T-800 (киборг)
- 1 year ago
- 0
- 0
Часть цикла статей о
|
Киборгология
Теория
Центры
Политика
|
п • • р |
Ки́борг (сокращение от киб ернетический орг анизм ) — биологический организм, содержащий небиологические машинные (в частности электронные) компоненты. Частный случай — машинно-человеческий гибрид (в научной фантастике, гипотетике и т. п.). Также некоторые фантастические биокорабли де-факто являются кораблями-киборгами.
Концепция человека-машины присутствовала как образ в мифологии и творчестве во все времена, начиная с искусственного гиганта Талоса из греческих мифов и заканчивая Железным Гансом из одноименной сказки братьев Гримм . В англоязычной литературе основоположником научного представления человека с механическими компонентами считается Эдгар Аллан По — в своём рассказе « Человек, которого изрубили в куски » (1843) он описал пожилого офицера, получившего тяжелейшие ранения и увечья во время войны с индейцами и практически целиком (кроме туловища, одной руки и головы) состоящего из протезов. В некотором смысле киборгом можно назвать градоначальника Брудастого из « Истории одного города » Салтыкова-Щедрина , у вымышленного чиновника вместо головы обнаруживается орга́н . Во французской литературе популярностью пользовалась серия романов Жана де Ла-Ира о Никталопе, часто также рассматриваемого как первого литературного супергероя [ источник не указан 1235 дней ] . Сам термин «киборг» был введён и Натаном Кляйном в 1960 году в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли . Эта концепция являлась результатом размышлений на тему необходимости более близких, интимных отношений между человеком и машиной, по мере того как космические исследования становятся реальностью. Разработчик медицинского оборудования и устройств электронной обработки информации, Кляйн являлся ведущим учёным лаборатории Динамического Моделирования в госпитале Роклэнд в Нью-Йорке .
Возрастание зависимости человека от механизмов, а также замена органов механическими приспособлениями ( протезами , имплантатами ) создаёт условия для постепенной киборгизации человека — превращения человека в киборга. В технике человек проецирует себя, поэтому совместная эволюция человека и техники в киборга — процесс многим кажущийся объективным...
В феминистских концепциях Донны Харауэй киборг стал начальной метафорой исследования путей избавления от природных/культурных противостояний. Она демонстрирует, как желание разделить противостоящие аспекты существования становится всё более трудновыполнимым, и пытается использовать пограничное смешение понятий для разработки новых способов политического действия. Эта концепция известна как «Теория Киборга».
Джеймс Литтен придумал термин «киборгизация» для описания процесса превращения в киборга.
Фантастический роман (англ.) («Киборг» описывает историю человека, повреждённые органы которого заменяются машинными аналогами. Роман был экранизирован как телевизионный сериал «Шестимиллионный человек» в 1973 году .
Рассказ Айзека Азимова « Двухсотлетний человек » исследует концепции кибернетики. Центральный персонаж — робот , который модифицирует себя с помощью биологических компонентов . Его исследования ведут к прорыву в медицине в области искусственных органов и протезов. К концу истории не остаётся значительных различий между телом робота и человека (кроме основного компонента — мозга ).
Однако всё же существует мнение, что полная «киборгизация» человека невозможна. В частности, Л. Е. Гринин убеждён, что поскольку функционирование мозга во многом связано с работой органов чувств и контролем биологического тела, то соответственно, его полноценная работа имеет исключительно биологическую основу, и эта связь всегда будет и должна преобладать.
Ома́р ( англ. Lobster) — введённый Брюсом Стерлингом термин, обозначающий киборга, созданного путём интеграции человека с автономным скафандром , который невозможно снять. Если классический киборг может внешне походить на человека, а внутри им не быть, то омар, наоборот, может быть человеком изнутри при внешних отличиях . Примером такого киборга может служить Дарт Вейдер .
Брюс Стерлинг в рассказе «Царица Цикад» (Cicada Queen) пишет:
Они никогда не ели. Они никогда не пили. Каждые пять лет они, словно змеи, «меняли кожу», подвергая свою оболочку очистке от гнусно воняющей накипи разнообразных бактерий, в великом множестве разводившихся в ровном влажном тепле под этой оболочкой. Они не знали страха. Они были самодовольными анархистами. Самым большим удовольствием для них было сидеть, приклеившись к каркасу корабля, устремив свои многократно усиленные и обострённые чувства в глубины космоса, наблюдая звезды в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазонах или следя за тем, как ползут по поверхности Солнца солнечные пятна. Они могли подолгу просто ничего не делать, часами впитывая сквозь свою оболочку солнечную энергию, прислушиваясь к музыкальному тиканью пульсаров или к звенящим песням радиационных поясов. В них не было ничего злого, но не было и ничего человеческого. Далёкие и ледяные, словно кометы, они казались порождением самого вакуума. Мне казалось, что в Них можно предугадать первые признаки пятого пригожинского скачка, за которым лежит пятый уровень сложности, отстоящий от человеческого интеллекта ещё дальше, чем интеллект отстоит от амёб, размножающихся простым делением, дальше, чем жизнь отстоит от косной материи.