Эгидий (магистр армии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эгидий Саделер Второй , также Жиль Саделер ( нидерл. Egidius (Gilles) Sadeler ; чеш. Aegidius (Egidius) Sadeler; Jiljí Sadeler , ок. 1570 , Антверпен — 1629 , Прага ) — фламандский живописец , рисовальщик и гравёр , мастер резцовой гравюры на меди. «Рудольфинец» — работал при дворе императора Рудольфа II в Праге. Мастер северного, или «рудольфинского», маньеризма .
Семья Саделер была самой крупной и, вероятно, самой успешной из династий фламандских художников-гравёров и издателей, которые доминировали в искусстве Северной Европы конца XVI — начала XVII века. Как и в случае с другими семьями мастеров — Вирикс и Ван де Пасс , — стиль работы членов семьи настолько схож, что их произведения часто трудно различить из-за отсутствия подписей, дат или свидетельств местонахождения. Саделеры в основном занимались репродукционной гравюрой, то есть гравировали по рисункам и картинам других художников, выполняя важную роль распространения и популяризации их произведений. Всего не менее десяти мастеров по фамилии Саделер трудились гравёрами в испанских Нидерландах, Германии, Италии, Богемии и Австрии .
Саделеры произошли от мастеров-гравёров и чеканщиков оружия и доспехов из Алста , восточная Фландрия. У Яна де Саеллера или Саделера (Jan de Saeyelleer, Sadeleer) было трое сыновей, которых обычно называли «Саделер»: Ян, или Йохан, I (1550, Брюссель — 1600, Брюссель или, возможно, Венеция ), Эгидий Первый (ок. 1555, Брюссель — ок. 1609, Франкфурт-на-Майне ) и Рафаэль Эгидий Первый (ок. 1560, Антверпен — 1628 или 1632). Другой Саделер, Маркус или Марко, был печатником и, возможно, издателем, работавшим в Харлеме в 1586—1587 годах, и предположительно также является членом этой семьи .
Ян Саделер Первый (I), или Старший, был отцом Юстуса (ок. 1572, Антверпен — ок. 1620) и Маркуса Кристофа (Мюнхен, работал в 1614—1650 г.). Эгидий I был отцом Эгидия II (ок. 1570, Антверпен — 1629, Прага). Рафаэль I был отцом Рафаэля II (1584—1627 или 1632, оба в Антверпене), Яна II (ок. 1588—1665 или позже) и Филипса (ок. 1600, работал до 1650 г.). Эгидий II был отцом Тобиаса, который работал в Вене с 1670 по 1675 год.
Ян (Иоаннес) Саделер Первый был известен в Антверпене с 1572 года. В том же году он стал мастером Гильдии Святого Луки . К 1569 или 1570 году он работал на издателя Христофора (Кристофера) Плантена . Там к нему присоединился его младший брат Рафаэль Саделер Первый, и они продолжали тесно сотрудничать, переехав в Кёльн примерно в 1579 году, но продолжая посещать Антверпен. Потрясения голландского восстания разбросали всех антверпенских художников по Северной Европе, а после осады Антверпена испанцами в 1585 году Ян и Рафаэль уехали в Германию, работали в Майнце , Франкфурте-на-Майне , Мюнхене , прежде чем в 1593 году отбыли в Италию. Сначала они отправились в сопровождении своего племянника Эгидия II в Верону, затем в 1596—1597 годах в Венецию, где у них была своя мастерская. В 1604 году Рафаэль Саделер вернулся в Мюнхен, оставался до конца своей жизни, последняя запись о которой датируется 1622 годом. Сын Яна Маркус, или Марко, остался в Италии в качестве издателя и художника, хотя может возникнуть путаница между его работами и работами его предполагаемого родственника, старшего Маркуса .
Эгидий Саделер Второй (иногда называемый Эгидиус или Жиль; ок. 1570—1629) был ведущим и наиболее известным гравёром северного маньеризма. Переехав в детстве в Кёльн (ок. 1579), затем в Мюнхен (ок. 1588), он обучался в Антверпене. В 1589 году был принят в Гильдию Святого Луки , затем уехал в Италию, работал в Риме (1593), вернулся в Мюнхен со своими дядями Яном и Рафаэлем в 1594 году. Путешествовал с ними в Верону и, вероятно, в Венецию (1595—1597). После поездки (по-видимому, в одиночку) в Неаполь он в 1597 году переехал в Прагу, где провёл остаток своей жизни, в основном работая при дворе императора Рудольфа II Габсбурга .
Некоторое время Эгидий Саделер жил в доме Бартоломеуса Спрангера , произведения которого он переводил в гравюры. Он продавал гравюры с прилавка во Владиславском зале Пражского Града , показанном на его гравюре (1607). Из поездки в Италию он привёз гравюры по произведениям мастеров итальянского Возрождения : Рафаэля , Тициана , Тинторетто , а также художников Северного Возрождения , в частности Альбрехта Дюрера , Пауля Бриля и Дениса Калверта . Позднее работал над собственными композициями — пейзажами и портретами известных личностей из окружения императора Рудольфа II. Наиболее удавшимися считаются его портреты художника Бартоломеуса Спрангера и его жены Кристины (1600), вид Владиславского зала, а также изображения города Праги. В 1607 году он закончил работу над большой панорамой Праги (с горы Петрейн).
В Праге он сотрудничал с фламандским гуманистом Якобом Типотием (1540—1601), придворным историком императора Рудольфа II, над книгой эмблем «Символы Божественные и человеческие» (Symbola Divina et Humana). Саделер выполнил к этому изданию гравюры (1601—1603).
В 1605 году Эгидий Саделер награвировал карту Чехии, её территории между 48°16’ и 50°58’ с. ш., и от 29°54’ до 34°28’ в. д. Кроме собственно Чехии, карта охватывала также пограничные районы соседних Венгрии и Словакии. В 1620 году он разработал новую карту Чехии (Bohemia in suas partes geografice distineta), на ней были обозначены различные города (Прага, Эгер , Братислава ), реки (например, истоки Эльбы ), Рудные горы и многое другое. Поля карты были украшены изображениями различных персонажей: царственных особ, представителей народностей, сословий и ремёсел.
Гравюры Саделера использовали многие пражские художники: декораторы интерьера , чеканщики по металлу и резчики по дереву, эмальеры, в том числе его родственник, также знаменитый «рудольфинец», гравёр по стеклу Каспар Леман .
Из учеников Эгидия Саделера наиболее известны Венцель Холлар и Иоахим фон Зандрарт .