Банкнота
- 1 year ago
- 0
- 0
Навузардан , также Набузардан ; Набузарадан ; Навузарадан ( др.-евр. נבוזראדן ; по-вавилонски Nabûzeriddina = «[бог] Небо́ подарил потомство»; лат. Nabuzardan ; Nebuzaradan), — начальник телохранителей вавилонского царя Навуходоносора II , сыгравший главную роль при разрушении иудейского Иерусалима (587 год до н. э.). Пророку Иеремии он предоставил полную свободу. Детально о его деятельности рассказывается в ветхозаветных текстах — книгах Царств и пророка Иеремии . Через пять лет после разгрома Иерусалима, он опять появился в Иудее и увёл группу иудеев в вавилонский плен ( Иер. ). .
Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, после сжёг Иерусалимский храм , дворец царя и отвёл жителей в плен в 11-й год царствования Седекии (IV Цар. XXV, 8, Иер. XXXIX, 10). По приказанию Навуходоносора он озаботился защитой пророка Иеремии , который подвергался опасности погибнуть при взятии города (Иер. XXXIX, 11-14).
Он оставил в Иерусалиме только бедных, ничего не имевших у себя, а всех прочих вывел из разрушенного им города в Вавилонскую область , обильную полями и виноградниками .
Ему также было поручено разыскать главных виновников возмущения против Навуходоносора в царствование Седекии, которые перечислены в IV кн. Царств (IV Цар. XXV, 18, 19) и в кн. пр. Иеремии (Иер. LII, 24, 25), и отвести их в , где в то время находился Навуходоносор. Навуходоносор предал их смерти вместе с сыновьями Седекии.
В аггаде Навузардан является типом преданного, исполнительного слуги. Посланный царём завоевать Иудею, он сражался, подобно льву, почему и назван был, согласно аггаде, « » (אריוך ; «львиный» ; Дан. ,). Сам Навуходоносор не хотел подвергаться опасностям войны. Навузардан помнил о поражении Синаххериба (поход Санахериба в Иудею при царе Езекии) ( Санг. , 95б), но не осмелился отказаться от царского поручения. В его обозе находилось 300 мулов, нагруженных железными топорами лучшего качества. Топоры эти, перед которыми не могло устоять обыкновенное железо, оказались бессильными у городских ворот и сломались, за исключением одного. Боясь судьбы Синаххериба, Навузардан был уже готов отступить, когда он услышал голос с неба: « Скакун и сын скакуна, о, не скачи! Ибо наступил день, когда святилище должно быть разрушено, а храм сожжён! ». С единственным оставшимся топором Навузардан приступил к разрушению ворот Иерусалима, и они открылись перед ним и его войском.
Вступив в храм, он заметил на полу кипевшую кровь. Это была невинно пролитая кровь пророка Захарии (Зехарии), сына Иегоиады (2Пар., 24, 12). Узнав, что это кровь священника и жреца, убитого жителями Иерусалима за то, что он предсказал падение города, Навузардан велел привести старцев и юношей и убить их. Кровь их смешалась с кровью пророка, но последняя продолжала кипеть. Когда число погибших дошло до 940 000 (по другим источникам — до 80 000), Навузардан испугался и воскликнул: « Зехария, Зехария! Я убил самых лучших детей народа, не желаешь ли ты, чтобы я всех истребил? ». Кровь убитого пророка успокоилась. Поражённый зрелищем, Навузардан сказал: « Если смерть одного из них была искуплена десятками тысяч, что же ждет меня? ». Он оставил службу у Навуходоносора и принял иудаизм ( Гит. , 57б; Санг. , 96б; в Иер. Таан., IV, 69а, б; в Pesik., изд. Бубера, 122а, и Koh. r., к 10, 4 ничего не говорится о его переходе в еврейство).