецких лодок типа IX , а финская субмарина стала прямой предшественницей немецких малых лодок типа II .
В 1933 году в Германии была создана «Школа противолодочной обороны» ( нем. Unterseebootsabwehrschule, UAS), служившая также и для подготовки личного состава будущего подводного флота. Первые собственные подводные лодки, типа IIA , были заложены за границей и в разобранном виде в условиях строжайшей секретности в начале 1935 года доставлены в Германию (были введены в строй одновременно с подписанием Лондонского морского соглашения, отменившего это ограничение).
Когда в 1928 году правительство санкционировало приобретение для нужд вооружённых сил нескольких самолётов («для экспериментальных целей»), руководство флота смогло получить несколько гидропланов. Ограничения Версаля предусматривали для флота наличие некоторого количества противовоздушных орудий, и самолёты были получены в качестве «объектов для учебных стрельб». Все работы по развитию морской авиации происходили в обстановке секретности, специально для этого была создана подставная организация под названием «Авиационные услуги». По программе военно-морского флота проходило обучение пилотов гражданской авиации, проектировались самолёты, разрабатывалось радиооборудование для них. В 1933 году вся деятельность по созданию морской авиации была свёрнута ввиду передачи всей авиации Герингу. В результате в ходе второй мировой войны немецкий флот не имел своей авиации и в вопросах воздушной поддержки был вынужден полностью полагаться на люфтваффе.
В ноябре 1932 года министр обороны фон Шлейхер утвердил долгосрочную программу модернизации флота, по которой планировалось строительство надводных кораблей, а также создание организационных предпосылок для строительства подводных лодок и морской авиации. Пришедшее через несколько месяцев к власти правительство Гитлера полностью переняло эти планы.
16 марта 1935 года Гитлер заявил о денонсации ограничительных статей Версальского договора, что естественным образом вызвало негативную реакцию со стороны Великобритании и Франции . В ходе последовавших англо-германских консультаций немецкая сторона предложила ограничить собственный флот 35 % от британского. Эта инициатива нашла положительный отклик со стороны Великобритании, так как срок действия Вашингтонских соглашений 1922 года уже истекал, и продлить их уже не представлялось возможным. Британское правительство было вынуждено заключать сепаратные соглашения с другими морскими державами.
18 июня 1935 года договор между Великобританией и Германией был подписан. По его условиям Германия добровольно ограничивала свой флот по надводным кораблям 35 % (по каждому классу отдельно) от британского (включая флоты стран Содружества ) по водоизмещению, по подводным лодкам — 45 %, причём при заблаговременном уведомлении тоннаж подводных лодок мог быть увеличен до 100 % от английского за счёт других классов кораблей (в 1938 году это было сделано).
Для Германии на момент подписания это означало (суммарный тоннаж по классам кораблей):
Водоизмещение линкоров было ограничено 35 000 т (как у Великобритании — требование Вашингтонских соглашений). Дополнительно к договору Германия через год, 3 сентября 1936 года , подписала Лондонский протокол по подводным лодкам (обязательство использовать подводные лодки исключительно в рамках призового права ).
9 июля 1935 года в Германии было объявлено о новой кораблестроительной программе.
В течение 1935 года планировалось начать строительство:
В следующем году должны были быть заложены дополнительные линкоры и авианосец .
В результате территориальных изменений, произошедших в Европе после окончания Первой мировой войны, в качестве естественных противников Германии рассматривались Польша и связанная с ней союзническим договором Франция. Причиной этого были так называемый « Польский коридор », отделивший Восточную Пруссию от остальной Германии, и достаточно неопределённый статус Данцига — «вольного города», территории, находившейся под управлением Лиги Наций и населённой преимущественно этническими немцами. Угроза захвата Польшей Данцига и Восточной Пруссии находила косвенное подтверждение ростом вооружённых сил Польши и имевшимся прецедентом — захватом Мемеля литовскими и Вильно польскими войсками в 1922 году.
Исходя из сложившейся ситуации, руководство вооружёнными силами в 1920-х годах планировало следующие варианты ведения боевых действий (применительно к флоту) :
Позднее в число возможных противников на Балтике была включена Россия . Во всех вариантах обязательным условием считался нейтралитет Великобритании, ведение боевых действий против британского флота не рассматривалось вплоть до 1938 года.
Структура командования флотом в межвоенный период менялась. В 1930-х она выглядела следующим образом :
Управление ВМФ ( Marineleitung )
Кроме того, в 1934—1935 годах были заложены первые эсминцы (тип «1934»), вступившие в строй в 1937.