Interested Article - Мишна
- 2021-02-22
- 1
Мишна́ ( ивр. מִשְׁנָה — букв. «повторение») — древнееврейский религиозно-юридический сборник ; древнейший после Библии сборник законов ; первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма . Согласно еврейской традиции, Мишна является частью устного Закона , преподанного Всевышним Моисею на горе Синай вместе с письменным Законом ( Торой ) и записанного позднее .
Окончательная редакция составлена рабби Иехудой ха-Наси (последним из таннаимов , т. e. учителей фарисейского направления) в 189—219 годы н. э. ; в ней собраны и распределены по отделам и трактатам те толкования и дополнения к Писанному закону , которые служили руководством в религиозной практике — как совокупность иудейских традиций, возникших ещё до начала III века до н. э. . В этом смысле Мишна означает Устный Закон в противоположность письменному . В широком смысле под термином Мишна понимают и галахические мидрашим и Тосефту — толкования к Мишне .
Мишна не является сборником законов в общепринятом смысле, так как в большинстве случаев в ней приводятся и ставятся рядом различные мнения древних законоучителей, без указания окончательного решения . Тосефта, как сборник, составлена на тех же основах и в той же форме, как и Мишна, а Мехилта , и Сифре показывают, как возник в каждом отдельном случае устный закон из закона писанного — прямо из текста или опираясь на содержавшийся намёк. Они представляют собой непрерывный галахический (о праве) и аггадический (о морали) комментарий к Св. Писанию: дошедшая до нас часть Мехилты — к Книге Исход , Сифра — к Книге Левит , а Сифре — к Книге Чисел и Второзаконию .
Следом за составлением Мишны её стали объяснять в школах вместе со Св. Писанием, стараясь привести её к источнику — к Библии или к более древним, действительным или предполагаемым, традициям. Тосефта, Мехилта, Сифра, Сифре и другие подобные произведения, которые не дошли до нас или дошли лишь в отрывках, также стали предметом исследования. Все суждения, высказанные амораями ( ивр. אָמוֹרָאִים амораим — «объясняющие») при изучении Мишны и подобных ей сочинений в течение 300 лет в высших школах Палестины и Вавилонии , а также все мнения, выраженные во время прений, — все это собиралось и заносилось в хаотическое собрание протоколов — Талмуд . Труд амореев называется Гемарой , это род комментария на Мишну; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Мишна только одна, Гемар же — две, иерусалимская и вавилонская .
Число трактатов Мишны — 63; в Гемаре вавилонской 37 трактатов, в Гемаре иерусалимской их 39 .
Этимология
Слово мишна ( ивр. משנה ) происходит от корня ש-נ-ה ( шин - нун - хе ), означающего « заучивание » или «повторение». Вариация этого корня в том же значении встречается и в других семитских языках : ср. арамейское слово танна ( арам. תנא) и арабское слово сунна ( араб. سنة ).
История написания
Мишна была собрана и отредактирована в конце II — начале III века н. э. раввином Иехудой ха-Наси , который известен как просто «Рабби». Почти весь текст написан на иврите , за исключением нескольких стихов, которые написаны на арамейском языке .
Тексты Мишны первоначально существовали только в устной форме и передавались от учителя к ученику. Самые древние из них относятся к периоду правления Хасмонеев . Источниками Мишны служили воспоминания очевидцев (в основном в трактатах, посвящённых богослужению в Иерусалимском Храме ); толкование заповедей Торы, содержащееся, в основном, в галахических мидрашах ; решения раввинских судов, выступающие в качестве прецедентов . В I—II веках н. э. всё это стали сводить в сборники галахических постановлений; особую роль в их систематизации сыграл Рабби Акива , которого называют «отцом Мишны». Он же выдвинул идею о том, что законы, выведенные путём толкования Торы, имеют такую же силу, как и заповеди, содержащиеся в самой Торе, так как и то и другое было сообщено Моисею Богом.
Иехуда ха-Наси, тщательно отобрав имевшийся в его распоряжении материал, составил окончательный, канонический вариант Мишны. В ряде случаев он подвёл итог спорам законоучителей, выведя окончательные постановления по ряду вопросов. Все прочие высказывания раввинов с I века до н. э. до II века н. э. стали таким образом неканоническими — «внешними» ( арам. בָּרַיְתָא , бара́йта ). Сборники этих высказываний начали формироваться сразу после составления Мишны; один из первых таких сборников — Тосефта — сохранился до нашего времени и включается в стандартное издание Талмуда.
С завершением записи Мишны закончилась эпоха « танаим » и началась эпоха « амораим » — толкователей Мишны. Дальнейшее развитие раввинского законодательства шло по пути составления комментариев к Мишне. Эти комментарии за следующие три столетия были записаны главным образом на арамейском языке и известны как Гемара . Гемара известна также как Вавилонский Талмуд .
Структура и содержание
Мишна содержит 63 трактата в шести разделах (трактаты подразделяются на главы, а главы — на отдельные законы, каждый из которых называется как и вся книга — «мишна»):
Первоначально состав разделов и порядок следования трактатов не был определён; он имеет некоторые различия в Мишне и в обоих Талмудах (Вавилонском и Иерусалимском). Традиционно считается, что трактатов в Мишне 60, а не 63. Действительно, изначально первые три трактата раздела Незикин составляли один трактат, который из-за большого размера был разбит на три равные части. Трактаты Санхедрин и Макот также представляли собой один трактат, что очевидно ввиду их смыслового единства. В конечном счёте трактаты внутри разделов расположили по принципу уменьшения объёма, который, однако, не всегда соблюдается. Так, в начало первого раздела поместили трактат Брахот, имеющий к основной теме раздела лишь косвенное отношение.
В своём построении Мишна носит следы того, что когда-то это был текст, предназначенный не для записи, а для запоминания. Законы в ней приводятся не в систематическом, а в ассоциативном порядке: так, в трактате Сота , посвящённом испытанию жены, подозреваемой в измене (см. Чис. ), после закона о том, на каком языке должен быть написан свиток заклятия, в нескольких главах следует обсуждение о том, на каком языке следует произносить различные молитвы, речи и т. п. Трактаты часто начинаются с легко запоминаемых числовых правил, а заканчиваются описанием какого-либо интересного и поучительного случая или просто запоминающимся высказыванием, не имеющим как бы прямого отношения к исполнению заповеди, но оставляющим свободу толкования и морального вывода изучающему.
Являясь по сути правовым кодексом и руководством к действию в различных областях жизни, Мишна не претендует на полноту нюансов, но любое последующее толкование не может противоречить букве закона. Законы письменной Торы, вокруг которых строится всё содержание и обсуждение определённого трактата, в нём не приводятся полностью: предполагается, что читатель с ними уже хорошо знаком. Некоторые галахические вопросы остаются не решёнными однозначно: приводится только мнение разных раввинов на этот счёт. Таким образом, целью работы составителя была запись полного свода основ религиозных законов, чтобы каждый мог основывать на нём свои действия и решения. Текст Мишны стал каноническим, а дальнейшее толкование положений Мишны пошло по пути её комментирования и разъяснения истоков.
Комментаторы Мишны
Среди комментариев к Мишне наиболее популярным многие столетия был комментарий рабби Овадия из Бертинуро , которого кратко называют Бартиноро (или Бертинура, Бертинуро ). Комментарий Бартиноро охватывает все трактаты Мишны и даёт простой смысл законов в ней написанных. Для этого автор привлекает как обсуждение Мишны Талмудом , так и комментарий Раши к Талмуду.
См. также
Примечания
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Адольф Шаевич, Этери Чаландзия . . — ISBN 5961422852 .
- : [ 4 января 2023 ] // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 518. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- (неопр.) . Дата обращения: 1 февраля 2020. 1 февраля 2020 года. Биография духовного лидера евреев, автора знаменитых комментариев к мишне (Устной Торе).
Литература
- : [ 4 января 2023 ] // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 518. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1911. — Т. 11. — Стб. 124—137.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Тищенко С. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLVI : « Михаил Пселл — Мопсуестия ». — С. 113-120. — 752 с. — 36 000 экз. — ISBN 978-5-89572-053-0 .
Текст
- (неопр.) . Архивировано из 1 сентября 2009 года.
- (неопр.) . Архивировано из 15 августа 2009 года.
- (неопр.) . Архивировано из 18 августа 2009 года.
- (неопр.) . Архивировано из 20 сентября 2009 года.
- (неопр.) . Архивировано из 20 сентября 2009 года.
- (неопр.) . Архивировано из 21 декабря 2009 года.
Ссылки
- // по: ArtScroll Mishnah Series
- (неопр.) . Архивировано из 23 апреля 2008 года.
- (неопр.) . Архивировано из 24 июня 2009 года.
- 2021-02-22
- 1