Interested Article - Астрономия инков

Астрономия инков астрономические познания и взгляды жителей Империи Инков ( Южная Америка ). Инкская астрономия отличалась своеобразием: наблюдение велось не только за звёздами, но и за межзвёздными тёмными «созвездиями». Сохранилось немного сведений о познаниях как самих инков, так и подчинённых ими народов, ввиду игнорирования и незнания испанскими завоевателями местных систем кодирования информации кипу , токапу , , до сих пор оставшихся не дешифрованными. Между современными представлениями народов кечуа и аймара и древней астрономией всё же сохранилось отношение преемственности.

Пачакути Ямки . Космология инков на языке кечуа. Испанские слова на изображении переведены на русский .

Исторические источники

Все католические миссионеры и чиновники, последовавшие за Франсиско Писарро , старались уничтожать записи о древних инкских верованиях и их культуре, в том числе и архивы кипу, касавшиеся астрономии. Основными авторами, донёсшими до нас познания инков об астрономии, являются (в хронологическом порядке):

Широкий спектр астрономических понятий представлен также в словарях конца XVI — начала XVII века кечуа ( Ольгин , 1608 ) и аймара ( Бертонио , 1612 ).

Космология

Инкская астрономия непосредственно связана с космологией и мифологией, поскольку каждая вака (священное место на земле) отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира, небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть из каждой уаки. Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.

Определения времени/пространства у инков

Космология инков. Три мира: Ханан Пача , Кай Пача , Уку Пача .

Для инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове на языке кечуа « pacha », что значит время и пространство (длина, ширина и глубина) одновременно, то есть в одном слове отображены значении сразу четырёх измерений и представления о статике и динамике . Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача , и прошлое-будущее — ньявпа-пача .

И оно показывается идущим по кругу:

  • как назад, это обозначает термин ñawpa pacha — прошлое время,
  • так и вперёд, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди.

Близкими к термину ньявпа были: урин — давнее и невидимая зона, и ханан — недавнее и видимая зона.

В представлении инков существовало три мира: Ханан Пача , Кай Пача , Уку Пача . Горизонт (в условиях гористой местности это была не только горизонтальная линия, но и вертикальные и любые другие) назывался кинрай , в свою очередь предполагаемая за горизонтом земля, и не видимая наблюдателем, называлась кинрайнин .

Происхождение/начало мира называлось — Паккарик пача .

Пространственно север у инков находился внизу , а юг вверху .

В доколумбовом мире, где время показано конкретно, понятие « нуля » не соотносится с понятием «ничто», как наш «нуль», а соотносится чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у инков и майя является чем-то осязаемым: это шнур без узла для инков , раковина для майя и кукурузный початок для ацтеков . Иными словами — начало чего-либо .

Как показал новый анализ языка и жестов аймара американскими учёными, индейцы представляют время наоборот: в воображаемой пространственно-временной шкале будущее для них остаётся позади, а прошлое ещё только предстоит увидеть.

Теории движения небесных тел

Небо

Небо называлось Анакпача или Анан пача. Зенит или точка середины небосвода называлась Тикну (). Небесный путь — Анак пачаньан (Hanac pachañan).

Млечный путь

Млечный путь в космологии инков.

Первостепенным небесным объектом считался Млечный Путь Майю » — Река, кечуа mayu), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.

Небесная река отражается или продолжается на земле в виде ( Урубамбы ) — главной водной артерии области Куско , текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьёт мало и поэтому остывает.

Звёзды, созвездия и межзвёздные участки

Созвездия

Инкских сведений о звёздах сохранилось немного. Так наибольший перечень звёзд привёл испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо , описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате « Заблуждения и суеверные обряды индейцев »:

Из звёзд обычно все поклонялись той, которую они называют Колька , а мы называем Плеяды . И остальные звёзды почитались, особенно, когда им казалось, что они были необходимы для их защиты. Потому что различные звёзды они наделяли различными функциями. И потому Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай , это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что Астрологи называют Лира . И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай . Которых они изображают в виде овцы с барашком. Другие, живущие в гористых местностях, поклоняются иной звезде, называющейся Чуки чинчай ; это, как они говорят, Тигр, в чьём ведении находятся Тигры, Медведи и Львы. Также они поклоняются другой звезде, называющейся Анкочинчай , оберегающей других животных. Точно также они поклоняются другой [звезде], под названием Мачакуай , в ведении которой находятся Ужи и Змеи, чтобы они им не причиняли вреда; и особенно все животные и птицы, обитающие на земле: они верили, что одно их подобие пребывало на небе, [и] чьей заботой было их размножение и прирост. И так у них обстояло дело с различными звёздами, как с той, которую называют Чакама , и Топаторка , Мамана , и Мирко , Микикирай , и равным образом с другими.

Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. — Lima, 1906, стр. 207—208

Catachillay orcochillay называлось созвездие Южный Крест.

Звёзды

Coyllur. — Звезда. Ccoyllur pinchiy cachan, o cimiycachan. — Сияющая или переливающаяся звезда. Ccoyllur chipchic. — ярко сияющая звезда. Ccoyllurçapa hanacpacha — звёздное небо.

Межзвёздные тёмные участки

Инкам были известны следующие чёрные пятна на Млечном пути (многие из которых, как главные действующие лица, перечислены в мифе из рукописи Варочири , 1608 ):

  • Лама — Chhoque chinchay.
  • Детёныш Ламы
  • Пастух
  • Кондор
  • Куропатка
  • Жаба
  • Змея
  • Лиса

Интересно, что тёмным пылевым облакам Млечного Пути также придавали большое значение австралийские аборигены .

Солнце

Солнце называлось Инти или Пунчау . Солнце, находящееся в зените обозначалось Интип тикнарайан. Восток и место, где восходит солнце — Yntip lloksimunan, или ceccamunan; запад и место, где садится солнце — Yntip yaucunan pata. Кольцо солнца или луны — Chimpu. Отклонение солнца от зенита вниз — Ticnumanta intiñam tticçun. Полное затмение солнца — Yntimtutayan, частичное затмение солнца — Llantuytucun asnillan. Солнце, поднимающееся к полудню — Inti ñam tiknurimun. Солнце, опускающиеся после полудня — Inti ttiksumun ttiksuycumun.

Луна

Месяцев было двенадцать. Считались они по Лунам . Названия для луны и для месяца были одинаковыми: на кечуа — Кильа ( кечуа Killa), на аймара — Пакси (Pacsi, или, точнее, Phakhsi). Все месяца имели равное количество дней.

Как в Мезоамерике , так и в Андах , Луна и ныне позволяет местным жителям, живущим в селах, принимать в расчёт лунные месяца, а когда её не видно, например, во время новолуния, она считается отсутствующей, то есть нулём.

Название затмения луны — Quillap tutayayñin.

Планеты

Из словарей кечуа XVII века известно такое наименование планет — Hatun ccoyllur ( кечуа Hatun quyllur). Дословно «высшая, большая звезда». Инкам были известны такие планеты, как Венера , Юпитер и Сатурн . Меркурий и Марс также наверняка наблюдались инками, но точной информации об этом до нас не дошло, их современные названия ( Qatuylla «торговый», Awkakuq «воин») являются смысловыми кальками имён римских богов Меркурия и Марса .

Дошедшие до нас исконные названия планет позволяют сделать вывод о необычайно внимательном их наблюдении невооружённым глазом (вероятно, благодаря чистоте высокогорного воздуха ), вплоть до различения подробностей, обычно наблюдаемых только в бинокль или телескоп , а также об отсутствии традиционной для древних цивилизаций Старого Света привязки планет к тем или иным божествам.

Планета Название на кечуа Транскрипция Значение названия Пояснение
Венера Ch’aska Ч’аска Пушистый, нечёткий Вероятно, из-за нерезких благодаря атмосфере краёв диска
Юпитер Pirwa Пирва Амбар, склад Возможно, из-за наличия спутников (ср. кечуа Qullqa « Плеяды », букв. «склад»), либо из-за значения в сельскохозяйственном календаре.
Сатурн Hawcha Хауча Соус (?) ?

Кометы

Из словаря Диего Гонсалеса Ольгина известно, что кометы обозначались и классифицировались следующим образом:

  • Кометы — Tapia coyllur .
  • Рассеивающаяся комета — Acochinchay (почти также назывались кометы у ацтеков — «дымящиеся звёзды» или ситлалин попока , находившиеся в их представлении на пятом небе).
  • Нерассеивающиеся кометы — Chuqui chinchay (Chuqui означает «копьё».).

Историк Фернандо Монтесинос в своей книге неоднократно упоминает о регистрации комет индейцами Анд:

По истечении нескольких лет объявились две ужасные кометы, появившиеся в виде льва и змея. Царь [Манко Капак Йупанки] приказал собрать астрологов и амаута из-за того, что произошли достойные внимания затмения Солнца и Луны, и они советовались с идолами, и демон дал им понять, что Ильятиси хочет разрушить мир из-за их грехов, и для этого послал льва и змея, чтобы уничтожить Луну.

Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру

Во время этого царя [Ваман Такко Амаута] были видны многочисленные кометы и другие чудесные знамения, большие землетрясения, длившиеся многие месяцы. Они были столь примечательны, что обитатели пришли в смущение и совершили великие жертвоприношения Ильятиси Виракоча и матери-земле, которую называют Пачамама [Pachamama], умоляя их, чтобы столькие знамения и такие чудесные обернулись на добро.

Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру

По истечении нескольких лет в небе появились две кометы, одна цвета крови и в форме копья, и длилось это более года, и она появлялась с полуночи почти до полудня. Вторая была размером и формой с большой круглый щит, и появлялась в то же время, что первая, и обе на западе. Инка [Инка Капак Йупанки] приказал устроить великие жертвоприношения, как мальчиков и девочек — младенцев, так и овец, живых и из золота и серебра. Собрали совет предсказателей и колдунов, для того, чтобы объявить значение комет, и они дали ответ, что это означает великие бедствия, и что, несомненно, очень скоро должна будет пасть перуанская монархия. /86/ Тех, кто так говорил, инка приказал убить, а те, кто остались, взяли назад своё предсказание, объясняя ему кометы на его вкус.

Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру

По поводу двух комет пишет также Пачакути Ямки , и относит их появление к правлению Пачакутека Инки Йупанки ( 1438 1471 ): «Тогда две кометы [sacacas] вышли из Аусанката, и одна двигалась к Арекипе, а другая двигалась к частично заснеженным горам возле Ваманки. Их описывают как зверей с крыльями, ушами, хвостом и четырьмя лапами, со многими шипами на спинах; и на расстоянии они вызывали огонь»

Комета также стала, по одной из версий, причиной гибели последнего правителя Империи Инков — Атауальпы :

Когда был пленён Атавальпа в провинции Кахамарка, живы ещё некоторые христиане, находившиеся с маркизом доном Франсиско Писарро, пленившего того, видевших, как с неба в полночь падал зелёный знак [комета?], толщиной с руку, и длиной с копье-полупику. И поскольку испанцы пришли поглядеть на это, и Атавальпа узнав об этом, говорят, попросил у них вывести его посмотреть на это, а как только увидел, то опечалился, и таким был на следующий день. Губернатор дон Франсиско Писарро спросил его, почему он так опечалился, тот ответил: « я увидел небесное знамение, и скажу тебе, что когда мой отец Вайна Капак умер, видели другое знамение похожее на то ». И не прошло 15 дней, как умер Атавальпа

Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXV.

Масштабы Вселенной

Одним из богов, отвечавших за мироздание был Виракоча . Его имя Illatici Huira Cocha , переведённое историком Фернандо де Монтесиносом выглядело следующим образом:

  • « Великолепное (Сияющее) Основание и Бездна — Хранилище всех вещей », подразумевая, Закон или Космос, управляющий движениями светил и всего сущего .

По представлениям жителей Перу в XVI веке время-пространство было бесконечным, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: « постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись » в ответ.

Измерения и инструменты

Небесные явления

Как писал историк Бернабе Кобо в своей « Истории Нового Света », что как и у всех народов, учёт времени у народов Перу осуществлялся благодаря наблюдению за Солнцем и Луной, а также за планетами и звёздами. Движение Солнца вокруг Мира за день позволяло отличать день от ночи, а движение Солнца между обоими Тропиками — чтобы вести учёт годам. Солнечный год они определяли по солнцестояниям. А движения Луны — для вычисления месяцев. Началом года было зимнее солнцестояние — 23 декабря. Високосных лет, по Кобо, инки не знали , но Акоста замечает, что одни говорили, будто знали индейцы високосные года, другие — не знали.

Индейцы в середине XVI века говорили, что великих небес — четыре. Возможно, имеется в виду деление неба на 4 части: по Млечному Пути и поперёк его.

Наблюдали и за иными небесными объектами: кометами , метеорами .

Каменные столбы

Измерения велись по размещённым на холмах и пригорках возле Куско столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало Тропика Рака и Козерога . Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались Пукуй-Суканка ; два других, обозначавших начало лета, назывались Чирав(?)-Суканка .

У Хосе де Акосты упоминается о 12 столбах. Он их называет Succanga . . Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной.

Похоже, что уже в середине XVI века , после завоевания испанцами, эти столбы в Куско были заброшены и наблюдение за ними прекратилось или ослабевало.

Линии «секе» и ваки

Секе

Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы , исходившие из храма Кориканча , Куско . Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками .

Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что « ceques », линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций .

Ваки

Инки наделяли сверхъестественными силами самые разнообразные предметы, природные явления, места и даже горы, которые до сих пор почитают некоторые перуанские крестьяне. Такие своеобразные святыни они называют одним общим словом — «вака» (святое место).

В Куско уаки вместе со столбами, по которым вёлся календарь инков , составляли число 350.

Согласно Докладу королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года , у индейцев Перу было 10422 идола , из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений. Также известно, что в некоторых провинциях было более 300 вак, например, в провинции Гуамачуко .

Испанский священник и летописец отец Бернабе Кобо заметил, что инки не делали различия между земным и небесным. Термин «вака», по его словам, они «применяли по отношению ко всем святым местам, предназначенным для молитв и жертвоприношений, как и ко всем богам и идолам , которым поклонялись в таких местах». Он составил список 350 уака, в нём фигурировало все — от гор, скал, источников до древних гробниц и полей сражений, на которых императоры покрывали себя неувядаемой славой. И это только в одном районе Куско . Отец Кобо также описал, что они из себя представляли: они располагались вдоль целой серии линий, называемых «секе», которые исходили из одного определённого места, Кориканчи, расположенного в самом сердце Куско. Каждая из таких секе, вместе со всеми своими уака, становилась предметом забот и исключительной ответственности определённого клана, который ухаживал за этим местом и по торжественным случаям приносил жертвоприношения.

Археологи подметили, что места расположения некоторых уака связаны с восходом и заходом солнца по определённым дням и поэтому они могли служить своеобразным ритуальным календарём . Но такой вывод, как и прочие заключения о культуре, не оставившей после себя никаких письменных памятников, остаётся лишь догадкой.

Кипу

Несомненно, исчисление времени также осуществлялось и регистрировалось при помощи кипу , как заметил американский исследователь Гари Уртон , и, похоже, в связке с юпаной счётами .

Знатоки астрономии

Специалистами в астрономии были философы — , они же были и астрологами . Во многом благодаря им испанцам и удалось собрать сведения по мифологии индейцев Андского региона.

Фернандо де Монтесинос заметил, что:

Амаута говорят, что из этих времён происходят сведения, по древнейшему преданию, передаваемому из уст в уста, что когда царствовал этот князь [Синчи Коско], у них были буквы, и их знатоки, называемые амаута, и они /18/ учили читать и писать, и главной наукой была астрология.

Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру

Календарные реформы

Согласно сведениям Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.

Так, Инка Йавар Укис [Yahuar Huquiz] «был великим астрологом, и определил хороший способ как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счета будущих времён каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счёт лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис [Lahuar Huquiz]». При таком подсчёте за 400 лет бы набегало 2400 часов, или — ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.

Или, например, астролог Манко Капак Амаута «Он был очень мудр и великий астролог, из-за чего его и прозвали „амаута“. Он устроил собрание всех знатоков этой науки, и посовещавшись с ними, сказал, что Солнце и Луна находятся в отличающихся |от должных| положениях [diferentes puestos]. Он приказал, чтобы начало общепринятого года приходилось на весну, что согласно нашему счету соответствует весеннему равноденствию ‹лакуна› марта. Этот царь, вместе с другими астрологами, обнаружил, наблюдая воздействия звёзд, что должны быть великие изменения в этом перуанском царстве, и так он принялся обучать этому своих сыновей и наследников, и предостерёг их, чтобы они всегда проявляли осмотрительность, обращаясь к Ильятиси Йачачик Виракоче, который является верховным Творцом всех вещей, чтобы он был к ним благосклонен, имея за ходатаев Солнце и Луну, их отцов и прародителей, постоянно принося им жертвоприношения» .

Значение астрономии инков для науки

Примечания

  1. , с. 45.
  2. Диего Гонсалес Ольгин . (неопр.) www.kuprienko.info (А. Скромницкий). Дата обращения: 6 декабря 2009. 20 августа 2011 года.
  3. Лудовико Бертонио . (неопр.) www.kuprienko.info (А. Скромницкий). Дата обращения: 6 декабря 2009. 13 августа 2011 года.
  4. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina [1576]. In Relación de las fabulas y ritos de los Incas, edited by Horacio H. Urteaga and Carlos A. Romero, 3-106. Colección de Libros y Documentos Referentes a la Historia del Perú, no. 1. Lima: Sanmarti & ca, 1916.
  5. Atuq Eusebio Manga Qespi. Pacha: un concepto andino de espacio y tiempo // Revista Espanola de Antropología Americana, № 24, pp.158. Edit. Complutense, Madrid. 1994
  6. Хуан де Бетансос , кипукамайоки Кальапиньа, Супно и др. (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Первая хроника перуанских индейцев, из книги Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004, ISBN 84-86547-71-7 , стр. 358-390 . Дата обращения: 11 января 2010. 5 декабря 2012 года.
  7. (неопр.) 23 июля 2012 года.
  8. Педро де Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI.
  9. Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу . Дата обращения: 3 января 2010. 21 августа 2011 года.
  10. Авила, Франсиско де . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — Религия Анд. Мифология и легенды Инков и жителей Варочири (Центральное Перу). Перечень астрономических объектов. Дата обращения: 28 сентября 2009. 18 декабря 2012 года.
  11. Ruggles, C. . — ABC-CLIO, 2005. — С. . — 548 с. — ISBN 1-85109-616-7 .
  12. Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum. Indios, gesuiti e spagnoli in due documenti segreti sul Perù del XVII secolo. A cura di L. Laurencich Minelli. Bologna, 2007
  13. Монтесинос, Фернандо . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — пер. В.Талах . Дата обращения: 28 сентября 2009. 18 декабря 2012 года.
  14. (недоступная ссылка)
  15. Педро Сьеса де Леон. (неопр.) www.kuprienko.info (А. Скромницкий) (24 июля 2008). Дата обращения: 27 сентября 2009. 9 июля 2012 года.
  16. (неопр.) . 18 декабря 2012 года.
  17. (неопр.) . 11 июля 2012 года.
  18. (неопр.) . 11 июля 2012 года.
  19. (неопр.) . 10 июля 2012 года.
  20. Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI. (пер. А.Скромницкий)
  21. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 3, Книга 12, Глава XXXVII)
  22. Хосе де Акоста. Естественная и моральная история Индий. Часть 2. Глав III
  23. (неопр.) . 10 июля 2012 года.
  24. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI)
  25. Zuidema 1990: 73; 1995
  26. «Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». — Madrid, 1879, стр. XXXVI
  27. «Доклад о религии и обрядах Перу, составленный первыми священниками Августинцами, направившихся туда для обращение местных жителей в христианство [1560]»
  28. (неопр.) . 9 июля 2012 года.
  29. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XII
  30. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава X

Библиография

Первичные источники

В хронологическом порядке :

  • Херес, Франсиско де . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). — Отрывки . Дата обращения: 28 сентября 2009. 30 ноября 2011 года.
  • Педро Сьеса де Леон . (неопр.) www.kuprienko.info (А. Скромницкий) (24 июля 2008). — пер. А.Скромницкий . Дата обращения: 27 сентября 2009. 9 июля 2012 года.
  • Педро Сьеса де Леон . (неопр.) www.kuprienko.info (А. Скромницкий) (14 января 2009). — пер. А.Скромницкий и Valery Melnikoff . Дата обращения: 27 сентября 2009. 5 февраля 2012 года.
  • Педро Сьеса де Леон . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). — отрывки в пер. Шишовой . Дата обращения: 28 сентября 2009. 23 мая 2013 года.
  • Хуан де Бетансос , 1516 1576 , «Повествование и Общее количество Инков», 1551.
  • Овьедо-и-Вальдес, Гонсало Фернандес де . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). Дата обращения: 28 сентября 2009. 12 октября 2011 года.
  • Лас Касас, Бартоломе де . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). Дата обращения: 28 сентября 2009. 10 мая 2012 года.
  • Лас Касас, Бартоломе де . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). Дата обращения: 28 сентября 2009. 7 августа 2011 года.
  • Сарате, Агустин де . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). — Отрывки . Дата обращения: 28 сентября 2009. 22 сентября 2011 года.
  • Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу; освещены вопросы астрономии . Дата обращения: 3 января 2010. 21 августа 2011 года.
  • Анонимный автор. (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (28 сентября 2009). — Религия Анд. Мифология Инков и жителей Вамачуко (Центральное Перу) . Дата обращения: 28 сентября 2009. 8 декабря 2012 года.
  • Титу Куси Юпанки . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (29 ноября 2009). — Документы за 1565-1570 гг., связанные с Титу Куси Юпанки, являвшегося предпоследним правителем Инков . Дата обращения: 29 ноября 2009. 22 июня 2012 года.
  • Гарси Диес де Сан-Мигель. (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (22 ноября 2009). — Опрос правителей провинции Чукуито (окрестности озера Титикака) в регионе Кольясуйу, а также правителей селений (Южное Перу и Боливия) . Дата обращения: 22 ноября 2009. Архивировано из 4 декабря 2012 года.
  • Поло де Ондегардо, Хуан. (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу . Дата обращения: 3 января 2010. 21 августа 2011 года.
  • Поло де Ондегардо, Хуан . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — Религия Анд. Религия Инков, их законы, история . Дата обращения: 28 сентября 2009. 18 июля 2012 года.
  • Сармьенто де Гамбоа, Педро , 1532 1592 , «История Инков», 1572.
  • Молина, Кристобаль де . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — Религия Инков, их история . Дата обращения: 28 сентября 2009. 10 июля 2012 года.
  • Акоста, Хосе де
  • Инка Гарсиласо де ла Вега . (неопр.) www.vostlit.info (Восточная литература). Дата обращения: 28 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  • Авила, Франсиско де . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — Религия Анд. Мифология и легенды Инков и жителей Варочири (Центральное Перу) . Дата обращения: 28 сентября 2009. 18 декабря 2012 года.
  • Гуаман Пома де Айяла, Фелипе , «Первая Новая Хроника и Доброе Правление», 1615.
  • Блас Валера , 1545 1597 , «Невиновный изгнанник Блас Валера своему народу Тавантинсуйу» (пер. А.Скромницкий), — Киев, 2008.
  • Муруа, Мартин де , «Общая История Перу».
  • Монтесинос, Фернандо . (неопр.) www.kuprienko.info (А.Скромницкий). — пер. В.Талах . Дата обращения: 28 сентября 2009. 18 декабря 2012 года.

Литература

  • / Под ред. С.А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3 .
  • Пачакути Йамки Салькамайва , Доклад о древностях этого королевства Перу / пер. С. А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 151 с. — ISBN 978-617-7085-09-5 .
  • , Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2 .
  • . Тайны инков. — Москва: Вече, 2000. — 512 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-7838-0400-2 .
  • Ibarra Grasso, Dick Edgar. Ciencia astronomica y sociologia incaica. — La Paz: Editorial Los Amigos del Libro, 1982. — 439 с. — (Enciclopedia boliviana). — ISBN 8483700166 .

Ссылки

Same as Астрономия инков