Андреевский, Иван Ефимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Миха́йлович Андрее́вский (псевдоним Андре́ев ; 14 [26] марта 1894 , Санкт-Петербург — 30 декабря 1976 , Нью-Йорк ) — русский философ, литературовед , церковный историк , врач-психиатр. В 1920-е — 1930-е годы — деятель иосифлянского движения, с конца 1940-х годов — видный публицист и идеолог РПЦЗ, преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, популяризатор термина « катакомбная церковь ». Брат поэтессы Марии Шкапской .
Родился 14 (26) марта 1894 года в семье архивариуса Михаила Петровича Андреевского; его дед по отцу был священником.
Учился в гимназии в Петербурге. В 1907 — 1912 годы — организатор и участник самообразовательных молодёжных кружков, ряда рукописных ученических журналов. В 1912 году, будучи учеником 6-го класса гимназии, был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга (за антиправительственную деятельность: вместе с товарищем готовил прокламации); был приговорён к ссылке в Олонецкую губернию ; приговор был отменён благодаря вмешательству миллионера Шахта. Уехал в Западную Европу.
В 1913 — 1914 годы изучал философию в Сорбонне . В 1914 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, который окончил 4 года спустя; одновременно с обучением проходил военную службу — фельдшером психиатрических отделений в военных госпиталях. В 1918 году учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета .
С 1922 года — преподаватель Петроградского университета, но вскоре был уволен большевистскими властями. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. Преподавал литературу в одной из средних школ Петрограда, где его учеником был будущий академик Дмитрий Лихачёв .
В 1923 года организовал и возглавил кружок литературного и религиозно-философского направления, который получил название («Художественно-литературная, философская и научная академия»). По воспоминаниям Дмитрия Лихачёва, посещавшего этот кружок: «Расцвет Хельфернака приходился примерно на 1921—1925 гг., когда в двух тесных комнатках Ивана Михайловича Андреевского на мансардном этаже дома по Церковной улице № 12 (ныне улица Блохина) каждую среду собирались и маститые учёные, и школьники, и студенты. Помню среди присутствовавших С. А. Аскольдова (Алексеева), М. В. Юдину , доктора Модеста Н. Моржецкого, В. Л. Комаровича , И. Е. Аничкова , Л. В. Георга, Е. П. Иванова, А. А. Гизетти , М. М. Бахтина, Всеволода Вл. Бахтина, А. П. Сухова и многих других, а из молодежи — Володю Ракова, Федю Розенберга, Аркашу Селиванова, Валю Морозову, Колю Гурьева, Мишу Шапиро, Серёжу Эйнерлинга <…> Во время заседаний пускалась по рядам громадная книга, в которой расписывались присутствующие и где на страницах сверху своеобразным „готическим“ почерком Ивана Михайловича Андреевского была обозначена тема доклада, фамилия докладчика и дата <…> Доклады были самые разнообразные — на литературные, философские и богословские темы. Обсуждения бывали оживленными. Комнатки Андреевского никогда не бывали пустыми. У Ивана Михайловича была огромная и тщательно подобранная библиотека. (Книги тогда были исключительно дешевы: их могли менять на хлеб, соль, муку, ими даже торговали на вес!) Каждый мог брать из библиотеки Ивана Михайловича любую книгу, даже в его отсутствие, но обязывался наткнуть расписку в её получении на специальный крючок и не держать книгу дольше определённого срока»
Посещал подпольные богословские курсы и существовавшие в 1920-х годах в Петрограде религиозно-философские кружки; в 1926 году вступил в преподобного Серафима Саровского . Выступал против обновленчества ; в 1927 году резко осудил « Декларации » Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , призывавшую к полной лояльности советской власти. Активный участник « иосифлянского движения » в Российской Церкви (названному по имени смещённого Сергием митрополита Иосифа (Петровых) ). Входил в состав делегации «иосифлян» во главе с епископом Димитрием (Любимовым) , прибывшей 27 ноября 1927 к митрополиту Сергию (Страгородскому), с тем, чтобы убедить его отказаться от Декларации. Встреча закончилась безрезультатно.
Весной 1928 года был арестован в Ленинграде за организацию нелегальных религиозно-философских кружков среди молодёжи.
В 1928— 1930 годы вместе с Дмитрием Лихачёвым , также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках , где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву , где привлечён к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви », получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге , где также имел общение с «иосифлянами».
В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского (вместе со священномучеником Викторином Добронравовым ), главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви , тайно вел семинар по изучению богословия.
Арестовывался в марте 1938 года .
Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антибольшевистской газеты « За Родину ».
В 1944 году эмигрировал в Германию . В 1950 переехал в США ; постоянно жил при Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк , по приглашению архимандрита Виталия (Максименко) .
Его труды о Катакомбной церкви — один из немногих источников по её истории, написанных участником событий. Однако по оценке историка Андрея Кострюкова в трудах И. А. Андреева эмоции часто доминируют над научным анализом . По поводу его труда «Благодатна ли советская церковь?» Кострюков пишет: «Для него Московский Патриархат не Церковь, а антихристианская богохульствующая организация, совершившая „нечто еще более страшное, чем нарушение канонов и догматов“. В связи с этим не представляется удивительным и то, что слово „патриарх“ применительно к Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому), Андреевский всегда пишет в кавычках. Однако после непрерывного потока кощунств и утверждений о безблагодатности Московского Патриархата Андреевский делает совершенно несогласованный с основной идеей книги вывод о том, что его благодатность всего лишь сомнительна» .
До 1971 года преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей ; преподавал патрологию, а также нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы.
Скончался в Нью-Йорке; похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.
Автор ряда статей по церковной истории и работ по психологии, философии, апологетике и русской литературе, написанных под псевдонимом И. М. Андреев, в том числе: