Interested Article - Рашель, Элиза

Вход в усыпальницу Элизы Рашель

Элиза Рашель Феликс (фр. Elisa Rachel Felix , Mademoiselle Rachel ; 21 февраля 1821 , Мумпф , Аргау 3 января 1858 , Ле-Канне , департамент Приморские Альпы ) — французская театральная актриса, кумир знаменитой Сары Бернар .

Биография

Э. Рашель родилась в бедной еврейской семье странствующих артистов и торговцев, выходцев из Эльзаса , в придорожном трактире, во время поездки из Германии во Францию . В 1827 году семья оседает в Лионе . Чтобы заработать немного денег, ещё ребёнком Элиза вместе со старшей сестрой пели на улицах и в кафе. Здесь её случайно услышал руководитель парижской школы пения Этьен Шорон и, покорённый чудесным голосом юной певицы, увёз её вместе с семьёй в Париж , где они поселились в еврейском квартале. В Париже Элиза заканчивает театральную школу, и в 1837 году впервые выходит на сцену в Театре Водевилей, вначале на вторых ролях. В 1838 году актриса уже выступает в Комеди-Франсез , где добивается ошеломляющего успеха. Импресарио Э. Рашель выступает её отец, часто весьма завышая гонорары, что сказывалось негативно на отношении общества к актрисе.

Элиза вела бурную светскую жизнь, держала свой салон . У неё было двое сыновей (старший, Александр — от внебрачного сына Наполеона Александра Колонна-Валевского ; младший, Габриэль — от сына маршала Бертрана Артура), между тем мадемуазель Рашель никогда не была замужем. Многочисленные любовные связи Рашель живо обсуждались парижским обществом. Актриса оказывала поддержку членам своей семьи — так, при помощи Элизы её сестра тоже стала актрисой и сделала удачную театральную карьеру.

Приняла христианство , однако знакомство во время революции 1848 г. с Ицхаком Кремьё пробудило в ней такой интерес к еврейству, что её малолетние сыновья прошли обряд обрезания .

После завершения революционных выступлений в Париже Э. Рашель отправляется на гастроли по Европе: в 1851 году актриса выступает в Лондоне перед английской королевой Викторией , в 1852 году — перед королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV , который, восхищённый её талантом, приказал установить в Потсдаме ей памятник. В 1853 1854 году Рашель совершает большое турне по России , среди поклонников её таланта оказывается и император Николай I , пожелавший лично встретиться с актрисой. Зимняя поездка на восток оказалась крайне тяжёлым испытанием для здоровья, по возвращении в Париж Э. Рашель заболевает туберкулёзом . Когда в 1855 году она гастролирует в США и на Кубе , болезнь обостряется. В 1856 году актриса едет в жаркий Египет , затем долго живёт у друзей на юге Франции. Впрочем лечение ей не помогает. В начале января 1858 года она умерла в южнофранцузском Ле-Канне, недалеко от приморского курорта Канн . Перед смертью выразила желание быть похороненной по еврейскому религиозному обряду . На похоронах надгробное слово на иврите произнёс главный раввин парижской консистории Исидор Лазар . Похоронена в Париже, в еврейской части кладбища Пер-Лашез .

Творчество

Э. Рашель в роли Федры

Главная заслуга Э. Рашель перед французским театром XIX века состоит в том, что она сумела возродить на сцене классическую трагедию, великие драмы Корнеля и Расина . По замечанию Александра Герцена о французском театре 30-х — 40-х годов -

« Только изредка…старик Корнель со стариком Расином величаво пройдут, опираясь на молодую Рашель и свидетельствуя в пользу своего времени »

Великий артистический дар Э. Рашель также раскрывается следующими словами Герцена :

« Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра её удивительна; пока она на сцене, что бы ни делалось, вы не сможете оторваться от неё; это слабое, хрупкое существо подавляет вас; я не мог бы уважать человека, который не находился бы под её влиянием во время представления. Как теперь, вижу эти гордо надутые губы, этот сжигающий быстрый взгляд, этот трепет страсти и негодования, который пробегает по её телу! А голос — удивительный голос! — он умеет приголубить ребёнка, шептать слова любви и душить врага; голос, который походит на воркование горлицы и на крик уязвлённой львицы ».

Избранные роли

Портрет в образе древнеримской героини Камиллы
Прижизненный памятник в немецком Потсдаме (1852)

Образ в искусстве

Зловещий голос — горький хмель —
Души расковывает недра:
Так — негодующая Федра —
Стояла некогда Рашель.

Примечания

  1. Elisabeth Félix // — 1997.
  2. ↑ Свидетельство о смерти
  3. (англ.) — 2003.
  4. от 16 октября 2011 на Wayback Machine Jewish Encyclopedia . Funk and Wagnalls, 1901—1906
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Литература

  • «История зарубежного театра». ч. 2, Москва 1984.

Same as Рашель, Элиза