Мишне Тора
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мишне Тора » ( ивр. משנה תורה — «повторение Торы»), также « Йад ха-хазака » (יד החזקה — «сильная рука» ), « Йад » (יד — «рука», также «14» — число принципов кодификации заповедей Торы, на которых создана «Мишне Тора», в которой содержится также 14 глав) — написанный Маймонидом первый полный кодекс еврейского закона.
Составители Талмуда намеренно не упорядочивали Закон по темам, поскольку считали своей главной задачей привести наиболее полное галахическое (правовое) обсуждение каждой проблемы. Поэтому уже через несколько поколений большинство изучающих Талмуд нуждалось в путеводителе. Маймонид поставил перед собой задачу написать такой путеводитель. Он упорядочил обсуждаемые темы, объединив рассуждения, которые в Гемаре зачастую разбросаны по разным трактатам. Кроме того, он опустил те мнения, которые отвергаются в ходе талмудической дискуссии.
В предисловии к «Мишне Тора» Маймонид писал:
Я назвал эту книгу Мишне Тора (Повторение Торы), предполагая, что всякий человек, усвоив сначала Письменное учение, будет в состоянии немедленно приступить к изучению этого свода, по которому он изучит Устное учение, так, что ему не придётся читать никакой другой книги между ними.
То есть еврею, изучающему законы по его книге, не придётся обращаться к другим источникам, так как перед ним будет вся Устная Тора вместе с установлениями наших мудрецов и изложением обычаев со времён Моисея и до завершения Гемары.
«Мишне Тора» состоит из 14 книг и 100 глав (и дополнительно кем-то добавлен сидур в конце, отличающийся от благословений Маймонида в основном тексте книги). В иврите число «14» записывается при помощи букв йуд и далет , образующих слово йад («рука»). Кроме того, словосочетание ха-йад ха-хазака упоминается в последнем стихе последней из книг Пятикнижия — Второзаконие :
И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил перед глазами всего Израиля
— Втор.
По-сути «Мишне Тора» является кодексом (систематизированным сводом законов), так как сам процесс сведения законов в единое целое называется кодификацией , а полученное произведение – кодексом .
Маймонид перечислил ряд мотивов, побудивших его написать эту книгу:
________
И в это время большие невзгоды охватили нас, и утратили мы мудрость мудрецов наших… Поэтому объяснения галахот, которыми довольствовались наши гаоним, и которые некогда казались вполне понятными, требуют сегодня разъяснения, и лишь немногие из них понятны каждому (без разъяснений). И уже не достаточно привести закон, установленный в Вавилонском или Иерусалимском ( Талмуде ), в «Сифра», «Сифри», «Тосефте», которые требуют от читателя обширных знаний, душевного целомудрия и умственного напряжения. Только (вооружившись этими качествами) можно разобраться (в законах) позволяющих и запрещающих, а также в прочих законоположениях Торы… И потому я, Моше бен-Маймон из Испании, заручившись поддержкой Всевышнего, благословен Он, вник во все эти книги и написал сочинение, цель которого — разъяснение их мудрости: всего, что дозволено и не дозволено мудрецами нашими; что является скверной и что — чистое; а также прочие законы Торы. Все это (я изложил) языком ясным, кратким, чтобы вся Устная Тора стала достоянием каждого.
Маймонид описывает, основываясь на определённой традиции, период раби Иехуды ха-Наси , и объясняет причины, побудившие его великого предшественника написать Мишну:
Почему [написал Мишну] учитель наш святой, и не оставил всё, как прежде? Ибо видел, что уменьшается число изучающих (Тору), и надвигается беда, и Римское царство укрепляется и расширяется; а Израиль всё дальше и дальше отодвигается к периферии…
Разрушение государственности, нарушение спокойствия Израиля, социальная нестабильность и непосильная борьба с разрушительными силами, — все это ведет к падению культуры, оскудению душевных сил, — и, с другой стороны, является вызовом для сильных духом этого поколения, призванных Богом остановить процесс разрушения. Возможно, что параллель повлияла на Маймонида, который видел признаки сходства между двумя эпохами.
Знай, что не для того я писал это сочинение, чтобы возвеличиться в Израиле или чтобы прославиться в мире; …а для того чтобы освободить читателя от трудоемкого поиска галахот… ибо увидел я, что нет у народа полной книги, охватывающей (весь комплекс еврейского права)… Цель написания этой работы выражена в совершенно ясном заявлении Маймонида в предисловии к «Мишне Тора»:
чтобы каждый человек, …смог принять решение, имея уже готовую халаху, без того, чтобы чрезмерно утруждаться отсеиванием выводов из Гмары, или даже слов геоним, которые не все находились на одном и том же уровне, когда один говорит «так и так», а другой — «этак»…
«И возревновал я ревностью великой за Бога, увидев, что нет у народа полной книги, охватывающей (весь комплекс еврейского права), и нет (книги, раскрывающей) истинные и точные сведения (в этой области)» «Возревновал ревностью за Бога» не только потому, что чувствовал острую необходимость в книге законов и установлении, но и потому, что видел насущную задачу заполнить другую пустоту: порядок галахот, связанных с верой. В условиях, когда нет (в народе) пророческого видения, нет глубоких знаний и четкого понимания (духовного наследия), — простой свод галахот может оказаться несостоятельным. Слова Рамбама в начале проникают в саму суть проблемы
«…и уповайте на то, что будут (в народе) мудрецы или гаоним — называй их, как хочешь, — которые возведут законы на талмудической основе… и не пренебрегут познанием Всевышнего».
Всё свободное время, дни и ночи, на протяжении десяти лет рабби Моше бен-Маймон (Рамбам) отдавал титанической работе над книгой «Мишне Тора». В ней он систематизировал всю галаху, все законы, которые евреи обязаны были выполнять в дни Храма и в наши дни, будь то законы Торы или установления мудрецов. Книга написана на иврите, полном силы и выразительности.
В качестве введения к «Мишне Тора» Маймонид написал «Сефер ха-мицвот» («Книгу заповедей») , в которой дал краткие разъяснения всех 613 заповедей . «Сефер ха-мицвот» написана на арабском языке (на разговорном языке того времени) и переведена на иврит значительно позднее.
Маймонид опустил второстепенные, на его взгляд, споры вокруг того или иного закона, сократил материал, опустив длинные пояснения и места, чрезмерно нагроможденные свидетельствами и доказательствами. Однако все тексты, касающиеся принципиальных комментариев к закону, а также имеющие учебно-воспитательное значение, полностью вошли в книгу. Автор «Мишне Тора» — не только законодатель, но и комментатор; не только судья, но и учитель.
«Мишне Тора» и поныне считается одной из основных галахических книг. Всё в ней настолько взвешено и подсчитано, что невозможно найти лишнее слово или добавить новое.
Вся последующая галахическая литература сложилась под сильнейшим влиянием Маймонида.
В «Мишне Тора» нет ни имён, ни споров, ни аргументов. Она просто даёт галахические постановления в каждом индивидуальном случае. Она написана на прекрасном иврите очень доступным языком, и разделена на различные разделы так, чтобы любой мог легко находить нужное место.
Эта книга включает в себя не только законы, необходимые в настоящее время, но она также охватывает, законы, действующие во время существования иерусалимского Храма. Всё в книге построено в логическом порядке. Она основана не только на вавилонском, но также и на иерусалимском Талмудах, Барайте, Тосефте, Сифри, Сифро, Мехилта, а также на всех важных комментариях и постановлениях эпохи гаонов предыдущих поколений. Он часто полагается на Рифа в принятии окончательного решения. При изучении Талмуда одну и ту же тему можно найти в десятках разных мест. Гений Маймонида должен был собрать всё в логическом и систематическом порядке и решить, какому мнению следовать, так, чтобы всё было понятно без обращения к первоначальным источникам.
Несмотря на то, что Маймонид создал общепризнанный уникальный шедевр огромного для иудаизма значения, он не достиг главной задачи — прекратить споры и дать окончательный кодекс.
Сама книга «Мишне Тора» породила множество толкований и споров, кроме того, более поздняя галаха далеко не всегда следует Маймониду .
Комментаторы: Маасе-Рокеах, Бен-Арье.
Уже вскоре после появления книга вызвала огромный интерес по всему еврейскому миру и вызвала как похвалу, так и критику, особенно в силу того, что там не были указаны источники и не так просто было понять, как именно Маймонид сложил все запутанные страницы талмудических дискуссий в прозрачный и последовательный текст. Сам Маймонид описывает, как к нему прибыл один судья с книгой и задал автору вопрос по поводу одного закона об убийце, к которому не удаётся найти источник. Сам Маймонид тоже не смог, к своему смущению, найти источник. Но когда посетитель ушёл, Маймонид вспомнил и послал за ним вдогонку. Оказалось, что источник находится совсем не в том трактате, как можно было бы ожидать, поэтому его трудно найти. Посетитель ушёл совершенно поражённый .
Весной 1984 года Любавический Ребе М.-М. Шнеерсон предписал своим последователям ежедневно изучать по 3 или хотя бы по 1 главе из «Мишне Тора» (дополнительный, щадящий вариант — ежедневное изучение « » Маймонида, краткого обзора всех заповедей Торы). Причём речь шла об изучении «Мишне Тора» не по индивидуальным программам, а непременно по единой. Ибо одной из целей, которые, по его собственным словам, преследовал ребе, выступая с данной инициативой, было достижение ситуации, когда все евреи (или хотя бы как можно большее их число) каждый день изучают одни и те же главы труда, в котором собраны все законы Торы.
При молодёжной организации хасидов Хабада был создан особый штаб, который занимается составлением и распространением графиков изучения глав на каждый день года, печатных и электронных пособий в помощь участникам проекта и организацией торжественных съездов ( сиюмов ) в честь завершения каждого цикла.
В конце мая 2009 года в рамках этого проекта начался новый, 10-й цикл изучения «Мишне Тора» по 1 главе в день и 28-й — по 3 главы в день.
В проекте ежедневного изучения «Мишне Тора» принимают участие, по самым скромным оценкам, многие десятки тысяч евреев, представляющих все круги религиозного еврейства. Почти невозможно найти авторитетного раввина современности, который не поддержал бы проект и не принял бы посильного участия в нём и в его популяризации.