выделяет наиболее важный отрезок высказывания (
грамматически значимую часть
фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами
) или подчёркивает его отдельные элементы (ср.
рус.
Вы
были в театре ,
Вы
были
в театре
,
Вы были
в театре
)
;
Для изучения мелодики применяется особый прибор —
. Лингвистический анализ мелодики речи учитывает
мелодический диапазон
(разницу между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона),
интервалы
(соотношение между этими точками в
музыкальных
терминах
октав
,
кварт
,
квинт
и других), пики, степень крутизны изменения тона, направление движения частоты основного тона (включая ровное), а также мелодические
уровни
(
ярусы
)
. В различных фонетических школах выделяется от трёх до шести ярусов.
Способы представления явлений мелодики
Существует три основных способа представления явлений мелодики речи
:
контурный
— характерен для
европейской
лингвистической традиции (работы Г. Суита, Д. Джоунза, О. Эссена, М. Граммона); мелодика представляется в виде
мелодических кривых
;
ярусный
— характерен для
американских
исследователей (
К. Л. Пайк
); мелодика фиксируется как прерывная последовательность мелодических ярусов, обозначенных цифрами. Ярусам приписывается значение завершённости, незавершённости, выражаемых эмоций;
комбинированный
— представлен в работах Ф. Данеша, П. Делатра,
Е. А. Брызгуновой
, ; является совмещением контурного и ярусного способов, обусловленным тем, что мелодические ярусы не существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней можно рассматривать как мелодические
модели
.