Кожевников, Вадим Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Феодо́т ( др.-греч. Θεόδοτος) — ранний христианский автор, чьё учение было признано ересью; представитель динамистического монархианства ( адопционизма ) . Настаивал на абсолютном единстве Бога ; Христос для него был человеком, на которого действовала божественная сила. Последователи Феодота — феодотиане .
Феодот родился в Византии . Получил хорошее образование. Был кожевником в Риме , жил во время понтификата папы Виктора I ( 189 — 199 ), который отлучил его от Церкви за мнение Феодота о том, что Христос не Бог, а человек.
Епифаний Кипрский в « Панарионе » сообщает о том, что во время одного из гонений на христиан (какого Епифаний не знает) Феодот был вместе с другими схвачен и был мучим. Во время мучения Феодот отрёкся от Христа . После того как гонение на христиан закончилось, для того чтобы оправдать своё отречение Феодот создаёт новое вероучение. Согласно этому учению: Христос не Бог, а простой человек. По этой причине Феодот от Бога не отрекался, а отказался от простого человека. Епифаний говорит о том, что Феодот ранее принадлежал к ереси алогов . По этой причине, как алоги, феодотиане не признавали Евангелие от Иоанна и другие сочинения, приписываемые Иоанну , особенно « Апокалипсис ». Ученики Феодота, согласно Евсевию , были Феодот-меняла и Асклепиодот.
Ещё одним источником о Феодоте является сочинение неизвестного автора « Философумена » — «Философские мнения или обличение на все ереси» (предположительно автор сочинения — Ипполит Римский ). В тексте говорится о том, что Феодот частично учил согласно с вероучением Церкви, а именно: всё в мире создано Богом; но о Иисусе Феодот учил как гностики , Керинф и Эбион : Иисус был (просто) человек, родившийся от Девы , по замыслу Отца . Иисус жил как обыкновенный человек вместе с разными людьми. Затем Иисус стал более религиозным, а когда принял крещение от Иоанна в Иордане , то его принял Отец, на него сошёл Дух и Иисус стал Христом . Одни из феодотиан считали, что он никогда не сделался Богом, даже при схождении Духа; в то время как другие феодотиане считали, что Христос стал Богом после воскресения из мертвых .