Гликштейн, Шломо
- 1 year ago
- 0
- 0
Шло́мо Го́рен (при рождении — Горончик ; 3 февраля 1917 (1917-02-03) , Замбрув — 29 октября 1994 , Иерусалим ) — третий главный ашкеназский раввин Израиля (1973—1983); с 1948 по 1968 год занимал должность главного военного раввина; генерал-майор (алуф).
Родился в посёлке Замбрув , находившемся с 1867 года в составе Ломжинской губернии Российской империи (теперь это территория Польши ). В 1925 году вместе с отцом репатриировался в Палестину . Отец стал основателем , где молодой Шломо провёл детство. Учился в иешивах «Эц Хаим» и «Хеврон» в Иерусалиме .
В 1936 году вступил в « Хагану » и принял участие в боях. В Арабо-израильской войне (1947—1949) принимал участие в боях за Иерусалим . В 1948 году стал основателем военного раввината, который возглавлял до 1968 года. В рамках своей должности ввёл различные постановления, в том числе хасидский нусах ( нусах сфарад ) как единую молитву в армии, а также обязательное соблюдение в армии кашрута .
Во время Шестидневной войны 1967 года был среди первых освободителей Иерусалима и вскоре после прибытия к Стене плача протрубил там в шофар . Фотография с равом Гореном, трубящим в шофар, быстро стала одним из символов Шестидневной войны. Вскоре после этого рав Горен поднялся на Храмовую гору , войдя в здание Купола Скалы со свитком Торы и с шофаром. Рав Горен пытался сделать Храмовую гору главной святыней Израиля, однако этому помешало постановление авторитетных раввинов, запрещающее евреям подъём на неё, пока она находится в состоянии ритуальной нечистоты.
В 1968 году был избран главным ашкеназским раввином Тель-Авива , в то время, когда рав Овадья был там сефардским . В 1973 году избран главным раввином Израиля вместе со своим коллегой из Тель-Авива равом Овадьей Йосефом .
Наиболее нашумевшим делом, связанным с деятельностью Горена как главного раввина, является решение по делу брата и сестры, считавшихся мамзерами большинством раввинов, включая Элиэзера Шаха и Йосефа Шалома Эльяшива («Дело брата и сестры»), в котором он признал, что они не являются мамзерами, что позволило им заключить браки. Решение рава Горена привело к его бойкоту части харедимного мира и усилению разрыва харедим с Главным раввинатом, однако « вязаные кипы » по-прежнему считали его авторитетом. В Старом городе Иерусалима равом Гореном основана иешива «Ха-Идра Раба».