Дон (титул)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ван ( кит. 王 , пиньинь : wáng); Выонг ( вьетн. Vương , тьы-ном 王) — титул правителя в странах «ханьского (китайского) культурного влияния» (кроме Японии ), соответствующий примерно европейским лат. rex — царь или англ. king — король .
Титул, судя по всему, является одним из древнейших и не входил в иерархию пяти степеней знатности ( гун , хоу , бо , цзы , нань ) и стоял над ними.
Титул использовался уже со времён династии Шан (трад. датировка 1600—1027 до н. э.), широко известен по гадательным надписям . Верховные правители династии Чжоу (1045—256 до н. э.) называли себя ванами, подчёркивая древность титула (например, Вэнь-ван — Царь Просвещённый).
По мере ослабления влияния династии Чжоу титул был самовольно присвоен бывшими государствами-подданными Чжоу. Согласно Сыма Цяню, во второй половине 4 в. до н.э. (период Воюющих Царств) правитель Ци впервые использовал его для себя, затем самозванными носителями этого титула упоминаются правители Ци и Вэй, и следом за ними аналогичную практику принимают Цинь и Чу, а впоследствии и правители остальных царств. Первоначально выражавшее несогласие с таким нарушением ритуальных норм царство Чжао вскоре также последовало их примеру. Как следствие, к моменту объединения Китая в империю титул потерял коннотацию верховной власти и был заменен Цинь Шихуаном на хуанди 皇帝, последний с тех пор носит значение, соответствующее первоначальному значению понятия ван .
В раннеимперский период происходит уценка титула до уровня удельного владыки. Им наделялись правители относительно самостоятельных владений, входивших в империю. В этом смысле титул получил значение сродни европейским титулам « герцог » или «великий князь». Со времён империи Хань титул присваивался ещё наследнику престола, до тех пор, пока он не вступил на трон, а также близким родственникам властвующей семьи мужского пола (в этом смысле титул равнозначен европейским понятиям « цесаревич », « инфант », « принц » и « князь императорской крови »).
Пожалование титулом вана было исключительным правом императора, однако в периоды феодальных междоусобиц нередки были случаи присвоения этого титула наиболее влиятельными феодалами. Так, Лю Бэй , основав царство Шу , до принятия титула императора носил титул Ханьчжунского вана.
В Тайпинском восстании Хун Сюцюань (1813–1864) снова использовал термин ван , для обозначения претензии на верховную власть. Как и в династию Чжоу (летопись Чуньцю ), в тайпинских документах фигурирует термин «небесный ван ».
См. также: Знать империи Тан
В период империи Тан ( 618 — 907 ) высшая аристократия, представленная ванами, получала широкие преимущества в имущественной и правовой сфере. Имперские законы выделяли три разряда ванов: циньваны, сываны и цзюньваны.
Ванам разрешалось содержать собственную администрацию, имевшую все признаки государственной: ванфугуань кит. 王府官 .
Как указано в династийной летописи: «Поддерживал и поправлял в случае ошибок и упущений».
Разрабатывал общие концепции и обсуждал текущие дела.
Сопровождал вана, по надобности напоминал ему о правилах поведения.
Должности совмещения.
Заведовал библиотекой вана.
Один в Западной палате, второй в восточной. Вводили в княжеский дом почётных гостей, особенно учёных и мудрецов.
Чиновники, занимающиеся управлением двором:
Следил за исполнением текущих дел.
Занимался тем же, чем и юань, но по другим отделам.
Оформлял распоряжения вана.
Оформляли представления вана императору или наследнику престола.
Заведовал передачей дел, проверял, нет ли задержек, проверял и визировал документы, снимал копии и регистрировал их.
Учитывал чиновников двора, записывал их, проверял выполнение ими задач, занимался снабжением их и следил за порядком на рабочих местах.
Заведовал выплатами зернового кормления, приготовлением еды на кухне, вносом/выносом продуктов, закупками продуктов, заготовкой дичи и рыбы, сена и соломы.
Учитывал крестьянские дворы вотчины вана, слуг. Занимался охотой, оформлял подорожные.
Заведовал стражниками: списками, проверял заслуги, почётный караул, регалии, отпуска и командировки.
Заведовал конями, конюшнями, пастбищами, колесницами, значками, военным снаряжением.
Заведовал расследованиями, наказаниями при дворе (кроме уголовных).
Заведовал земляными работами и общественными зданиями.
У каждого цао цаньцзюньши в подчинении было: 2 писца (史), и один кладовщик (府, два только у подворного хуцао).
Отправлялись, по необходимости, для проверок на местах.
Обнародовали ванские распоряжения и отправляли их в надлежащие инстанции.
Братья царствующего императора и его сыновья (кроме наследника) получали огромные земельные пожалования и собственный удел — ван го кит. 王國 , где соответственно создавалась ванская администрация «циньванго» кит. 親王國 . В династийных хрониках нет данных, о том, что ванская администрация управляла уделом вместо императорского правительства, так что, вероятнее, администрация занималась обслуживанием вана и его окружения.
Возглавляя администрацию, решал все вопросы.
Помогал лину и заведовал налоговыми поступлениями.
Обучал дворцовых женщин (от аристократок и до служанок включительно).
Помогал сюэгуаньчжану.
Заведовал поставками продовольствия и приготовлением еды.
Помогал шигуаньчжану.
Заведовали животными вана и их выпасом.
Помогал цзюмучжану.
Заведовали складами, отвечали за сохранность вещей.
Помогал даньфучжану.
Около 350 человек.
Ведали сяовэями, при организации охраны и сопровождения. Ведали лошадьми стражников и упряжью.
Также:
Им полагались луки и другое парадное оружие.
Подавали вану лошадей и колесницы. Эти стражами могли быть: сыновья и внуки наградных чиновников 2-1 рангов, почётных 5-1, сяньнаней (мелкий аристократ) или выше.
Около 650 человек.
Остальные либо как в личной охране,
либо по «Тан лю дянь»: 3 сяовэя, 7 люйшуаев, 13 дуйчжэн и дуйфу.