Никита Бесогон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́нвас-автома́т — профессиональный ручной киносъёмочный аппарат с зеркальным обтюратором , рассчитанный на использование 35-мм киноплёнки по ГОСТ 4896 . Один из самых известных и массовых советских киноаппаратов, выпускавшийся в разных модификациях в общей сложности с 1954 до 1992 года . Предназначен для съёмки с рук и со штатива фильмов обычного формата , широкоэкранных и кашетированных с размерами и расположением изображения по ГОСТ 24229 .
Название киносъёмочного аппарата составлено из фамилии и имени разработчика Василия Константинова . Конструкция отражает общемировую тенденцию, заданную в 1937 году немецким Arriflex 35 , впервые совместившим в одном компактном корпусе почти студийное качество съёмки и неограниченную мобильность. В этой камере впервые использован зеркальный обтюратор , обеспечивающий непрерывное сквозное визирование и точную фокусировку по матовому стеклу . Другой отправной точкой для конструктора «Конваса» несомненно стал французский Caméflex , вышедший на международный рынок кинотехники в 1947 году . В этой камере впервые использованы быстросменные полуторные кассеты магазинного типа, содержащие почти весь лентопротяжный тракт , включая зубчатые барабаны и задние салазки разъёмного фильмового канала . Размер обеих петель киноплёнки задаётся в момент её заправки в кассеты, и перезарядка всего аппарата занимает не более пяти секунд, достаточных для того, чтобы вдвинуть новую кассету в гнездо вместо израсходованной. В целом, компоновка и общее устройство «Конваса» сходны с «Камефлексом», обеспечивая такие же мобильность и универсальность.
Первая модель советской камеры, выпущенная в 1954 году на смену устаревшей метражной « КС-50Б », оснащалась дополнительно сменными ручным и пружинным приводами, но позднее их исключили из конструкции, оставив только электропривод, выполняющий роль рукоятки. По сравнению с «Камефлексом» советский аппарат оказался компактнее, но оснащён гораздо беднее: он никогда не поддерживал двухформатность, снимая только на 35-мм киноплёнку, лупа в первой модели была неподвижной, а поворотная более поздних выпусков не имела оптической компенсации вращения изображения, как во французском аналоге. Кроме того, простой плексигласовый обтюратор «Конваса» с зеркальным напылением не позволял менять выдержку , обладая постоянным углом раскрытия. Из-за слишком длинной лупы «Конвас» нельзя было упереть в плечо, как «Камефлекс», и вся тяжесть аппарата приходилась на руки кинооператора . Тем не менее, новый аппарат быстро получил распространение на киностудиях СССР , и на долгие годы завоевал симпатии кинематографистов . За короткий срок «Конвас-автомат» стал основным инструментом советского документального кинематографа . Несмотря на то, что изначально аппарат проектировался, как хроникальный, он получил признание и в постановочном кино благодаря своей универсальности . Конструкция была предельно технологична , что способствовало массовому выпуску этой камеры, которая производилась на Московском заводе киноаппаратуры («Москинап») и на Красногорском механическом заводе .
Важными отличиями «Конваса-автомата», сделавшими его столь универсальным, были наличие сопряжённого визира сквозной наводки с зеркальным обтюратором , до этого не применявшегося в советских ручных кинокамерах . Наличие полноценного видоискателя, компактность и модульная конструкция сделали этот аппарат пригодным практически для любых съёмок, особенно на натуре. Особенностью аппарата было использование разъёмного фильмового канала , позволяющего применять быстросменные кассеты магазинного типа . В полуторных кассетах ёмкостью 60 и 120 метров 35-мм киноплёнки находились почти все элементы лентопротяжного механизма , кроме передних салазок фильмового канала, кадровой рамки и грейферного механизма , расположенных в корпусе камеры . Слово «автомат» в названии обозначало именно автоматическую перезарядку, которая занимала не более нескольких секунд, что немаловажно во время хроникальных съёмок .
Аппарат оснащён двухкривошипным односторонним однозубым грейфером без контргрейфера , обеспечивавшим устойчивость изображения, достаточную для кинохроники, но невысокую для художественного кинематографа. Однолопастный зеркальный обтюратор с постоянным углом раскрытия обеспечивал визирование и наводку на резкость по матовому стеклу при помощи обычной или дезанаморфотной лупы. Любая из трёх существовавших моделей аппарата «Конвас-автомат» была пригодна для съёмок фильмов как обычного формата, так и широкоэкранных . Для этого в комплекте имелись две сменные рамки с кадровым окном соответствующих размеров. При съёмке широкоэкранных фильмов обычная лупа сквозной наводки заменялась дезанаморфотной. До конца выпуска, продолжавшегося более тридцати лет, «Конвас-автомат» так и не был оснащён встроенным экспонометрическим устройством.
Первые киносъёмочные аппараты «Конвас-автомат» имели заводской индекс «1КСР», а выпускавшийся с 1957 года широкоэкранный вариант — «1КСРШ» . Последний комплектовался специальным компендиумом и дезанаморфотной лупой . Аппарат 1КСР был оснащён сменными приводами ( пружинным , ручным и электродвигателем ), револьверной головкой на три объектива , и неподвижной лупой сквозной наводки. Почти все аппараты этой модели окрашивались светло-серой краской, по которой их можно отличить от более поздних модификаций.
В 1970 году на смену камере «1КСР» пришли две новые разновидности : «1КСР—1М» с такой же револьверной головкой, и «1КСР—2М» с одним объективодержателем стандарта ОСТ-19 , рассчитанным на работу с тяжёлой оптикой, главным образом вариообъективами (в частности, на эту камеру устанавливался Ленар -2) и анаморфотной (широкоэкранной) . От предшественника обе новые модели отличались креплением сменных электроприводов постоянного и переменного тока: пружинный и ручной приводы были исключены из комплектации. Основным стал привод постоянного тока «15ЭПСС» с выносным блоком аккумуляторов. Кроме того, была улучшена конструкция лупы сквозной наводки, которая теперь могла поворачиваться относительно корпуса камеры в двух плоскостях для удобства визирования из нестандартных положений. Конструкция кассеты полностью переработана, перестав быть копией «Камефлекса»: один комбинированный зубчатый барабан заменён тянущим и задерживающим, что существенно повысило удобство зарядки.
Последней модернизацией серийной камеры стало использование кварцованного электропривода «17ЭП—16АПК», пригодного для синхронной съёмки без дополнительной связи с магнитофоном . В остальном конструкция киносъёмочных аппаратов не менялась на всем протяжении существования «Конваса-автомата». Двухкривошипный грейфер, рабочий ход зуба которого имел практически прямолинейную траекторию, составлял основу конструкции аппарата и оставался неизменным, пережив все модернизации.
После перестройки , когда производство отечественной киносъёмочной аппаратуры практически прекратилось, «Конвас-автомат» оставался в строю на студиях кинохроники, но уже практически не использовался для съёмки художественных фильмов, уступив место более современным бесшумным камерам « Arriflex 35 BL » и « Кинор-35С ». Однако, появились модификации аппарата с новыми микропроцессорными приводами, оснащённые контргрейфером , телевизиром и объективодержателем международного стандарта Arri PL под маркировкой «1КСР-3М» . Такие аппараты выпускались малыми партиями по индивидуальным заказам. Известны также модели «1КСР-7М» и «1КСР-8М», являющиеся модернизированными версиями трёх- и однообъективного «Конваса» соответственно.
Основными недостатками аппарата «Конвас-автомат» были невысокая точность грейферного механизма и повышенный уровень шума, который не позволял использовать камеру для синхронных съёмок. Фонограмма , получаемая в случае такой съёмки могла быть только черновой, пригодной для последующего студийного озвучения на её основе. Несмотря на это, подавляющая часть советской кинохроники была снята именно «Конвасом-автоматом», благодаря его универсальности и оперативности. Нет практически ни одного художественного фильма на 35-мм киноплёнке, в котором не было бы хотя бы нескольких монтажных планов , снятых этим аппаратом, потому что для немой съёмки с рук и в условиях экспедиции «Конвас-автомат» был приспособлен лучше любой отечественной камеры. Лёгкость получения изображения профессионального качества при съёмке в движении произвела настоящую революцию в эстетике советского кинематографа. Именно «Конвасом» кинооператор Сергей Урусевский снял самые выразительные кадры фильма « Летят журавли », известного своим передовым изобразительным решением . В картине « Неотправленное письмо » Урусевский отснял этой камерой более 80% исходного материала .
Камеры «Конвас-автомат» широко использовались для научных съёмок, и входили в оснащение отраслевых киностудий и отделов кинорегистрации большинства советских НИИ. Простота управления и эксплуатации позволяла обслуживать аппарат сотрудникам, не обладающим специальными навыками. Благодаря компактности и надёжности в сочетании с профессиональным качеством изображения, аппарат также использовался советскими космонавтами для съёмок во время полётов . Эта камера входила в комплект оборудования всех космических кораблей « Восток », и в кабине для неё специально отводилось штатное место . Комбинация из 11 (первоначально — из 22-х) аппаратов «Конвас-автомат», смонтированных на общей раме, использовалась для съёмки фильмов по кругорамной системе « Круговая кинопанорама » . Кроме того, сдвоенные аппараты «Конвас-автомат» применялись для съёмки советских стереофильмов .
После прекращения выпуска отечественной негативной киноплёнки с «позитивной» перфорацией и централизованных закупок импортной, которую « Кодак » специально для СССР выпускал с такой же перфорацией , «Конвас-автомат» оказался практически единственной отечественной камерой, пригодной для съёмки на импортную негативную плёнку с перфорацией Белл-Хауэлл ( англ. BH-1866) международного образца . Зуб грейфера, не рассчитанного на высокую точность перемещения, не заполнял перфорацию по высоте, как у более совершенных камер. Это и дало возможность работы с импортной «негативной» перфорацией, меньшей высоты, чем отечественная. Поэтому в период активного развития малобюджетного «кооперативного» кино в начале 1990-х аппарат был востребован из-за своей дешевизны и неприхотливости к характеристикам кинонегатива . «Конвас-автомат» до настоящего времени используется, как учебная камера студентами кинематографических ВУЗов , а также некоторыми независимыми кинематографистами, как в России, так и за рубежом.