Убийство Салазара
- 1 year ago
- 0
- 0
Фархунда Маликзаде также упоминаемая как просто Фархунда — была 27-ти летней афганкой, которую жестоко линчевала разъярённая толпа в Кабуле , столице Афганистана 19 марта 2015 года. Причиной тому стали ложные обвинения в сожжении Корана . По мнению линчевателей, за это Фархунда должна была немедленно быть убита и отправлена в ад .
Ложное обвинение в сожжении Корана выдвинул местный мулла во время спора с женщиной. Поздние расследования полицейских подтвердили ложность этого обвинения. Всего полицейские задержали 49 человек , учувствовавших в линчевании, некоторые из осуждённых получили по 20 и 16 лет тюремного заключения. Убийство Фархунды спровоцировало массовые протесты в Афганистане и споры относительно прав женщин. В Кабуле был установлен памятник в честь Фархунды .
Хотя хаотичный самосуд в отношении женщин в Афганистане остаётся распространённым явлением, особенно в сёлах, убийство Фархунды привлекло массовое внимание общественности из-за своей откровенной жестокости и публичности .
Как и многие жители Афганистана, Фархунда была набожной мусульманкой, носившей чадру . К моменту линчевания она закончила курсы исламоведения и готовилась стать преподавательницей . Женщина хотела выйти замуж, а также мечтала стать судьёй . 19 марта 2015 года Фархунда ввязалась в громкий спор с муллой Зайнуддином у мечети Масджиди-Шахи-до-Шамшира, обвинив его в антиисламском поведении за продажу предметов, не относящихся к исламу ( амулетов , виагры и презервативов) . Спор слышали остальные прихожане. Зайнуддин, испугавшись того, что прихожане ополчатся на него за подобные обвинения, опрометчиво обвинил её в том, что она сожгла Коран. Фархунда немедленно стала отрицать это обвинение, заявив: «Я — мусульманка, а мусульмане не сжигают Коран!», однако слухи о сожжении Корана стали крайне быстро распространяться за пределами мечети и к зданию устремилась разъярённая толпа .
Когда информация об организованной толпе, желающей наказать с Фархунду дошла до ближайших полицейских, они прибыли к мечети Масджиди-Шахи-до-Шамшира и разогнали толпу выстрелами. Полицейские предложили увезти Фархунду в местный участок для её защиты, но женщина отказалась, требуя, чтобы её сопровождала женщина-полицейский для избежания лишних контактов с мужчинами не махрамами . Толпе удалось схватить Фархунду, повалить на землю, избивать и пинать. В этот момент прибыли ещё полицейские и снова разогнали толпу выстрелами в воздух. Саму женщину для её безопасности увели внутрь мечети Масджиди-Шахи-до-Шамшира. В это время толпа становилась всё больше, среди неё стали хаотично распространяться слухи, что Фархунда помимо сожжения Корана также сотрудничает с американцами. Люди начали штурмовать мечеть, а полиция заставила женщину залезть на крышу мечети. Толпа начала метать камни и доски в сторону женщины на крыше и подбили её так, что она упала в толпу . С этого момента полиция решила не вмешиваться и пассивно наблюдала за происходящем .
После этого толпа продолжала избивать и топтать Фархунду до смерти. Затем её тело кинули на дорогу, чтобы её переехала машина, затем тело привязали верёвкой к машине и волокли почти 100 метров. Затем толпа кинула её тело в высохшее русло реки и продолжала обкидывать камнями. После этого толпа решила поджечь тело, но оно не горело, так как полностью с одеждой было пропитано водой и кровью женщины . Поэтому толпа снимала с себя одежду, чтобы скинуть её на тело Фархунды и затем поджечь. «Кремация» сопровождалась ликованием и выкрикиванием такбира .
Процесс линчевания был заснят несколькими людьми, помимо обвинений в ереси, толпа выкрикивала антиамериканские и анти-демократические лозунги, обвинения в сотрудничестве американцами и работе в посольстве Франции .
Сразу после линчевания, ряд видных государственных чиновников в Facebook веря в то, что Фархунда сожгла Коран поддержали её убийство. Представитель полиции Кабула Хашмат Станекзай заметил, что «Фархунда, как и другие неверные думала, что подобными действиями и оскорблениями получит гражданство Америки и Европы. Но не достигнув своей цели она поплотилась своей жизнью» .
После того, как выяснилось, что все обвинения против Фархунды были ложными, это спровоцировало гневную реакцию среди общественности. 23 марта, на улицы Кабула вышли сотни протестующих и в качестве маршрута передвижения выбрали маршрут перемещения толпы в процессе линчевания Фархунды. Многими протестующими были женщины. Некоторые из них носили маски с принтом окровавленного лица Фархунды. Линчевание, разоблачение и последовавшие протесты привели к тому, что афганская общественность стала широко обсуждать проблемы прав женщин в Афганистане , безнаказанность религиозных фанатиков особенно против женщин и некомпетентность правоохранительных органов . Во время похорон Фархунды, гроб носили женщины, что было необычным отходом от традиции, так как это делают мужчины .
Президент Афганистана Ашраф Гани осудил убийство, назвав его «отвратительным актом крайнего насилия» и приказал провести расследование. . Впоследствии были задержаны девять человек, которых удалось опознать на видео, заснятых в процессе линчевания . Позднее были задержаны ещё 28 человек, а 13 сотрудников милиции отстранены от должности в рамках внутреннего расследования. Хашмат Станикзай, официальный представитель полиции Кабула, публично поддержавший убийство в соцсетях был уволен . Министерство хаджа и исламских дел Афганистана заявило, что не было обнаружено никаких доказательств сожжения Корана со стороны Фархунды.
К маю были задержаны уже 49 подозреваемых, четверо из которых, в том числе и мулла Зайнуддин были приговорены в высшей мере наказания — смертной казни. Приговор был вынесен 5 мая 2015 года. Еще восемь обвиняемых были приговорены к 16 годам лишения свободы . 19 мая 2015 года одиннадцать сотрудников милиции, включая начальника местной районной полиции, были приговорены к одному году лишения свободы, так как те не приложили достаточных усилий по защите Фархунды .
2 июля 2015 года апелляционный суд смягчил наказание смертной казнью до 20 и 10 лет тюремного заключения. Мулла Зайнуддин был оправдан . Это спровоцировало новую волну протестов в Кабуле . Правозащитники утверждали, что приговоры, принесённые участникам линчевания были неоправданно мягкими, так как в итоге лишь 12 из 49 обвиняемых были осуждены, а многие остальные линчеватели и вовсе не были арестованы под предлогом недостатка доказательств, хотя их можно было опознать на видео и они хвастались в участии линчевания в социальных сетях . Подобное снисходительное отношение к преступникам отражало и снисходительное отношение афганской общественности к насилию против женщин .
После принесения приговора, многие афганки жаловались в социальных сетях, что многие афганские мужчины, почувствовав безнаказанность стали в открытую приставать к женщинам и опрометчиво обвинять их в неверии в попытке навлечь на них гнев толпы. Женщины стали получать оскорбления со стороны мужчин-коллег в офисах и университетах, они также замечали, что многие мужчины глумились над смертью Фархунды, даже зная о ложности обвинений в сожжении Корана, считая, что Фархунда поплатилась жизнью за своё недостаточное благоверие, так как на видео линчевания она была слишком открыто одета (на момент линчевания Фархунда потеряла головной убор и обнажила распущенные волосы). Также афганские мужчины оправдывали убийство тем, что Фархунда поплатилась за то, что молодое поколение афганок не стремится чтить традиции и склоняется к неверию .
На следующий день после убийства, ряд афганских имамов и мулов выразили публичное одобрение линчеванию Фархунды во время пятничной молитвы в своих мечетях. Один из них — Маулави Аяз Ниязи из мечети Вазир Акбар Хан публично предупредил, что любая попытка ареста линчевателей, «защищавших Коран» кончится восстанием .
После того, как было доказано, что Фархунда не сжигала Коран, исламские учёные поспешили выразить своё возмущение во поводу произошедшего инцидента. Они называли акт линчевания противоречащим ценностям ислама , а также указывали на недопустимость самосуда . Известный пакистанский имам Абу Аммар Ясир Кадхи заметил, что признак цивилизованности нации определяется тем, на сколько оно уважительно относится к своим женщинам .