Interested Article - Маликитский мазхаб

Малики́тский мазха́б ( араб. المذهب المالكي ‎) — одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе . Основателем является имам Малик ибн Анас .

Источники права в маликитском мазхабе

Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:

  1. Коран , прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
  2. Сунна . Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир ( араб. متواتر ‎) и машхур ( араб. مشهور ‎) (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков ахад ( араб. أحد ‎), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й араб. رأي ‎).
  3. «Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после Пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Считал этот источник более надёжным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
  4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Пророка и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».
  5. Кыяс (суждение по аналогии с имеющимся в нассе), истислах («независимое суждение ради пользы»). При отсутствии решения проблемы в нассе и при возможности выбора пути её решения между кыясом и истислахом следует прибегнуть к последнему; в этом «предпочтительное решение» — истихсан ( араб. استحسان ‎).
  6. Садд уз-Зарайи ( араб. سد ذرائع ‎): какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.

Область распространения маликитского мазхаба

Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаб, правда, не обрёл популярности, но нашёл многочисленных последователей на западе мусульманского мира. Ныне маликитский мазхаб ислама абсолютно доминирует в странах Северной Африки ( Марокко , Алжир , Тунис , Ливия , запад и юг Египта ), в Судане , Нигере и Чаде , в Западной Африке ( Мавритания , Мали , Гамбия , Сенегал , Гвинея , Гвинея-Бисау , Сьерра-Леоне , Буркина-Фасо , Кот-д'Ивуар , Гана , Того , Бенин , Нигерия ), в части Кувейта , Бахрейна и Катара , а также в северо-восточных частях Саудовской Аравии . В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) , маликитское течение является доминирующим в Эмирате Дубай , и имеет сильное влияние в эмирате Эмирате Абу-Даби , частично в Эмирате Шарджа , тогда как в остальных эмиратах абсолютно доминирует ханбалитский мазхаб .

Особенности принятия фетв

В маликитском мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами . Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее легкий вариант, так как пророк Мухаммад всегда предпочитал лёгкость в религии.

Иерархия предпочтений

В маликитском мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.

Выдающиеся маликиты

Хиджаз
  • (ум. 801);
  • (ум. 802);
  • (ум. 804);
  • (ум. 813);
  • аль-Амаш (ум. 817);
  • (ум. 836);
  • (ум. 856) .
Ирак
Египет
  • (ум. 807) — был также учеником египетского правоведа Лейса ибн Саада, корректор самой авторитетной книги маликитского мазхаба «аль-Мувадданы» ;
  • (ум. 813) — хадисовед, распространял маликитское право в Египте, также обучался правоведению у Лейса ибн Саада ;
  • (ум. 819) — был самым известным правоведом в Египте, автор книги «Мувадданат аль-Ашхаб»;
  • (ум. 829) — возглавлял маликитскую школу правоведения в Египте после смерти Ашхаба аль-Кайси .
Магриб
  • (ум. 802);
  • (ум. 792);
  • (ум. 799) — известный североафриканский маликитский правовед;
  • (ум. 799);
  • (ум. 788) ;
  • (ум. 828) — знаток методов мединской и иракской правовой школы, обучался у Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани .
Андалусия
  • (ум. 809) — распространял маликитское учение в Испании;
  • (ум. 811) ;
  • (ум. 848) — распространял маликитское право в Испании ;
  • (ум. 827) — известный испанский маликитский правовед .

Кроме того, к вышеперечисленным именам выдающихся богословов маликитского мазхаба можно также добавить имена как: аль-Абхари , , Абу Бакр ибн аль-Араби , , , , , , Ибн Хальдун , Ибн Дакик аль-Ид , Ибн Абд аль-Барр , ас-Саалиби , имам , , и многие другие .

Примечания

  1. ↑ .
  2. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  3. ↑ .

Литература

Ссылки

  • (неопр.) . Исламская цивилизация (23 октября 2012). Дата обращения: 31 января 2015.
  • Магомедрасулов, Мухаммад-Амин (неопр.) . IslamDag.ru (1 февраля 2010). Дата обращения: 22 декабря 2013.

Same as Маликитский мазхаб