Список произведений О. Генри
- 1 year ago
- 0
- 0
Список содержит сведения о подавляющем большинстве выявленных произведений грузинского художника Нико Пиросмани (Никола́я Асла́новича Пиросманашви́ли) .
Базовым источником составления настоящего списка послужили: «Каталог произведений Нико Пиросманашвили» (217 работ по состоянию на 1982 г., далее — «Каталог Багратишвили» ) и «Список картин Нико Пиросманашвили, считающихся утерянными» (57 произведений по состоянию на 1979 г.: далее — «Список Багратишвили»), составленные Кетеван Багратишвили и опубликованные в 1984 году; дополнительным источником — «Список произведений Н. Пиросманашвили» (273 работы, в их числе 16 утраченных произведений и 19 неизвестного местонахождения), опубликованный в 1964 году в монографии Кирилла Зданевича «Нико Пиросманашвили» (далее — «Список Зданевича»).
Значительное большинство произведений Нико Пиросмани хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях двух музеев Кахетии — Сигнахского музея (в Сигнахи ) и Дома-музея Нико Пиросмани (в селе Мирзаани ) . Крупнейшим российским собранием произведений Пиросмани обладает Московский музей современного искусства (свыше 20 работ).
В соответствии со статусом наличия произведений настоящий список разделён на три части. Первые две из них составляют выявленные работы Нико Пиросмани из музейных и частных собраний: 217 произведений, описанных в Каталоге Баграташвили, и работы художника, дополнительно выявленные по позднейшим источникам. В третью часть списка включены произведения Пиросмани, местонахождение которых продолжает оставаться неизвестным, и его работы, считающиеся утраченными.
В связи с тем, что научная датировка большинства произведений Пиросмани затруднена , основная часть настоящего списка воспроизводит структуру и последовательность Каталога Багратишвили, составленного по тематическому принципу. Достоверно выявленные датировки даются по Каталогу Багратишвили, если они отсутствуют, приводятся датировки из новейших источников, а в комментариях указываются предположительные датировки из Списка Зданевича.
Х. — холст, Кл. — клеёнка (или промасленная ткань), Карт. — картон. Размеры работ приводятся в сантиметрах, первой указывается высота, второй ширина. В произведениях, исполненных маслом, техника не указывается. Кавычками выделяются авторские надписи на картинах , сделанные на русском языке, они даны с сохранением орфографии оригиналов; надписи на грузинском и армянском языках даны в переводах. Названия работ, их размеры и техника приводятся в редакции Каталога Багратишвили (в ряде случаев названия из Списка Зданевича, а также размеры и техника из новейших источников приводятся в комментариях).
Илл. |
Название.
Материал, размеры |
Год | Местонахождение | Примечание |
Косуля на фоне пейзажа
.
Карт., 98х71 |
1913 | Национальная картинная галерея Грузии |
Из собрания братьев
Ильи
и Кирилла Зданевичей;
в 1913 г. экспонировалась в Москве на выставке « Мишень » |
|
Олень
.
Кл., 138х112 |
Сигнахский музей |
Из сада «Эльдорадо» в
Ортачала
;
затем в собр. К. Зданевича |
||
Олень.
Карт., 104х91 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана А. Маркозашвили | ||
Олень.
Карт., 80,5х102 |
Собр. Л. Шенгелия (Тбилиси) | Подпись на грузинском языке: Нико Пиросманашв | ||
Идущий олень
.
Кл., 85,5х105 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. К. Зданевича | ||
Лань
.
Кл., 55х61 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собрания братьев Зданевичей | ||
Оленёнок.
Кл., 46х54 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. А. Леонидзе | ||
Оленёнок
.
Кл., 38х47 |
Собр. С. Шустера (Ленинград) | Из собр. Л. Брик — В. Катаняна (Москва) | ||
Охотник
.
Кл., 140х103 |
1907 | Государственный музей искусств Грузии | Из собрания братьев Зданевичей | |
Косуля у ручья
.
Карт., 80х100 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. братьев Зданевичей | ||
Косуля у ручья
.
Карт., 82х100 |
Из собр. А. Белиашвили (Тбилиси) | |||
Косуля у ручья.
Карт., 66х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Нико Пир»;
из собр. А. Челидзе |
||
Лань идущая.
Карт., 62х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Н. П.»;
из духана Шави Вано в Дидубе |
||
Косуля у ручья.
Карт., 70х80 |
Собр.
Д. Гедеванишвили (Тбилиси) |
Из «Белого духана» на Манглисском шоссе | ||
Идущий олень.
Карт., 67х81 |
Частное собр. (Тбилиси) | Внизу справа подпись: «Ник» | ||
Косуля с детёнышем на водопое
.
Карт., 76х98 |
Государственный музей искусств Грузии | Из мясной лавки | ||
Олени с оленёнком
.
Карт., 95х145 |
1917 |
Собр. семьи
И. Гамрекели (Тбилиси) |
Внизу в центре надпись и подпись на грузинском языке: Олень со своим детёнышем Нико Пиросманашвили — 17 г. | |
Три оленя у родника
.
Карт., 102х80 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа подпись: «Н. Пиросмани» | ||
Медведь в лунную ночь
.
Карт., 100х80 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Из собр. братьев Зданевичей
К. Зданевич: «Картон, на котором написан „единым дыханием“ медведь, выдержан в сине-серой гамме глубоких тонов. Ночь. Тёмно-синее небо украшено белой луной, ярко освещающей развалины, медведя и поваленное дерево, на котором он застыл, подобно сомнамбуле, осторожный, готовый исчезнуть, — видение лунной ночи. Тёмный страх ожидания — вот что изображает этот шедевр Пиросмани. Дерево второго плана выполнено тонкой кистью, горизонтальными длинными мазками, обрисовывающими могучий ствол великолепных объёмных форм». |
||
Медведица со своими медвежатами.
Карт., 100х140 |
1917 | Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: Медведица со своими медвежатами Нико Пиросманашвили. 17 г.;
дар Д. Шеварднадзе |
|
Медведица со своими медвежатами.
Карт., 100х139 |
Дом-музей Нико Пиросмани | Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: Медведица со своими медвежатами Нико Пиросманашв | ||
Белая медведица с медвежатами
.
Карт., 80х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Н. Пиросмана»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Медведь
.
Карт., 80х109 |
Собр.
И. Нонешвили (Тбилиси) |
|||
Медвежонок
.
Карт., 70х59 |
Государственный музей искусств Грузии | Приобретена в 1930 г. | ||
Белый медведь.
Карт., 80х99 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. А. Леонидзе | ||
Белая медведица с медвежатами.
Карт., 72х94 |
Государственный музей искусств Грузии | |||
Лев и солнце
.
Карт., 80х100 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. А. Микадзе | ||
Лев.
Карт., 80х100 |
Сигнахский музей |
Из собрания П. Метревели;
по мнению Э. Д. Кузнецова , эта работа «очень слабая по живописным качествам, вызывает сомнение в авторстве Пиросманашвили» |
||
Сидящий жёлтый лев
.
Карт., 99х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре подпись: «Н. П.»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Иранский лев
.
Карт., 80х100 |
Собр.
И. Андроникова (Москва) |
Первоосновой композиции, написанной Пиросмани по заказу одного из тифлисских персов, стало изображение геральдического льва (с мечом в лапе и с солнцем за спиной) на спичках персидского производства;
из духана «Вершина Эльбруса» у Майдана |
||
Чёрный лев
.
Кл., 110х139 |
В 2008 г. в частном собр. (Москва) |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала)
;
в 1964 г. в собр. К. Зданевича ; затем в собр. М. Кутателадзе (Тбилиси) |
||
Шакал
.
Карт., 80х99 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Н. Пиросманаш»
;
из собр. К. Зданевича |
||
Лиса.
Карт., 38х81 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа подпись: «Н. П» | ||
Лиса.
Карт., 38х81 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа подпись: «Н. П» | ||
Лисица на цепи
.
Карт., 31х81 |
Собр.
А. Чудновского (Ленинград) |
Выявлена А. Бажбеук-Меликяном | ||
Заяц
.
Кл., 33х81 |
Государственный музей искусств Грузии | |||
Жираф
.
Кл., 138х112 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала);
с 1915 г. в собр. К. Зданевича |
||
Жираф на чёрном фоне
.
Карт., 100х80 |
Собр.
Е. Евтушенко (Москва) |
В 1964 г. в собр. И. Нонешвили (Тбилиси) | ||
Орёл поймал зайца
.
Карт., 100х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собр. братьев Зданевичей
.
К. Зданевич приводил слова Н. Пиросмани об этой картине: «Всё в жизни имеет две стороны: добро и зло. <…> Орёл огромный, беспощадный, он терзает маленького зайчика. Орёл — это царский орёл, а зайчик… это мы с вами» . |
||
Чёрная буйволица на белом фоне
.
Карт., 81х100 |
Собр. Д. Шенгелия (Тбилиси) | |||
Белая корова на чёрном фоне
.
Карт., 80х100 |
Собр.
И. Андроникова (Москва) |
|||
Белая свинья с поросятами
.
Карт., 80х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Н. Пиросмана»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Кабан
.
Кл., 55х74 |
Государственный музей искусств Грузии | Приобретена в 1930 г. | ||
Коза
.
Кл., 49х80 |
Государственный музей искусств Грузии | |||
Коза.
Карт., 51х79 |
Государственный музей искусств Грузии | Передана из Грузинского общества культурных связей с заграницей в 1949 г. | ||
Баран
.
Карт., 49х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собр. К. Зданевича
К. Зданевич: «На берегу реки Куры Нико не раз видел, как двое баранов-„бойцов“, увенчанных изогнутыми рогами, ожесточённо бьются, добывая славу своему хозяину». |
||
Баран.
Карт., 80х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собр. К. Зданевича;
по свидетельству Г. Леонидзе , картина висела в духане брата извозчика Озманашвили, около вокзала |
||
Петух и наседка с цыплятами.
Карт., 66х81 |
Собр.
Н. Тарасашвили (Тбилиси) |
Внизу слева подпись: «Н. Пиросманш»; выявлена Л. Гудиашвили | ||
Петух и наседка с цыплятами.
Карт., 66,5х77 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу слева подпись: «Н. П» | ||
Наседка с цыплятами
.
Карт., 29х35 |
Собр. П. Церетели (Тбилиси) | Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: Наседка с цыплятами Н. Пиросман | ||
Наседка с цыплятами
.
Карт., 67х79 |
: Московский музей современного искусства | В 1964 и 1982 г. в собр. семьи Т. Табидзе (Тбилиси) | ||
Девочка и гусыня с гусятами
.
Карт., 80х100 |
Собр. семьи
Т. Табидзе |
Внизу в центре надпись и подпись: «Девочка и гусь с гусятами Н. Пиросманаш»
В 2009 г. в частной коллекции (Москва) |
||
Мужчина в бурке с быком.
Карт., 78х108 |
: Московский музей современного искусства | Из собр. И. Абашидзе (Тбилиси) | ||
Женщина доит корову
.
Карт., 81х100 |
1916 | Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись и дата: «Н. Пиросманаш 1916 г»
;
из собр. братьев Зданевичей |
|
Женщина доит корову.
Карт., 71х104 |
Государственный музей искусств Аджарии | Внизу в центре подпись: «Н. Пиросманш.» | ||
Татарин — погонщик верблюдов
.
Карт., 100х99 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Внизу в центре надпись и подпись на грузинском языке: Татарин — погонщик верблюдов Нико Пиросманашвили;
из собрания П. Метревели |
||
Бык-бугай
.
Карт., 70х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре подпись на грузинском языке: Нико Пиросманашв.
Приобретена в 1930 г. |
||
Мальчик на осле
.
Кл., 99х80 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собрания А. Леонидзе;
по свидетельству Г. Леонидзе, картина висела в духане брата извозчика Озманашвили, около вокзала |
||
Лекарь на осле
.
Карт., 80х100 |
Сигнахский музей |
Внизу справа подпись: «Н. П»;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Деревенский двор
.
Карт., 79х107 |
Собр. семьи
И. Гамрекели (Тбилиси) |
Внизу слева подпись: «Н. Пиросманаш» | ||
Деревня.
Карт., 79х107 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «Н. Пиросманаш»;
из собр. И. Гванцеладзе |
||
На гумне.
Карт., 72х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева подпись: «Нико Пирсманаш»;
из духана Шави Вано в Дидубе |
||
Гумно в грузинской деревне
.
Карт. на холсте, 80,4х101,7 |
1910
—1912 |
Государственная Третьяковская галерея | Поступила в 1927 г. с выставки «Искусство народов СССР» | |
На гумне. Вечер.
Карт., 77х106 |
Дом-музей Нико Пиросмани |
Внизу в центре подпись: «Н. Пиросманаш»;
выявлена С. Чиковани на чердаке здания Союза писателей Грузинской ССР |
||
Пекут хлеб
.
Карт., 34х42 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре надпись и подпись на грузинском языке: Пекут хлеб Н. Пиросманаш
из собр. А. Халхулаури |
||
Ортачальская красавица.
Кл., 52х111 |
Государственный музей искусств Грузии | Привезена Г. Леонидзе из Гори | ||
Ортачальская красавица с веером
.
Кл., 109х49 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала);
с 1915 г. в собр. К. Зданевича |
||
|
Ортачальские красавицы. Диптих
.
Кл. 52х117, 52х117 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала); с 1915 г. в собр. К. Зданевича
.
К. Зданевич приводит слова Н. Пиросмани о грехопадении, о его понимании зла и добра, воплощаемом в чёрно-белом контрасте: «Белый цвет — это цвет любви. <…> Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я их помещаю на чёрном фоне чёрной жизни, но у них есть любовь к жизни — это цветы, помещённые вокруг их фигур, и птички у плеча. Я пишу их в белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех». |
|
Женщина с кружкой пива
.
Кл., 114х90 |
Государственный музей искусств Грузии | Подпись: «Ж. Н. П.» ; из собрания М. Ле-Дантю (куплена им летом 1912 г. в духане «Новый свет» в Сабуртало ) и экспонировалась весной 1913 г. в Москве на выставке «Мишень» | ||
Женщина с лилиями и зонтиком
.
Кл., 113х53 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. К. Зданевича | ||
Актриса Маргарита
.
Кл., 117х94 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Внизу слева надпись: «Актриса. Маргарита»; справа подпись: «Н. Пиросманашвили»
;
из собр. братьев Зданевичей ; |
||
Женщина, лежащая на тахте
.
Кл., 22х34 |
Государственный музей искусств Грузии |
Картина приобретена в 1930 г.;
по свидетельству Г. Леонидзе, висела в духане Месхешвили |
||
Грузинка с бубном
.
Кл., 110х89 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии | Внизу дата и подпись: «1906 г. Ж. Н. П. 5 [руб.]»; из духана Шави Вано в Дидубе | |
Грузинка в лечаки
.
Кл., 112х90 |
Собр. семьи | |||
Женщина с бубном.
Кл., 115х46 |
Собр. С. Шустера (Ленинград) | Ранее в собр. Г. Костаки (Москва) | ||
Грузика в парадном лечаки.
Кл., 92х86 |
Частое собрание, США | Ранее в собр. С. Цвейга ; | ||
Грузинка
.
Кл., 118х89 |
Сигнахский музей | Надпись и подпись на грузинском языке: слева — Грузинка, справа — Нико; из собр. М. Тоидзе | ||
Девочка с воздушным шаром
.
Карт., 75х55 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу слева надпись: «Девочка шаромъ»; справа подпись и цена: «Н. П. 5 руб.» | ||
Девочка с воздушным шаром
.
Карт., 65х41 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собр. А. Микадзе;
по свидетельству Г. Леонидзе, в 1922 г. картина висела в духане мясника Мартиашвили |
||
Девочка с красной лентой
.
Карт., 35х27,5 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. А. Леонидзе | ||
Девочка в синем платье
.
Карт., 81х50 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа подпись: «Нико Пиросманаш.» | ||
Лежащая женщина
.
Кл., 95х114 |
Собрание
Т. Александровой — И. Попова (Москва) |
На свитке надпись на грузинском языке: Посмотрите, в каком я состоянии, всё же да здравствуют добрые люди | ||
Женщина с пасхальными яйцами
.
Карт., 80х55 |
Дом-музей Нико Пиросмани |
Вверху слева надпись: «Х. В», справа внизу подпись: «Н. Пиросман.»;
в 1964 г. в собр. Е. Ахвледиани (Тбилиси) |
||
Женщина с пасхальными яйцами (часть картины).
Карт., 54х54 |
Национальная картинная галерея Грузии | Из собр. Н. Цвитишвили | ||
Сестра милосердия (часть диптиха)
.
Карт., 80х51 |
Частное собр. (Тбилиси) |
Внизу слева надпись: «Сестра мила сердье», справа подпись: «Н. Пиросман.»; по свидетельству Г. Леонидзе, в 1922 г. «Сестра милосердия» и «Раненый солдат» висели в духане брата извозчика Озманашвили, около вокзала;
в 1964 и 1982 гг. в собр. И. Нонешвили |
||
Раненый солдат (часть диптиха)
.
Карт., 80х52 |
1914
—1916 |
Московский музей современного искусства |
Внизу слева надпись: «Ранинъ солдат», справа подпись: «Н. Пиросман»;
в 1964 и 1982 гг. в собр. К. Лордкипанидзе |
|
Ашуг
.
Кл., 35х24,5 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. К. Зданевича | ||
Грузинка с
тари
.
Карт., 96х65 |
Собр.
У. Джапаридзе (Тбилиси) |
Внизу справа подпись на грузинском языке: Нико Пиросмана; на русском языке: «П. З. К. К.» — По заказу Карапета Карапетова (?) | ||
Кормилица с ребёнком
.
Кл., 109х78 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала);
с 1915 г. в собр. К. Зданевича |
||
Крестьянка с детьми идёт за водой
.
Кл., 111х92 |
Государственный музей искусств Грузии | Приобретена в 1930 г.; по свидетельству Г. Леонидзе, в 1922 г. картина висела в духане брата извозчика Озманашвили, около вокзала | ||
Крестьянка с детьми идёт за водой
.
Карт., 80х90 |
Кутаисская галерея изобразительного искусства |
Внизу надпись и подпись: «Грузинка с детми. Нико Пиросманашви»;
из собр. А. Белиашвили |
||
Женщина с вёдрами
.
Карт., 100х79 |
Государственный музей искусств Грузии | Изображена русская женщина по имени Маруся, разносчица воды и мойщица посуды в духане А. С. Арутюнова (у вокзала). Он рассказывал в начале 1960-х: «Нико был неравнодушен к этой женщине и однажды сказал мне: „Хочешь, я нарисую тебе эту женщину?“. И получив моё согласие, Нико нарисовал её с коромыслом на плечах. Картина долго висела на стене в моём духане, но куда она делась впоследствии — не знаю». Затем Кетеван Багратишвили пригласила Авеля Арутюнова в Музей, показала ему «Женщину с вёдрами», и он подтвердил: «Да, это наша Маруся, это именно та картина, о которой говорили и которая висела в моём духане». | ||
Сона, играющая на гармони.
Карт., 101х71 |
Дом-музей Нико Пиросмани |
Внизу справа подпись на грузинском языке: Нико Пиросманашвили;
картина : она написана в Мирзаани, после праздника в честь завершения строительства дома Пиросмани; поступила из Краеведческого музея, г. Сигнахи |
||
Вывеска с изображением грузинки.
Жесть, 80х66 |
Государственный музей искусств Грузии | |||
Крестьянка с сыном
.
Кл., 75х56 |
Сигнахский музей | Из духана Н. Баядзе, около вокзала; затем в собр. К. Зданевича | ||
Крестьянин с сыном
.
Карт., 75х56 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа надпись на грузинском языке: Отец с сыном
Из собр. П. Метревели ; обе картины написаны по заказу Н. Боядзе |
||
Мальчик несёт обед
.
Кл., 82х48 |
Государственный музей искусств Грузии | Приобретена в 1930 г. | ||
Мальчик — продавец дров
.
Кл., 111х90 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из духана Н. Баядзе; с 1920 г. в собр. братьев Зданевичей.
К. Зданевич особо выделял эту картину, в которой с редким мастерством обыгрывались почти не закрашенные фрагменты чёрной клеёнки, называя её «триумфом фактурного мастерства в творчестве Нико Пиросмани» . |
||
Охотник с ружьём и капканом
.
Кл., 120х100 |
Собр. семьи
Д. Какабадзе (Тбилиси) |
|||
Рыбак в красной рубашке
.
Кл., 111х90 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Внизу справа подпись: «Ж. Н. П»;
из духана Шави Вано в Дидубе |
||
Рыбак среди скал
.
Кл., 114,6х93,7 |
1906 | Государственная Третьяковская галерея | Внизу справа подпись: «Н. Пиросманашвили»; поступила в 1927 г. с выставки «Искусство народов СССР» | |
Молодой рыбак
.
Карт., 46х73 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа подпись: «Н. Пиросман»; выявлена Т. Табидзе | ||
Путешественник (часть картины)
.
Линолеум, 57х48 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу справа надпись: «Путешественник…», подпись: «Нико»; выявлена Колау Чернявским в парикмахерской на Песках | ||
Старик нищий
.
Карт., 110х68 |
: Московский музей современного искусства |
Из собр.
Д. Цицишвили (Тбилиси) |
||
Муша
Сосо
.
Кл., 77х42 |
Сигнахский музей |
Надпись и подпись на грузинском языке:
справа — Рабочий, ниже — Н. Пиросман. из собр. Ивана Кеквадзе ; в 1982 в собр. Н. Татишвили (Тбилиси) |
||
Муши с бурдюком и с бочонком (диптих)
.
Кл., 51х34, 51х34 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собрания И. Лукашвили | ||
Дворник
.
Кл., 105х46 |
1905 | Государственный музей искусств Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала); с 1915 г. в собр. К. Зданевича
Э. Д. Кузнецов о фольклорных корнях образа: «„Дворник“ — это не только реальный дворник, живший когда-то, и не только символический образ — запуганный правопорядком носитель этого правопорядка, — но и пришелец из леса, подобный античному фавну , или русскому лешему , или популярным героям грузинских преданий — каджи (лесному чёрту, поросшему шерстью) и очокочи (козлочеловеку)» . |
|
Шарманщик
.
Кл., 107х47 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала);
с 1915 г. в собр. К. Зданевича |
||
Пастух в бурке на красном фоне
.
Кл., 100х53 |
: собр. Иветы и Тамаза Манашеровых (Москва) | В 1964 и 1982 гг. в собр. семьи Д. Какабадзе | ||
Саркис, наливающий вино
.
Кл., 105х110 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. И. Кеквадзе ; в 1964 и 1982г. в собр. семьи И. Фрих-Хара (Москва) | ||
Портрет духанщика на красном фоне
.
Кл., 82х61 |
Государственный музей искусств Грузии | Выявлена в 1919 г. духане Шави Вано в Дидубе | ||
Маленький
кинто
.
Кл., 77х38 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана Шави Вано в Дидубе | ||
Мальчик в национальном костюме
.
Кл., 57х36 |
Собрание семьи
М. Чиаурели (Тбилиси) |
|||
Повар
.
Кл., 106х46 |
Государственный музей искусств Грузии |
Портрет реального повара Григола, славящегося своим мастерством, из заведения Г. Титичева (сад «Эльдорадо» в Ортачала)
;
с 1915 г. в собр. К. Зданевича |
||
Портрет состоятельного крестьянина.
Кл., 93х50,5 |
Государственный музей искусств Грузии | Приобретён в 1930 г. | ||
Сын богатого кинто
.
Кл., 61х32 |
Собр. Л. Брик — Катаняна (Москва) |
Из сада «Эльдорадо» в Ортачала;
по свидетельству Г. Леонидзе, картина долгое время висела в духане мясника Мартиашвили ; в январе 1913 г. приобретена И. Зданевичем в духане Н. Месхиева, на ул. Черкезишвили, 70 |
||
Портрет поэта Ильи Зданевича
.
Х., 150х120 |
1913 | Собр. С. Шустера (Ленинград) | Написан в январе, весной 1913 г. экспонировался в Москве на выставке «Мишень» ; позднее — в собр. Т. Александровой — И. Попова (Москва) | |
Портрет железнодорожника. Миша Метехели.
Жесть, 92х70 |
Собр. И. Сановича (Москва) |
Внизу надпись на грузинском языке: М. Д. М.
фон, вероятно, не авторский ; портрет выявлен Г. Лежава в 1927 г., в семье Метехели; в начале 1960-х Елена Михайловна Метехели, дочь Михаила Дмитриевича, рассказывала, что Г. Лежава взял портрет на выставку, после чего о местонахождении портрета семье ничего не было известно |
||
Портрет Александра Гаранова
.
Кл., 109х90 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева надпись и дата: «Александре Гарановъ. 1906 г. 8 июнь», справа подпись: «Ж. Н. П»;
из духана Шави Вано в Дидубе |
|
Мужчина с рогом вина (Портрет Мелитона Чхеидзе).
Кл., 109х68 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии |
Вверху надпись и подпись на грузинском языке и дата: Да здравствует Мелитон Давидович Чхеидзе 28 ноября 1906 г. Худ. Нико
;
из собр. Габисония |
|
Князь с рогом вина
.
Кл., 116х94 |
Государственный Русский музей | Картина поступила в 1930 г. из Государственной Третьяковской галереи | ||
Карачохели
с рогом вина.
Кл., 115х94 (?) |
: собр. М. Кашаровского (Москва) | В 1982 г. в собр. С. Навашина (Москва) | ||
Портрет
Георгия Саакадзе
.
Карт., 99х69 |
Сигнахский музей |
Справа надпись и подпись на грузинском языке: Саакадзе великий
моурави
Нико Пиросманашв.
из собрания Л. Гудиашвили ); по свидетельству Г. Леонидзе, портрет висел в парикмахерской Гогиташвили |
||
Царь
Ираклий II
.
Кл., 103х68 |
Сигнахский музей | |||
Царица Тамар
.
Карт., 81х50 |
Сигнахский музей | Слева неразборчивая надпись и подпись на грузинском языке: Пиросмана | ||
Царица Тамар
.
Жесть, 64х56 (овал) |
Государственный музей искусств Грузии | Вверху в центре надписи: «Ц. Г. Тамара», на грузинском языке: Царица Тамар, внизу подпись: «Н. Пиросмановъ» | ||
Царица Тамар
.
Карт., 99х70 |
Собр.
А. Белиашвили (Тбилиси) |
Слева надпись и подпись на грузинском языке: Царица Тамар Нико Пир | ||
Царица Тамар со свитком в руке.
Карт., 99х70 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: Царица Тамар Нико Пиросманашв | ||
Царица Тамар.
Карт., 100х70 |
1915 (?) | Из собр. И. Мегрелидзе — Нино Швангирадзе; затем в собр. Музея дружбы народов Академии наук Грузинской ССР (Тбилиси) | ||
Шота Руставели.
Карт., 99х70 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: [Шо]та Руставели Нико Пиросманашв | ||
Шота Руставели.
Карт., 99х70 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева надпись и подпись на грузинском языке: [Шо]та Руставели Нико Пиросманашв;
из духана Мамисонашвили |
||
Портрет Шота Руставели за столом
.
Карт., 82х65 |
Собр.
А. Белиашвили |
|||
Шота Руставели
.
Кл., 83х57 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана Шави Вано в Дидубе | ||
Шота Руставели.
Карт., 100х70 |
Дом-музей Нико Пиросмани |
Внизу надпись и подпись на грузинском языке: [Шо]та Руставели Нико Пиросманаш;
Из собр. И. Мегрелидзе — Н. Швангирадзе, затем в собр. Музея дружбы народов Академии наук Грузинской ССР (Тбилиси) (см. выше: портрет царицы Тамар из Музея дружбы народов) |
||
Шота Руставели и царица Тамар
.
Карт., 80х90 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу надпись и подпись на грузинском языке: в левой части, слева — Шота Руставели, справа — Нико Пиросманашв; в правой части, слева — Царица Тамар, справа — Нико Пиросманашв
;
«слева Руставели пишет в толстой книге, положенной на колено (на голове традиционная шапочка с пером, позади флаг с изображением Георгия Победоносца , покровителя Грузии), справа — царица Тамар стоит в повелительной позе со свитком в руке» |
||
Вывеска: Винный погребъ Распивочно и на выносъ
.
Жесть, 57х140 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из духана на Молоканской улице; позднее в собр. А. Леонидзе
;
слова «Винный погреб» сделаны шрифтовиком-профессионалом (возможно, на ранее имевшейся вывеске Пиросмани обновлял изображение и под старой надписью своими быстрыми и не очень ловкими буквами подписал: «Распивочно и на вынос») |
||
Вывеска винного погреба: Кахетинское вино Карданах Н. И. Созашвили
.
Жесть, 98х178 |
Государственный музей искусств Грузии |
Надписи: на грузинском языке — Склад кахетинского вина «Карденахи» Н. И. Созашвили, на русском языке — «Кахетинское вино Карданах»;
из винного погреба Созашвили «Карданах» на Молоканской улице, 23 ; позднее в собр. А. Леонидзе |
||
Вывеска: Холодное пиво.
Жесть, 126х69 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Надписи: «Холодный пиво», ниже на грузинском языке — Холодное-холодное пиво;
Из собрания И. Гванцеладзе |
||
Вывеска: Чай — пиво
.
Жесть, 140х72 |
В 2009 г. в частном собр. (Москва) |
Надпись: «Чай-пиво и лимонадъ сельтерская раз, креп напитковъ»;
выявлена К. Чернявским; в 1964 и 1982 гг. в собр. Л. Брик — В. Катанян |
||
Вывеска: Пивная Закатала
.
Кл., 92х120 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана И. Манташева | ||
Вывеска: Царапи.
Кл., 58х138 |
Дом-музей Нико Пиросмани |
Надписи на грузинском языке: в центре — Царапи; слева и справа:
Вино кому не понравится Оно для нас — причастие Иногда нас заставляют его пить, Иногда пить его — самому приятно Довольно, зачем жалеть Полный вином бурдюк Магометанин тебя не вспомнит Если перед ним стоит поднос с пловом (из Краеведческого музея, г. Гурджаани ) |
||
Пасхальный ягнёнок
.
Кл., 55х61 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. М. Тоидзе | ||
Пасхальный ягнёнок
.
Кл., 72х114 |
Государственный музей искусств Грузии |
Надписи: «ХВ»; на грузинском языке — Слава Богу, что дожили до Пасхи. Христос воскрес, воистину; на армянском языке — Христос воскрес из мёртвых Да будет благословенно Воскресение Христа
;
из собр. Д. Шеварнадзе |
||
Барашек и пасхальный стол с летающими ангелами
.
Карт., 80х100 |
Сигнахский музей | Из собр. К. Зданевича | ||
Пасхальный барашек
.
Кл., 42х60 |
1914 |
: собр.
М. Кашуро |
Внизу в центре подпись и дата: «Нико Пиросман. 1914 г. 6 апре[ля]»
из духана «Дарданеллы» у Воронцовского моста |
|
Вознесение Христа
.
Жесть, 90х60 |
Собр. С. Шустера (Ленинград) | В 1964 г. в собр. Г. Костаки (Москва) | ||
Натюрморт (Натюрморт с рыбой
)
.
Кл., 102х135 |
Национальная картинная галерея Грузии | Из собр. Чарквиани | ||
Натюрморт
.
Жесть, 36х73 |
Государственный музей искусств Грузии |
Надписи: наверху на грузинском языке — Да здравствует хлебосольный человек; внизу на русском языке — «Да здрастуйтъ хѣба солнаго чѣлове…»; в центре композиции глиняный доки (кувшинчик для вина) под ним — хлебец-шоти, похожий на лодочку
;
из собр. Д. Шеварднадзе |
||
Натюрморт
.
Кл., 20х71,5 |
1912 | Государственный музей искусств Грузии | Из погреба Бего Яксиева (Якишвили) на Песковской улице, 40; с 1913 г. в собр. братьев Зданевичей ; экспонировался весной 1913 г. в Москве на выставке «Мишень» | |
Натюрморт с бурдюком (вывеска).
Жесть, 23х99 |
: собр. Ш. Бреуса (Москва) | В 1982 г. в собр. С. Шустера (Ленинград) | ||
Натюрморт
.
Жесть, 50х58 |
Собр. Л. Брик — В. Катаняна (Москва) | |||
Натюрморт с головкой сахара
.
Жесть, 40х52 |
Собр.
Т. Александровой — И. Попова |
Из духана «Дарданеллы» у Воронцовского моста или из духана в Дидубе | ||
Погонщик с верблюдом.
Карт., 80х99 |
Собр. И. Сановича (Москва) | Внизу справа подпись: «Нико Пиросманашв.» | ||
Свири
.
Линолеум , 63х197 |
Национальная картинная галерея Грузии | Из собр. Г. Леонидзе, по его свидетельству, картина висела в духане Шавробашвили | ||
Праздник на реке Цхенисцкали
.
Кл., 112х197 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа надпись: «Праздникъ Цхенисъ Цкали;
из духана «Рача», позднее в собр. Д. Шеварднадзе |
||
Свадьба в Грузии былых времён
Кл., 112х197 |
1916 | Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа надпись и подпись на грузинском языке: Свадьба в Грузии былых времён Нико Пиросманашв.
Передана автором в дар Обществу грузинских художников в начале лета 1916 г. |
|
Церковный праздник в Картли
Кл., 113х212 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре подпись: «Нико Пиросманаш.»
Приобретена в 1927 г. на базаре директором Национальной галереи Грузии Д. Шеварднадзе |
||
Молебствие в деревне
.
Карт., 79х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа подпись: «…ют 1860 г. Н. Пиросманаш.»;
из собр. Г. Леонидзе, по его свидетельству, картина висела в духане мясника Мартиашвили; в 1930 г. Леонидзе передал её в Национальную галерею Грузии |
||
Праздник в Болнис-Хачини
.
Карт., 140х260 |
Государственный музей искусств Грузии |
По свидетельству Г. Леонидзе, картина висела в парикмахерской Гогиташвили;
передана музею Грузинским обществом культурных связей с заграницей в 1949 г. |
||
Праздник св. Георгия в Болниси
.
Карт., 79х263 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева надпись на грузинском языке: Место паломничества Карапета Карапетова Праздник Болнисского святого Георгия; внизу в центре подпись на русском языке: «Николай Пиросманаш.»;
Из собр. Д. Церетели |
||
Кахетинский эпос (Алазанская долина)
.
Кл., 87х530 |
Государственный музей искусств Грузии |
Справа подпись: «Николай Пиросманаш.»;
картина выявлена, приобретена и передана в дар музею Д. Шеварднадзе |
||
Путешествие на арбе.
Карт., 72х99 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. Гегушадзе | ||
Семья на арбе.
Карт., 70х90 |
1909 |
Собр. семьи
М. Чиаурели |
Слева надпись: «По заказу К. К. И. Ж.», справа внизу подпись и дата: «1909. ц. 30 р. Нико»;
из сада «Сан-Суси» в Сабуртало |
|
Паломники едут в монастырь (Телетоба
)
.
Кл., 80х110 |
Собр. семьи
Д. Какабадзе (Тбилиси) |
Внизу слева надпись: «По заказу Бего Екиева. 30 р.» (Бего Яксиева), справа подпись: «Н. П» | ||
Кутёж перед двухэтажным домом (часть картины)
.
Карт., 49х74 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собрания М. Тоидзе | ||
Кутёж четырёх горожан (торговцев)
.
Кл., 107,5х202 |
Государственный музей искусств Грузии | Э. Кузнецов о двух фигурах слева — «человека, стоящего сбоку, с рогом для вина в руке, а за ним ещё и мальчика с бутылкой»: «Надо знать, что это хозяин духана. Пирушка не могла начаться без того, чтобы он не подошёл (со слугой, несущим вино, или без него), налил себе и выпил, сказав несколько напутственных слов — как бы благословляя собравшихся». | ||
Кутёж пяти князей
.
Кл., 104х194 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева дата: «1906 6 июнь», справа подпись: Ж. Н. П»;
из духана Шави Вано в Дидубе |
|
Кутёж с шарманщиком Датико Земель
.
Кл., 106х198 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии |
Слева внизу надпись и дата: «Датико. Земелъ 1906 г. 8. июнь», справа подпись: «Ж. Н. П.»;
приобретена Национальной галереей Грузии в духане Шави Вано в Дидубе |
|
Кутёж
молокан
.
Кл., 112х177 |
Сигнахский музей | Картина выявлена М. Ле-Дантю в духане Шави Вано в Дидубе; в 1964 г. в собр. К. Зданевича; в 1982 г. в собр. Дома-музея Нико Пиросмани | ||
Кутёж горожан в лесу
.
Кл., 117х117 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу на каждом персонаже надпись: «Гиорги Давидъ З[…] Якоб […]»;
картина передана в дар музею Д. Шеварнадзе в 1930 г. |
||
Кутёж трёх князей на лужайке
.
Кл., 120х138 |
Государственный музей искусств Грузии |
Справа подпись: «Нико Пиросмана»;
из собрания братьев Зданевичей ; Илья Зданевич записал со слов Нико Пиросмани (1913): «„Трёх князей“ писал девять дней. Это князь Гульбатов и его двоюродные братья Чавчавадзе»; заказчики вернули художнику картину по причине её «уродливости» ; приобретена музеем в 1930 г. |
||
Кутёж.
Кл., 113х177 |
1905
—1907 |
Музей Востока (Москва) | Из собр. Д. Какабадзе | |
Кутёж в виноградной беседке
.
Кл., 140х114 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана Маркозашвили на Вокзальной улице; затем в собр. К. Магалашвили | ||
Двое грузин у марани
.
Кл., 101х216 |
Собр. И. Сановича (Москва) | Марани — большой сосуд для вина (винохранилище) | ||
Кутёж Гвимрадзе
.
Кл., 123х210 |
Государственный музей искусств Грузии |
Надписи на грузинском языке на каждом персонаже: Антимо Каландадзе, Мина Константинович Ситаташвили, Матэ Давидович Гвимрадзе, молодые Каландадзе; справа подпись — Нико Пиросманашвили; внизу — «Ц. 30. р»;
из собр. К. Чернявского , выявлена им в духане «Рача»; в 1930 г. приобретена у него в музей |
||
Обед тифлисских торговцев с граммофоном
.
Кл., 176х116 |
Собр. Э. Стивенса (Москва) | Справа внизу подпись: «Н. Пиросман» | ||
Семейный пикник
.
Кл., 66х102 |
1907 | Государственный музей искусств Грузии |
Вверху в центре надпись на грузинском языке: Да здравствует компания Бего доброй жизни. Да умножит всех Бог;
выявлена Д. Какабадзе, в 1964 г. в собр. К. Симонова — Л. Жадовой ; На картине «запечатлены друзья, пришедшие к гостеприимному Бего Яксиеву <…>, и есть серьёзные основания узнавать в одном из них (мужчина в шляпе) самого художника» |
|
Семейная компания.
Кл., 116х170 |
1909 | Государственная Третьяковская галерея |
Внизу слева надпись: «Семѣная копанiя», справа подпись: «Н. Пиросманашвили»;
поступила в 1929 г. из Главного управления по делам искусств |
|
Пасхальный кутёж
.
Кл., 72х165 |
1906 | Государственный музей искусств Грузии |
Вверху надписи: на грузинском языке — Слава Господу, что дожили до Пасхи. Христос воскрес, воистину. Да здравствует… дружба; на армянском языке — Христос воскрес из мёртвых, да будет благословенно Воскресение Христа; внизу справа подпись — «Ж. Н. Пиросманашвили»;
в 1964 г. в собр. К. Симонова — Л. Жадовой |
|
Крцаниси
.
Кл., 93х116 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу надпись и подпись на грузинском языке: слева — Крцаниси, справа — Нико;
из собр. М. Тоидзе |
||
Фаэтон и ночной кутёж
.
Карт., 70х103 |
Собр. К. Багратишвили — А. Джишиашвили (Тбилиси) | Выявлен Н. Месхиевым; в 1964 г. в собр. С. Чиковани (Тбилиси) | ||
Пир во время сбора винограда
.
Кл., 105х349 |
Государственный музей искусств Грузии |
Картина выявлена Д. Шеварднадзе, приобретена им и подарена музею в 1919 г.
К. Зданевич: «За столом чинно сидят моколаке (горожане) <…> Стоят сзади стола, трое зурначей услаждают обедающих игрой на двух дудуки и барабане. Повар в белом угощает гостей шашлыком, официант во фраке несёт на блюде индейку, другой повар выводит на цепи медведя, поднявшегося на задние лапы. По бокам картины собирают и давят виноград крестьяне, превращая его в сладкое мачари (молодое вино)». |
||
Сбор винограда
.
Кл., 118х184 |
Сигнахский музей | Внизу справа подпись: «Ж. Н. П.» и надпись на грузинском языке неразборчиво: цена 20 | ||
Сбор винограда
.
Кл., 126х297 |
Сигнахский музей | Из собрания А. Леонидзе | ||
Большой марани в лесу
.
Жесть, 100х170 |
Национальная картинная галерея Грузии | Э. Д. Кузнецов: «…не лишённый лёгкой иронии и оттенка загадочности сюжет, построенный на взаимоотношениях исполинского винного сосуда ( квеври ) и маленькой лисы, с любопытством осматривающей его» . | ||
Ишачий мост
.
Кл., 93х117 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Надпись и подпись на грузинском языке: внизу слева — Ишачий мост, справа — Нико;
из собр. И. Тоидзе ; К. Зданевич: «В картине четыре группы тбилисских горожан, веселящихся ночью на берегу реки. Среди них танцоры, музыканты, старики, слуги. Изображены ещё медведь на цепи, ослик, боевой баран <…> Деревья и горы по обе стороны картины образуют контурами бокал ночного неба». |
||
Панно в шести картинах
.
Кл., 180х380 |
Государственный музей искусств Грузии |
На каждой композиции надпись: «Ишачий мост», «Св. Антон», «Кахет», «Дорога Ширак», «Св. Давид», «Бела Кани» (местность около Тбилиси);
из духана Зазанашвили, затем в собр. Д. Шеварднадзе |
||
Арсенальная гора ночью
.
Кл., |
Национальная картинная галерея Грузии |
Из собрания Н. Баядзе, в 1920 г. приобретена К. Зданевичем, затем в собр. Л. Брик
, в 1982 г. в собр.
Л. Арагона
(Париж)
;
в 2015 г. приобретена на аукционе Кристис бизнесменом Б. Иванишвили и |
||
Тифлисский фуникулёр
.
Кл., 112х90 |
Национальная картинная галерея Грузии | Выявлена З. Валишевским | ||
Паром в Дидубе
.
Кл., 105х198 |
Национальная картинная галерея Грузии |
Внизу справа подпись: «Ж. Н. П»
;
из собр. духанщика И. Шарумова (Шави Вано) |
||
Охота и вид на Чёрное море
.
Кл., 105х358 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу надписи: «Охота на оленя Заказчик Мина Ситаташвили», «Туръ на гаре», «Выд чорно море», «Охота на медведин»;
Выявлена Д. Шеварднадзе в духане Ситаташвили «Рача», приобретена им и передана в дар музею в 1930 г. |
||
Охота на медведей.
Кл., 107х57 |
Государственный музей искусств Грузии | Выявлена Л. Гудиашвили и С. Маисашвили в духане Бадалова в 1930 г. | ||
Тунгусская река Емут
.
Карт., 81х100 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре надпись: «Дунгуский река Емут»:
из собр. Н. Цвитишвили |
||
Охота в Индии
.
Кл., 78х149 |
Национальная картинная галерея Грузии | Выявлена С. Клдиашвили в 1930 г. | ||
Охота (часть картины).
Кл., 22х33 |
Собр. К. Багратишвили — А. Джишиашвили (Тбилиси) | |||
Женщина — санитарный инспектор
.
Карт., 80х100 |
1916 |
Собр. семьи
М. Чиаурели (Тбилиси) |
Внизу в центре подпись на грузинском языке: Нико Пиросманашвили; слева надпись и дата: Новая женщина базарник 1916 года | |
Белый духан
.
Кл., 50х93 |
Государственный музей искусств Грузии |
Картина выявлена М. Тоидзе, приобретена им и передана в дар музею в 1920 г.
;
«Белый духан», весьма известное загородное заведение, находился на Коджорской дороге |
||
Фаэтон у столовой.
Карт., 80х100 |
1916 | Кутаисская галерея изобразительного искусства |
Внизу слева дата и надпись: «1916 г. Заказъ Михаил Окроашвили», справа подпись — «Н. Пиросман.»;
Картина выявлена М. Чиаурели |
|
Фруктовая лавка
.
Карт., 73х104 |
Дом-музей Нико Пиросмани | |||
Татарин — торговец фруктами.
Карт., 80х106 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу в центре подпись: «Н. Пиросманаш.»;
выявлена И. Гванцеладзе в пекарне на улице Черкезешвили |
||
Брат и сестра. Иллюстрация к одноимённой пьесе
В. Гуниа . Кл., 115х92 |
Государственный музей искусств Грузии |
На каждой фигуре надпись на грузинском языке: брат, сестра, Отия; справа в углу подпись — Нико;
из собр. И. Манташева ; |
||
Брат и сестра. Иллюстрация к одноимённой пьесе
В. Гуниа . Кл., 122х112 |
: собр. Иветы и Тамаза Манашеровых (Москва) |
В 1964 и 1982 гг. в собрании семьи
Д. Какабадзе ; все три картины-иллюстрации написаны Пиросмани на заказ по фотографиям сцен из спектакля |
||
Брат и сестра. Иллюстрация к одноимённой пьесе
В. Гуниа . Кл., 120х102 |
Московский музей современного искусства |
Внизу справа подпись: «Н. Пиросман»;
выявлена Д. Какабадзе, в 1982 гг. в собрании З. Церетели (Тбилиси) |
||
Бездетный миллионер и бедная с детьми
.
Кл., 114х156 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу надписи: слева — «Миланеръ безъ детный», справа — «Бедная съ детами Пиросман»
;
из собрания братьев Зданевичей |
||
Пастух с отарой
.
Кл., 110х138 |
Государственный музей искусств Грузии | Из духана «Варяг» И. Мачавариани | ||
Георгий Отшельник
.
Кл., 118х89 |
Государственный музей искусств Грузии |
из собр. Д. Какабадзе
;
по свидетельству Г. Леонидзе, ранее картина принадлежала Бего Яксиеву |
||
Георгий Саакадзе спасает Грузию
.
Кл., 120х180 |
Государственный музей искусств Грузии |
Из собр. И. Лукашвили (Тбилиси)
;
по свидетельству Г. Леонидзе, ранее картина висела в парикмахерской Гогиташвили |
||
Шете помогает князю
Барятинскому
поймать
Шамиля
.
Кл., 113х89 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа надпись: «Шете указуѣт князя Борадскому дорога помать Шамил»
;
из собр. братьев Зданевичей ; |
||
Разбойники готовятся к нападению
.
Кл., 113х89 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу справа надпись и подпись: «Разбоники идутъ на нападенiя. Н. П.»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Шамиль со своим телохранителем
.
Кл., 112х90 |
Сигнахский музей |
Внизу справа надпись и подпись: «Шамиръ со свего караулом Н. П»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Разбойник украл лошадь
.
Кл., 112х90 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу слева надпись: «Рзбоникъ укралъ лошдъ», справа подпись — «Н. П»
;
из собр. братьев Зданевичей |
||
Русско-японская война
.
Кл., 107х169 |
Государственный музей искусств Грузии | Из собр. Ивана Кеквадзе | ||
Русско-японская война
.
Кл., 103х131 |
Собр. И. Сановича (Москва) | Из собр. И. Кеквадзе | ||
Кахетинский поезд
.
Карт., 70х140 |
1915—
1917 |
Государственный музей искусств Грузии | Внизу подпись: «Н. П» | |
Батуми
.
Кл., 92х117 |
Государственный музей искусств Грузии |
Внизу надпись и подпись на грузинском языке: слева — Батуми, справа — Нико
Из собрания И. Манташева |
Илл. |
Название.
Материал, размеры |
Год | Местонахождение | Примечание |
Пир (Кутёж Купрешвили
.
Кл., 100x160 |
Сидят: Илья Купрешвили, Иван Кеквадзе, Васо Гегечкори, Храповицкий; стоят: Иосиф Кеквадзе и Яков Купрешвили (у Зданевича — Купрашвили, у Багратишвили — Куприанишвили) ; из собр. И. Кеквадзе | |||
Грузинка с бубном
.
Клеёнка, 112x90 (?) |
1910-е | |||
Царица Тамара
.
Карт., 100х70 |
||||
Портрет духанщика Созашвили | ||||
«Компания заходите»
Жесть, 96,5х70,5. |
||||
Холодый пиво (вывеска).
Карт. |
||||
Крестьянин с быком. | Центр изобразительных искусств имени М. Т. Абрахама (Израиль) | |||
Пасхальный натюрморт.
Х., 34×67 |
1910-е | |||
Пасхальный ягнёнок перед пасхальным столом.
Карт. 80х60. |
1910-е | |||
Женщина с пасхальными яйцами | ||||
Богатый торговец
Кл., 38х58 |
Из собр. семьи Валерияна Шаликашвили | |||
Горожанин с рогом вина | ||||
Горожанин на осле | 1910-е |
Илл. |
Название.
Материал, размеры |
Год | Местонахождение | Примечание |
Чёрный медведь на белом фоне.
Карт., 80х100 |
Местонахождение неизвестно | № 55 в Списке Багратишвили | ||
Собака Батум.
Кл., 86х53 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. И. Кеквадзе;
№ 28 в Списке Багратишвили , № 82 в Списке Зданевича |
||
Пасхальный ягнёнок | Местонахождение неизвестно | Возможно, № 102 (кл.. 45х61, 1907) в Списке Зданевича | ||
Вывеска: Продажа табаку и папиросъ.
Жесть, 55х55 |
Местонахождение неизвестно | |||
Вывеска духана «Самшобло».
Жесть |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображены: шашлыки, курица и разные закуски. Духан находился в садах тифлисского предместья Сабуртало, владелец Шакро;
№ 1 в Списке Багратишвили , № 7 в Списке Зданевича |
|
Роспись окон духана «Самшобло».
Живопись на стекле |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображены: цветы, бутылки вина, фрукты;
№ 2 в Списке Багратишвили , № 8 в Списке Зданевича |
|
Вывеска духана «Иверия».
Жесть |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображены: фрукты в ящиках, арбуз, гранаты:
№ 3 в Списке Багратишвили , № 9 в Списке Зданевича |
|
Портрет виноторговца Н. Месхиева.
Кл., 40х100 |
1895—
1903 |
Местонахождение неизвестно | № 4 в Списке Багратишвили , № 11 в Списке Зданевича: 100х40 | |
Стенная роспись «Старая жизнь» в духане «Дзвели Цховреби».
140х180, клеевая краска |
1895—
1903 |
Утрачена | № 5 в Списке Багратишвили , № 13 в Списке Зданевича: 180х140 | |
Вывеска «Джентельмен»
из мелочной лавки в Дидубе.
Жесть |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображены: фрукты, сахар, ваза с чаем, яблоки. Фон синий, белый, жёлтый;
№ 6 в Списке Багратишвили , № 14 в Списке Зданевича |
|
Боковые парные вывески.
Жесть |
Утрачены |
Изображены: фрукты, рыбы, виноград:
№ 7 в Списке Багратишвили |
||
Вывеска-арка над входом в сад.
Дерево |
1895—
1903 |
Местонахождение неизвестно |
Изображены: бутылка с вином, пьющий человек, лакей с подносом, кружка с пивом;
№ 8 в Списке Багратишвили , № 17 в Списке Зданевича |
|
Стенная роспись пивной Кочелашвили.
Клеевая краска |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображены: пароход, плывущий по морю, рядом большая рыба, павлины;
№ 9—10 в Списке Багратишвили , № 17 в Списке Зданевича |
|
Коджорская
шоссейная дорога.
Кл., 96х210 |
1895—
1903 |
Местонахождение неизвестно |
Изображены: Коджорское шоссе, дома Тифлиса и кутящие грузины на горе;
из духана в Табахмелах : № 11 в Списке Багратишвили , № 19 в Списке Зданевича |
|
Вывеска «Кахетинское вино» из винного погреба Чаркиянова в
Авлабаре
.
Жесть |
1895—
1903 |
Утрачена |
Изображена большая серая бутыль вина на жёлтом фоне, вокруг неё надпись, сделанная синей краской:
№ 12 в Списке Багратишвили , № 21 в Списке Зданевича |
|
Царица Тамара. | 1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 13 в Списке Багратишвили , № 28 в Списке Зданевича |
|
Арба с бурдюком.
Кл., 70х116 |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 14 в Списке Багратишвили , № 29 в Списке Зданевича |
|
Паломники едут в монастырь.
Кл., 75х102 |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 15 в Списке Багратишвили , № 31 в Списке Зданевича |
|
Обед торговцев.
Кл., 20х165 |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 16 в Списке Багратишвили , № 32 в Списке Зданевича |
|
Портрет персидского вельможи на красном фоне.
Кл. |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 17 в Списке Багратишвили , № 30 в Списке Зданевича |
|
Кутёж мушей.
Кл., 90х110 |
1907 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. М. Ле-Дантю (ранее в собр. Б. Яксиева); № 18 в Списке Багратишвили
, № 109 в Списке Зданевича
;
К. Зданевич: «Примечательна картина, рисующая кутёж мушей-курдов. <…> За круглым столом — четыре фигуры поющих во весь голос, их руки воздеты к небу; ритм движений делает картину необычайно эмоциональной и интересной. Над головой каждого муши написаны их имена: „Амеб“, „Хапо“ и др. На светло-голубом фоне чётко рисуются фигуры чёрных оборванных людей с коричневыми лицами. Жёлто-коричневый стол и такого же цвета пол увязаны с общей цветовой гаммой картины». |
|
Портрет Шота Руставели (овал).
Кл., 82х90 |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 19 в Списке Багратишвили , № 33 в Списке Зданевича |
|
Портрет кинто.
Кл. |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. Б. Яксиева;
№ 20 в Списке Багратишвили ; возможно, № 195 в Списке Зданевича: 82х61, 1913 г. |
||
Вывеска сада «Фантазия» в Ортачала.
Жесть |
1904 | Местонахождение неизвестно |
Изображены: пьющий человек, вино, фрукты; из собр. Б. Яксиева;
№ 22 в Списке Багратишвили , № 35 в Списке Зданевича |
|
Вывеска заведения «Шантеклер» в Сабуртало.
Жесть |
1905 | Местонахождение неизвестно |
Изображены модели женских платьев, надпись: «Модели платьев»;
№ 23 в Списке Багратишвили , № 59 в Списке Зданевича |
|
Шота Руставели преподносит поэму «
Витязь в тигровой шкуре
» царице Тамаре.
Кл. |
Местонахождение неизвестно |
Из духана «Дарданеллы»;
№ 24 в Списке Багратишвили |
||
Стенная роспись «Автандил находит Тариэла со львом и барсом».
Клеевая краска |
1906 | Утрачена |
Сюжет из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Духан «Дарданеллы»;
№ 25 в Списке Багратишвили , № 80 в Списке Зданевича |
|
Стенная роспись «Тариэл у ручья».
Клеевая краска |
1906 | Утрачена |
Сюжет из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Духан «Дарданеллы»;
№ 26 в Списке Багратишвили , № 81 в Списке Зданевича |
|
Парный портрет М. Чхеидзе и И. Кеквадзе
Кл., 107х130 |
1906 | Местонахождение неизвестно | № 27 в Списке Багратишвили , № 82 в Списке Зданевича | |
Портрет двух друзей, железнодорожных рабочих.
Кл. |
1907 | Утрачен |
Из трактира «Варяг», у вокзала;
№ 29 в Списке Багратишвили , № 84 в Списке Зданевича |
|
Царица Тамара.
Кл. |
1907 | Утрачен |
Из трактира «Варяг» (там же находились портреты Шота Руставели и царя Ираклия II);
№ 30 в Списке Багратишвили , № 85 в Списке Зданевича |
|
Портрет трактирщика и его друзей.
Х. |
1907 | Утрачен |
Из трактира «Варяг»;
№ 31 в Списке Багратишвили , № 86 в Списке Зданевича |
|
Роспись стёкол трактира «Варяг» | 1907 | Утрачена |
Изображены: листья, курица, шашлыки, вино в бутылках;
№ 32 в Списке Багратишвили , № 87 в Списке Зданевича |
|
Вывеска из сада «Аргентина» в Ортачала.
Жесть |
1907 | Утрачена |
Надпись: «Аргентина»; изображены: пьющая женщина, фрукты, пивные бутылки;
№ 33 в Списке Багратишвили , № 110 в Списке Зданевича |
|
Храмовый праздник.
Кл., 98х108 |
1909 | Местонахождение неизвестно |
Из собрания И. Кеквадз или В. Хоситашвили;
№ 34 в Списке Багратишвили , № 143 в Списке Зданевича |
|
Обед железнодорожных чиновников.
Кл., 118х183 |
1909 | Местонахождение неизвестно |
Из собрания Кордзая;
№ 35 в Списке Багратишвили , № 145 в Списке Зданевича |
|
Продавец цветов.
Кл. |
Местонахождение неизвестно |
Из буфета «Сакула»;
№ 36 в Списке Багратишвили |
||
Кутёж и охота.
Кл., 96х102 |
1910—
1912 |
Местонахождение неизвестно |
Из собрания М. Тоидзе;
№ 37 в Списке Багратишвили , № 147 в Списке Зданевича |
|
Роспись молочной лавки Сашо в Сабуртало |
1910—
1912 |
Уничтожена | № 38—40 в Списке Багратишвили , № 160 в Списке Зданевича ; Э. Кузнецов об уничтожении стенных росписей Н. Пиросмани: «Каждая существовала два, от силы три года, после чего её — закопчённую, лоснящуюся от жирных испарений, захватанную руками, потемневшую, засиженную мухами — забеливали извёсткой, с тем чтобы сверху написать что-то новое или вовсе ничего не написать. Чаще всего это делалось по требованию санитарной инспекции. Ле-Дантю был свидетелем такой сцены: Сашо, хозяин молочной лавки в Сабуртало, сокрушался о том, что в своё время пожалел денег на клеёнку и сейчас лишался украшения. Пока равнодушная кисть маляра вершила своё неблагодарное дело, Ле-Дантю торопливо описывал изображение: фризом слева направо чёрный медведь, красная корова, скрещённые ветки, чёрная корова, красная голова быка, снова скрещённые ветки, чёрный буйвол, белый баран, красные ветки, красная корова, рыжий медвежонок...» | |
Роспись погреба
Н. Ениколопова |
Утрачена |
Изображены: два человека с мешком муки и ящиком;
№ 41 в Списке Багратишвили |
||
Кавказские борцы.
Кл., |
1910—
1912 |
Местонахождение неизвестно |
Из погреба Н. Ениколопова; К. Зданевич: одно «из наиболее экспрессивных полотен художника»;
№ 43 в Списке Багратишвили , № 161 в Списке Зданевича |
|
Работники моют фаэтон.
Карт., 50х106 |
1916—
1917 |
Местонахождение неизвестно | Из собр. В. Панчикидзе; № 52 в Списке Багратишвили , № 267 в Списке Зданевича | |
Лисица выслеживает петуха.
Карт., 80х100 |
1916—
1917 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. В. Панчикидзе;
№ 53 в Списке Багратишвили , № 268 в Списке Зданевича |
|
Сестра милосердия.
Карт., 40х50 |
1916—
1917 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. В. Панчикидзе;
№ 54 в Списке Багратишвили , № 270 в Списке Зданевича |
|
Столовая «Союз».
Карт., 77х106 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. В. Панчикидзе;
№ 46 в Списке Багратишвили |
||
Девушка с вёдрами.
Карт., 81х104 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. В. Панчикидзе;
№ 50 в Списке Багратишвили |
||
Медведица с двумя медвежатами.
Карт., 80х100 |
1916 | Местонахождение неизвестно |
Внизу надпись и подпись: «1916 Заказъ Палаг…. Михаилов…. Рис. Николаи Пиросманашв.»;
№ 57 в Списке Багратишвили |
|
Царица Тамара.
Карт., 80х100 |
Местонахождение неизвестно |
Из собр. Иванишвили;
№ 44 в Списке Багратишвили |
||
Торговец, дама и девочка.
Карт., 78х98 |
Местонахождение неизвестно | № 45 в Списке Багратишвили | ||
«Ранина солдат».
Карт., 80х49 |
Местонахождение неизвестно |
Из одала на Вокзальной улице
№ 47 в Списке Багратишвили |
||
Обед и ужин.
Карт., 153х100 |
Местонахождение неизвестно | № 48 в Списке Багратишвили | ||
Верблюд.
Карт., 80х64 |
Местонахождение неизвестно | № 49 в Списке Багратишвили | ||
Девушка гонит гусей.
Карт., 49х105 |
Местонахождение неизвестно | № 51 в Списке Багратишвили | ||
Александр Захарьевич Манучарашвили.
Кл., 71х39 |
1913 | Местонахождение неизвестно |
Надпись: «Александр Захарьевич Манучарашвили»;
из собр. Г. Леонидзе; № 202 в Списке Зданевича |
|
Портрет парикмахера.
Линолеум, 110х80 |
1907 | Утрачен |
Из парикмахерской на Песках (Тбилиси):
№ 96 в Списке Зданевича |
|
Портрет начальника Бакинской железной дороги Кипиани | Утрачен | Приобретён у художника заказчиком за 30 рублей | ||
Портрет велогонщика Ладо Кавсадзе | Местонахождение неизвестно | Висел в столовой велотрека на Верийском подъёме |