Interested Article - Валадон, Сюзанна

Сюзанна Валадо́н или Сюза́нн Валадо́н ( фр. Suzanne Valadon , урождённая Мари́-Клеманти́н Вала́д ( Marie-Clémentine Valade ); 23 сентября 1865 , Бессин-сюр-Гартамп 7 апреля 1938 , Париж ) — французская художница ; первая женщина, принятая во французский союз художников (1894). Также известна как натурщица и мать художника Мориса Утрилло . Валадон посвятила живописи почти 40 лет своей жизни . Сюжетами её рисунков и картин, таких, например, как « » (1911), служили преимущественно женские обнажённые тела, женские портреты, натюрморты и пейзажи. Валадон никогда не училась в художественной академии и никогда не ограничивалась традиционными рамками в искусстве .

Также Валадон служила натурщицей для многих известных художников. Например, она изображена на таких известных картинах, как « Танец в Буживале » (1883) и « Танец в городе » Пьера-Огюста Ренуара (1883) и « » (1885) Анри де Тулуз-Лотрека .

Ранние годы

Танцующая Валадон на картине Пьера-Огюста Ренуара « Танец в Буживале » (1883)

Валадон росла в бедности одна со своей матерью, незамужней прачкой с Монмартра . Она не знала своего отца. С ранних лет проявив свой независимый и непокорный характер, она проучилась в начальной школе до 11 лет, когда начала работать.

Валадон сменила несколько мест работ, в том числе она трудилась в мастерской модистки, на фабрике по изготовлению похоронных венков, занималась продажей овощей и была официанткой. В возрасте 15 лет она получила работу в самой желанной для себе сфере — акробатки в цирке. Это стало возможным благодаря её связи с и Тео Вагнером, двумя художниками-символистами, участвовавшим в оформлении декораций цирка, принадлежащего « ». Цирк часто посещали такие художники, как Тулуз-Лотрек и Берта Моризо , что, предположительно, послужило причиной создания Моризо работы с изображением Валадон . Спустя год неудачное падение с трапеции положило конец её цирковой карьере.

Валадон, вероятно, научилась рисовать в 9 лет . В парижском квартале Монмартр она сперва проявляла свой интерес к искусству, служа натурщицей и музой для художников, одновременно с этим наблюдая и изучая их методы, что впоследствии помогло ей самой стать известной художницей .

Модель

Валадон начала работать моделью на Монмартре в 1880 году в возрасте 15 лет . Более десяти лет она позировала для множества художников, включая Берту Моризо , Пьера Сесиля Пюви де Шаванна , Теофиля Стейнлена , Пьера-Огюста Ренуара , Жан-Жака Эннера и Анри де Тулуз-Лотрека . Валадон работала моделью под именем «Мария» до того момента, как Тулуз-Лотрек ни прозвал её «Сюзанной» на основании библейской истории о Сусанне и старцах , поскольку ему казалось, что она предпочитает позировать перед художниками старшего возраста . В течение двух лет она была любовницей Тулуз-Лотрека, отношения с которым закончились попыткой её самоубийства в 1888 году .

Валадон обучалась живописи, наблюдая за работой художников, которым она позировала . Она заработала репутацию очень целеустремлённой, амбициозной, упрямой, решительной, уверенной в себе и страстной женщины . В начале 1890-х годов Валадон подружилась с Эдгаром Дега , который находил её рисунки смелыми, а картины прекрасными. Он покупал её работы и поддерживал. Валадон оставалась одним из его ближайших друзей до самой его смерти в 1917 году. Искусствовед Хизер Докинз полагала, что опыт Валадон в качестве модели добавил глубины её собственным изображениям обнажённых женщин, которые, как правило, выходили менее идеализированными, чем у постимпрессионистов-мужчин .

Рисунок Моризо 1880 года с изображением Валадон в образе канатоходца, вероятно, является самым первым изображением её художником. Наиболее узнаваемое же раннее изображение Валадон содержит картина « Танец в Буживале » Ренуара, написанная в 1883 году, в том же году, когда она позировала для его же « Танца в городе » . В 1885 году Ренуар вновь написал её портрет на полотне «Девушка, заплетающая волосы». На другом её портрете 1885 года, «Сюзанна Валадон», изображены её голова и плечи в профиль. Валадон часто посещала бары и таверны Парижа с художниками, с которыми работала, благодаря чему, например, послужила моделью для картины Тулуз-Лотрека «Похмелье» .

Художница

« » (1911), Метрополитен-музей

Валадон приобрела славу известной художницы при жизни, пользуясь уважением и поддержкой со стороны современников, таких как Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар. Её принимали в профессиональные ассоциации, а её работы жюри пропускало на выставки. Валадон вела богемный образ жизни, постоянно проявляя свой мятежный характер .

Самой ранней из сохранившихся подписанных и датированных работ Валадона является автопортрет 1883 года, нарисованный углём и пастелью . В период с 1883 по 1893 год она в основном рисовала, а писать картины начала в 1892 году. Её первыми моделями были члены семьи, особенно часто ими были её сын, мать и племянница .

Валадон начала писать на постоянной основе в 1896 году . Из-под её кисти выходили натюрморты , портреты и пейзажи , отличавшиеся строгой композицией и яркими цветами. Однако наибольшую известность Валадон принесли её откровенные обнажённые женщины . Во-многом, это произошло из-за того, что, рисуя неидеализированные обнажённые тела, она нарушала социальные нормы того времени, тем самым привлекая к своим работам дополнительное внимание .

Её самая ранняя известная картина с обнажённой женщиной была написана в 1892 году . В 1895 году арт-дилер Поль Дюран-Рюэль выставил группу из 12 гравюр Валадон, на которых были показаны женщины на разных стадиях их туалета . Позднее работы Валадон регулярно выставлялась в парижской галерее « » . В 1894 году она стала первой женщиной, допущенной к членству в Национальном обществе изящных искусств , выдержав при этом жёсткую конкуренцию.

Валадон выставлялась на Осеннем салоне 1909 года, в также на Салоне Независимых с 1911 года и на Салоне современных художниц в 1933—1938 годах . Примечательно, что Дега был первым, кто купил у неё её рисунки , и он же познакомил её с другими коллекционерами, включая Поля Дюран-Рюэля и Амбруаза Воллара . Дега также научил её искусству гравюры на мягком грунте .

« Закидывание сети » (1914), Музей изобразительного искусства Нанси

Выйдя в 1896 году замуж за состоятельного банкира Поля Музи, Валадон полностью отдала себя живописи . В 1909 она перешла от рисунка к написанию картин . Её первые большие картины, написанные для Салона, отличались эротизмом, и являлись одними из первых примеров в современной живописи, где мужчина был объектом желания женщины, что было подобно идеализированным образам женщин у художников-мужчин. К этим картинам относятся « » (1909), « » (1911) и « Закидывание сети » (1914) . За свою жизнь Валадон создала около 273 рисунков, 478 картин и 31 гравюры, не считая подаренных или уничтоженных произведений .

Валадон пользовалась широкой известностью при жизни, особенно ближе к концу своей творческой карьеры . Её работы хранятся в собраниях Центра Жоржа Помпиду в Париже, , Метрополитен-музея в Нью-Йорке и многих других музеев мира.

Стиль

« Брошенная кукла » (1921), Национальный музей женского искусства

Валадон не была привязана к определённому стилю, но в её работах отчётливо проявляется эстетика как символизма, так и постимпрессионизма . Она работала преимущественно с масляными красками и карандашами, пастелью и красным мелом, при этом она не пользовалась тушью или акварелью, так как эти субстанции были слишком текучими, что не отвечало её потребностям . Картины Валадон отличаются насыщенными цветами и смелой, открытой кистью зачастую с использованием чётких чёрных линий, определяющих и обрисовывающих фигуры .

Автопортреты, портреты, обнажённая натура, пейзажи и натюрморты Валадон не соответствуют тенденциям и современным ей аспектам академического искусства . При этом сюжеты картин Валадон зачастую являются переосмыслением тем старых мастеров: купальщицы, лежащие обнажённые и сцены в интерьерах. Для своих картин она предпочитала брать моделей из рабочего класса. Историк искусства Патриция Мэтьюз полагала, что её социальное происхождение и личный опыт работы в качестве натурщицы являлись причиной её пристального внимания к подобным женщинам и их телам. В этом отношении она отличалась от Берты Моризо и Мэри Кэссетт , которые также писали преимущественно женщин, но «оставались в рамках приличия в своих изображениях» из-за своей принадлежности к более высокому статусу во французском обществе . Происхождение же Валадон позволило ей войти в мир искусства, где доминировали мужчины, посредством работы натурщицей, а отсутствие у неё формального академического образования, возможно, сделало её менее подверженной влиянию академических условностей . Эта разница особенно была заметна в её картинах с обнажёнными женщинами . Она сопротивлялась существовавшим тогда традициям в изображении женщин, заключавшимся в подчёркивании их классовых атрибутов и сексуальной привлекательности, посредством реалистичного изображения неидеализированных и сдержанных женщин, которые не были чрезмерно сексуализированными . Валадон также писала много обнажённых автопортретов на протяжении всей своей творческой карьеры, последний из которых реалистично изображал её стареющее тело.

Валадон подчёркивала важность композиции в своих портретов по сравнению с такими приёмами, как отображение выразительных глаз . Для её более поздних работ, таких как « » (1923), характерны более яркие цвета и новый для неё акцент на декоративном фоне и узорчатых материалах .

Будучи перфекционисткой , Валадон работала над некоторыми своими картинами до тринадцати лет, прежде чем представить их публике. Также работала пастелью .

Надёжной союзницей Валадон была Берта Вейль , галеристка, с 1913 по 1932 год включившая работы Сюзанны в 19 экспозиций, включая три персональные выставки.

Личная жизнь

«Автопортрет» (1898), Музей изящных искусств Хьюстона

В 1883 году, в возрасте 18 лет Валадон родила сына, ставшего впоследствии известным художником Морисом Утрилло . Она заботилась о нём, когда снова вернулась к работе натурщицей . Впоследствии друг Валадон подписал документы, признающие Мориса его сыном, хотя факт истинного отцовства так и не был установлен .

В 1893 году у Валадон случился недолгий роман с композитором Эриком Сати (единственный в жизни Сати, который он не только не скрывал, но даже афишировал публично), она переехала в комнату рядом с его на улице Корто. Сати был одержим ею, называя её своей Biqui , писал ей страстные заметки о «всём её существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках». Через полгода Валадон разорвала с ним отношения, оставив его морально опустошённым .

В 1895 году Валадон вышла замуж за биржевого маклера Поля Музи. Она прожила с ним 13 лет в квартире в Париже и в доме на окраине города . В 1909 году у неё завязался роман с художником , 23-летним другом её сына. Он выполнял для неё роль натурщика, будучи, например, изображённым в виде Адама на полотне «Адам и Ева», написанном в том же году. В 1913 году Валадон развелась с Музи , а в следующем году вышла замуж за Ютте . Ютте управлял её делами как художницы, также как и её сына. Валадон и Ютте регулярно выставляли свои работы вместе, пока они не развелись в 1934 году, когда Валадон было почти 70 лет . Тем не менее, они продолжали поддерживать отношения вплоть до её смерти, а впоследствии были вместе похоронены на парижском .

Сюзанна Валадон была известна свободомыслием и даже эксцентричностью. Говорили, что она как-то появилась в обществе с букетиком морковки, держала в студии козу, ела свои неудачные картины и по пятницам, в честь постного дня, кормила своих кошек икрой.

Сюзанна Валадон умерла 7 апреля 1938 года в окружении друзей-художников Андре Дерена , Пабло Пикассо и Жоржа Брака . Похоронена на парижском кладбище Сент-Уан.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) — 2008.
  3. — .
  4. , p. 9.
  5. , p. 40.
  6. Adler, Laura. The Trouble with Women Artists: Reframing the History of Art. — Paris : Flammarion, 2019. — P. 51. — ISBN 978-2-08-020370-0 .
  7. , p. 13.
  8. .
  9. . National Museum of Women in the Arts . Дата обращения: 11 апреля 2022. 6 января 2013 года.
  10. , p. 9.
  11. от 19 января 2022 на Wayback Machine (in Spanish), Carlos Sala, La Razón , 31 May 2020
  12. , p. 14.
  13. Drees. . Дата обращения: 11 апреля 2022. 14 апреля 2021 года.
  14. , p. 15.
  15. Iskin, Ruth (2004-01-07). "Review of The Nude in French Art and Culture, 1870-1910 by Heather Dawkins". caa.reviews . College Art Association. doi : . ISSN .
  16. Smee. . The Boston Globe . Дата обращения: 11 апреля 2022. 20 октября 2021 года.
  17. . Harvard Art Museums . Дата обращения: 11 апреля 2022. 31 марта 2022 года.
  18. Jacqui Palumbo. (англ.) . CNN . Дата обращения: 11 апреля 2022. 8 апреля 2022 года.
  19. , pp. 48, 57.
  20. , pp. 25–46.
  21. Betterton, Rosemary (весна 1985). "How Do Women Look? The Female Nude in the Work of Suzanne Valadon". Feminist Review . 19 : 3–24 [4]. doi : . {{ cite journal }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  22. , p. 97.
  23. . Brooklyn Museum of Art . Дата обращения: 11 апреля 2022. 21 февраля 2015 года.
  24. , p. 1384.
  25. , p. 51.
  26. , p. 55.
  27. , p. 17.
  28. , pp. 18—19.
  29. , p. 388.
  30. .
  31. Dolan, Threse (2001). "Passionate Discontent: Creativity, Gender and French Symbolist Art". CAA Reviews . doi : .
  32. , p. 16.
  33. , pp. 9, 11.
  34. , pp. 1385–1386.
  35. , p. 418.
  36. , pp. 416, 419, 423.
  37. . Museum of Modern Art . Дата обращения: 11 апреля 2022. 14 января 2015 года.
  38. , p. 48.
  39. Эрик Сати , Юрий Ханон . «Воспоминания задним числом». — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2010. — С. 76. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8 .
  40. . Akademiska Föreningen, Lund University . Дата обращения: 11 апреля 2022. 3 октября 2010 года.
  41. , pp. 17—18.
  42. , p. 529
  43. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • Burns, Janet M. C (1993). "Looking as Women: The Paintings of Suzanne Valadon, Paula Modersohn-Becker and Frida Kahlo". Atlantis . 18 (1&2): 25—46. ISSN . OCLC .
  • . — Fitzroy Dearborn Publishers, 1997. — P. 1384–1387. — ISBN 978-1-884964-21-3 .
  • Giraudon, Colette (2003). "Valadon, Suzanne". Oxford Art Online . Oxford University Press. doi : .
  • Hewitt, Catherine. Renoir's dancer : the secret life of Suzanne Valadon. — St. Martin's Press, 2018. — ISBN ISBN 9781250157645 и ISBN 9781785782749 OCLC и .
  • Dictionary of Artists' Models. — London : Routledge, 2013. — ISBN 978-1-135-95914-2 . — doi : .
  • Marchesseau, Daniel. Suzanne Valadon : [exposition] 26 janvier-27 mai 1996. — Fondation Pierre Gianadda, 1996. — ISBN 9782884430364 .
  • Mathews, Patricia (1991). . Art Bulletin . 73 (3): 415—30. doi : . JSTOR .
  • . — St. Martin's Press, 1999. — ISBN 9780312199210 .
  • Warnod, Jeanine. . — 1981. — ISBN 9780517544990 .

Ссылки

Источник —

Same as Валадон, Сюзанна