Октавная система
- 1 year ago
- 0
- 0
Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.
Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами , при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней .
Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени (« До ») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени (« Ля ») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.
Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.
Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.
Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» ( нем. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik , 1863) . Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени — с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени — от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов — снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.
Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году Американским акустическим обществом . В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.
Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — бас-профундо ( Михаил Златопольский ).
Номер ступени | Частота , Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 16,352 | До 2 | C 2 | C0 | |
2 | 18,354 | Ре 2 | D 2 | D0 | |
3 | 20,602 | Ми 2 | E 2 | E0 | |
4 | 21,827 | Фа 2 | F 2 | F0 | |
5 | 24,500 | Соль 2 | G 2 | G0 | |
6 | 27,500 | Ля 2 | A 2 | A0 | |
7 | 30,868 | Си 2 | H 2 * | B0 |
* В США вместо буквы H для ноты «си» используется буква B, которая в европейской системе означает «си-бемоль».
Включает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — бас-профундо ( Владимир Миллер ).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 32,703 | До 1 | C 1 | C1 | |
2 | 36,708 | Ре 1 | D 1 | D1 | |
3 | 41,203 | Ми 1 | E 1 | E1 | |
4 | 43,654 | Фа 1 | F 1 | F1 | |
5 | 48,999 | Соль 1 | G 1 | G1 | |
6 | 55,000 | Ля 1 | A 1 | A1 | |
7 | 61,735 | Си 1 | H 1 | B1 |
Включает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — бас-профундо , бас , баритон , тенор ; штробас . Среди женщин — например, Мэрайя Кэри , ( сопрано ).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 65,406 | До | C | C2 | |
2 | 73,416 | Ре | D | D2 | |
3 | 82,407 | Ми | E | E2 | |
4 | 87,307 | Фа | F | F2 | |
5 | 97,999 | Соль | G | G2 | |
6 | 110,00 | Ля | A | A2 | |
7 | 123,47 | Си | H | B2 |
Включает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — бас-профундо , бас , баритон , бас-баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 130,81 | до | c | C3 | |
2 | 146,83 | ре | d | D3 | |
3 | 164,81 | ми | e | E3 | |
4 | 174,61 | фа | f | F3 | |
5 | 196,00 | соль | g | G3 | |
6 | 220,00 | ля | a | A3 | |
7 | 246,94 | си | h | B3 |
Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — бас-профундо , бас , баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 261,63 | до 1 | c 1 | C4 | |
2 | 293,66 | ре 1 | d 1 | D4 | |
3 | 329,63 | ми 1 | e 1 | E4 | |
4 | 349,23 | фа 1 | f 1 | F4 | |
5 | 392,00 | соль 1 | g 1 | G4 | |
6 | 440,00 | ля 1 | a 1 | A4 | |
7 | 493,88 | си 1 | h 1 | B4 |
Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 523,25 | до 2 | c 2 | C5 | |
2 | 587,32 | ре 2 | d 2 | D5 | |
3 | 659,26 | ми 2 | e 2 | E5 | |
4 | 698,46 | фа 2 | f 2 | F5 | |
5 | 783,99 | соль 2 | g 2 | G5 | |
6 | 880,00 | ля 2 | a 2 | A5 | |
7 | 987,77 | си 2 | h 2 | B5 |
Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — тенор-альтино / контратенор ( Иван Козловский , Витас), сопрано (Алла Грачёва дочь Витаса)
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1046,5 | до 3 | c 3 | C6 | |
2 | 1174,7 | ре 3 | d 3 | D6 | |
3 | 1318,5 | ми 3 | e 3 | E6 | |
4 | 1396,9 | фа 3 | f 3 | F6 | |
5 | 1568,0 | соль 3 | g 3 | G6 | |
6 | 1760,0 | ля 3 | a 3 | A6 | |
7 | 1975,5 | си 3 | h 3 | B6 |
Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7. Голос человека — свистковый регистр ( Мэрайя Кэри ).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2093,0 | до 4 | c 4 | C7 | |
2 | 2349,3 | ре 4 | d 4 | D7 | |
3 | 2637,0 | ми 4 | e 4 | E7 | |
4 | 2793,8 | фа 4 | f 4 | F7 | |
5 | 3136,0 | соль 4 | g 4 | G7 | |
6 | 3520,0 | ля 4 | a 4 | A7 | |
7 | 3951,1 | си 4 | h 4 | B7 |
Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) — свистковый регистр ( , , Димаш Кудайберген ,).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 4186,0 | до 5 | c 5 | C8 | |
2 | 4698,6 | ре 5 | d 5 | D8 | |
3 | 5274,0 | ми 5 | e 5 | E8 | |
4 | 5587,7 | фа 5 | f 5 | F8 | |
5 | 6271,9 | соль 5 | g 5 | G8 | |
6 | 7040,0 | ля 5 | a 5 | A8 | |
7 | 7902,1 | си 5 | h 5 | B8 |
Согласно книге рекордов Гиннесса, мировые рекорды на самую высокую ноту среди мужчин:
Мировой рекорд на самую высокую ноту среди женщин и абсолютный:
Мировой рекорд на самую низкую ноту среди женщин с 2018 года принадлежит Хелен Лейхи из Германии (Helen Leahey): ре большой октавы (72,5 Гц), её самая высокая нота — ре второй октавы .
Мировой рекорд на самую низкую ноту среди мужчин и абсолютный — у американского певца Тима Стормса , чей голос с годами становится ниже, из-за чего он несколько раз обновлял рекорд: в 2002 и 2008 годах, с 2012 года G −7 или 0,189 Гц.
Мировой рекорд среди мужчин и абсолютный на самый широкий диапазон — также у Тима Стормса, 10 октав с 2008 года, от G/G# −5 до G/G# 5 (неточные ноты, 0,7973 Гц — 807,3 Гц, его самая высокая нота соль второй октавы), но большая часть этого диапазона относится к инфразвуку, не слышимому человеческим ухом и регистрируемому только специальными приборами, тогда как у Джорджии Браун весь вокальный диапазон слышимый .
С помощью данной схемы или клавиатуры фортепиано возможно нахождение частоты звука. Для этого можно пользоваться следующей формулой:
где n — это порядковый номер ступени (на клавиатуре номер клавиши слева), начиная с «ля» субконтроктавы, отсчитывается с нуля.
Например, для нахождения частоты «ре» малой октавы n будет равно 29:
Частоты в герцах (интервал от До первой октавы в полутонах) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Октава →
Нота ↓ |
Суб-контр | Контр | Большая | Малая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
C | 16,352 (−48) | 32,703 (−36) | 65,406 (−24) | 130,81 (−12) | 261,63 (±0) | 523,25 (+12) | 1046,5 (+24) | 2093,0 (+36) | 4186,0 (+48) | 8372,0 (+60) | 16744.0 (+72) |
C ♯ / D ♭ | 17,324 (−47) | 34,648 (−35) | 69,296 (−23) | 138,59 (−11) | 277,18 (+1) | 554,37 (+13) | 1108,7 (+25) | 2217,5 (+37) | 4434,9 (+49) | 8869,8 (+61) | 17739.7 (+73) |
D | 18,354 (−46) | 36,708 (−34) | 73,416 (−22) | 146,83 (−10) | 293,66 (+2) | 587,33 (+14) | 1174,7 (+26) | 2349,3 (+38) | 4698,6 (+50) | 9397,3 (+62) | 18794.5 (+74) |
D ♯ / E ♭ | 19,445 (−45) | 38,891 (−33) | 77,782 (−21) | 155,56 (−9) | 311,13 (+3) | 622,25 (+15) | 1244,5 (+27) | 2489,0 (+39) | 4978,0 (+51) | 9956,1 (+63) | 19912.1 (+75) |
E | 20,602 (−44) | 41,203 (−32) | 82,407 (−20) | 164,81 (−8) | 329,63 (+4) | 659,26 (+16) | 1318,5 (+28) | 2637,0 (+40) | 5274,0 (+52) | 10548 (+64) | 21096.2 (+76) |
F | 21,827 (−43) | 43,654 (−31) | 87,307 (−19) | 174,61 (−7) | 349,23 (+5) | 698,46 (+17) | 1396,9 (+29) | 2793,8 (+41) | 5587,7 (+53) | 11175 (+65) | 22350.6 (+77) |
F ♯ / G ♭ | 23,125 (−42) | 46,249 (−30) | 92,499 (−18) | 185,00 (−6) | 369,99 (+6) | 739,99 (+18) | 1480,0 (+30) | 2960,0 (+42) | 5919,9 (+54) | 11840 (+66) | 23679.6 (+78) |
G | 24,500 (−41) | 48,999 (−29) | 97,999 (−17) | 196,00 (−5) | 392,00 (+7) | 783,99 (+19) | 1568,0 (+31) | 3136,0 (+43) | 6271,9 (+55) | 12544 (+67) | 25087.7 (+79) |
G ♯ / A ♭ | 25,957 (−40) | 51,913 (−28) | 103,83 (−16) | 207,65 (−4) | 415,30 (+8) | 830,61 (+20) | 1661,2 (+32) | 3322,4 (+44) | 6644,9 (+56) | 13290 (+68) | 26579.5 (+80) |
A | 27,500 (−39) | 55,000 (−27) | 110,00 (−15) | 220,00 (−3) | 440,00 (+9) | 880,00 (+21) | 1760,0 (+33) | 3520,0 (+45) | 7040,0 (+57) | 14080 (+69) | 28160.0 (+81) |
A ♯ / B | 29,135 (−38) | 58,270 (−26) | 116,54 (−14) | 233,08 (−2) | 466,16 (+10) | 932,33 (+22) | 1864,7 (+34) | 3729,3 (+46) | 7458,6 (+58) | 14917 (+70) | 29834.5 (+82) |
H | 30,868 (−37) | 61,735 (−25) | 123,47 (−13) | 246,94 (−1) | 493,88 (+11) | 987,77 (+23) | 1975,5 (+35) | 3951,1 (+47) | 7902,1 (+59) | 15804 (+71) | 31608.5 (+83) |
Примечание: В американской традиции нота Си обозначается как «B» вместо «H», а Си бемоль - как «B ♭ » вместо «B». |