Interested Article - Сирийские евреи

Сирийские евреи — потомки евреев , поселившихся на территории современной Сирии в VI веке до нашей эры. В конце XV века к ним присоединились испанские сефарды , прибывшие в Сирию по приглашению османского султана. Имели развитую культуру, которая появилась в результате смешения испанских и традиционных культурных особенностей еврейского народа. В Израиле имеют отдельную религиозную общину. С древнейших времён евреи состоявляли один из важнейших слоёв сирийского общества.

История

Доисламский период

Евреи начали селиться на территории Сирии с VI века до н. э. С 539 года она находилась под властью персидской династии ахеменидов . По сообщению Иосифа Флавия , персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей для религиозного судопроизводства для всей территории ахеменидской державы. В 333 году до нашей эры Сирия была завоёвана Александром Македонским , который даровал евреям новые привилегии, а также подтвердил их право на старые. После распада державы Александра Сирия стала важным центром селевкидского государства, которое ни в чём не притесняло иудейское население. При селевкидах еврейское население стремительно растло и процветало, этому способствовало дарование Селевком I Никатором евреям равных гражданских прав с эллинами, хотя при последующих селевкидских царях положение евреев существенно разнилось.

В 64 году до н. э. Сирия находилась под владычеством Рима, а её наместник также отвечал за Иудею. По свидетельствам современников, еврейское население того периода было весьма многочисленным, во многом подобная демографическая тенденция складывалась за счёт прозелитизма . Даже наместники Сирии находились под влиянием иудаизма. Несмотря на это, с началом иудейской войны в Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки. Всё население Дамаска — более 10 тысяч человек — было вырезано. Жители Антиохии требовали императора Тита лишить евреев всех привилегий и изгнать всех иудеев из города, но император оставил данное прошение без внимания. Спустя полтора столетия еврейская жизнь бурлила во всех крупных городах Сирии, в том числе и в Дамаске, где евреи смогли восстановиться после тяжелейших погромов. Сирийские иудеи поддерживали связи как с Эрец-Исраэль и местной общиной, так и с вавилонскими изгнанниками.

В первом веке нашей эры Сирия стала важным центром христианства . Именно в Сирии приступил к своей миссионерской деятельности христианский апостол Павел . В 325 году христианство стало государственной религией Римской империи. Это ни в коей мере не могло положительно сказаться на жизни еврейских общин, в том числе и сирийской. Начались гонения и преследования евреев на религиозной почве. Например, в 423 году на праздник Пурим христиане Антиохии устроили резню и убили многих членов местной еврейской общины. Поводом для погрома послужило убийство христианского мальчика, в котором обвинили евреев. В истории это стало одним из самых ранних случаев кровавого навета . При царствовании византийского императора Фоки гонения на евреев усилились. Он попытался силой обратить евреев в христианство, но столкнулся с сильным сопротивлением. В Антиохии, — центре еврейской жизни Сирии, вспыхнуло еврейское восстание, которое было безжалостно подавлено, почти все евреи были убиты, а остальные изгнаны из города. В 610 году Сирия переходит под контроль сасанидов , которые хорошо относились к евреям. В основном, иудейское население Сирии поддержало завоевателей, за что после перехода этих территорий под контроль византийцев жестоко поплатилось.

Период халифатов и султанатов

В 634—636 году Сирию заняли арабы , и положение евреев значительно улучшилось. В 661 году Дамаск становится столицей Омейадской державы , а иудеи становятся приближёнными халифов. Но с приходом к власти аббасидов в 750 году положение евреев Сирии резко ухудшается. Аббасидские халифы вводят Омаровы законы, а евреи подвергаются притеснениям, их настойчиво побуждают принимать ислам. В целом, во время правления аббасидов еврейское населения Сирии и халифата пострадало весьма серьёзно. Статус и отношение к не мусульманам в мусульманском обществе варьировалось в зависимости от времени и места . В 969 году Сирия попала под управление фатимидов . Их политика по отношению к иудеям была непостоянной и отличалась своеобразием. Сначала фатимидские халифы даровали евреям привилегии, покровительствовали им, а затем всё отбирали, уничтожали синагоги, насильно обращали евреев в ислам, после этого, через несколько лет они отменяли свои варварские распоряжения, возвращали имущество и синагоги. В 1174 году Сирия находится под властью Салах ад-Дина . При нём и его потомках, образовавших династию айюбидов, еврейские общины достигли огромного культурного и экономического расцвета. Во многом это результат дальновидной политики айюбидов и их веротерпимости. При них евреи занимали высшие государственные должности, а среди окружения султанов находилось немало просвещённых евреев, в том числе: врачи, поэты и учёные. Примером может служить Моше бен-Маймон , который был личным врачом Саладдина и его семьи. В 1260 году монголы опустошили Сирию, однако иудеев и христиан пощадили. В этом же году страна перешла под власть мамлюков, которые постепенно начали подвергать репрессиям еврейское население страны. В конце XIII века и начале XIV мамлюкские султаны сместили евреев с государственных должностей, но из-за нехватки квалифицированных служащих отменили своё распоряжение. Позже был возвращён ряд старых предписаний, которые должны были подчеркнуть второсортность евреев — еврейки должны были носить туфли разного цвета, а мужчины должны были подавать сигнал свистком при входе в общественные места. Исламские фанатики не гнушались возводить кровавые наветы, обещая не подвергать наказанию тех, кто перейдёт в ислам. В 1392 году иудеев обвинили в поджоге главной мечети Дамаска, одного подозреваемого сожгли заживо, а главы общины были подвергнуты пыткам.

В начале XV века сирийские евреи пережили вторжение Тамерлана , который опустошил ряд сирийских городов, в том числе сжёг Дамаск и подверг истреблению множество евреев. В Самарканд были уведены почти все ремесленники и мастера, еврейская община лишилась одних из лучших и образованных своих членов. Некоторые общины так и не возродились. В XVI веке еврейская жизнь начала возрождаться. Недалеко от Дамаска, в местечке под названием Джаубар, проживало около 500 семей, имевших свою собственную большую синагогу .

Мухаммад-Али и современный период

С 1832 года по 1840 год Сирия управляется египетским правителем Мухаммедом Али . Хотя большую часть государственных должностей занимали христиане, иудеи Сирии держали в своих руках капитал. Это не могло не вызывать зависти христиан, которую усиливал религиозный фанатизм . При Мухаммед Али евреи были уравнены в правах с мусульманами, хотя это не обеспечило им абсолютной безопасности. К 1920 году Сирия становится подмандатной территорией Франции , а крупные еврейские общины, общей численностью менее 20 тысяч человек, сохранились только в Халебе , Дамаске и в Камышлы . Продолжается еврейская эмиграция в Эрец-Исраэль. С 1919 года по 1948 в подмандатную Палестину переселилось около 9 тысяч евреев Сирии. В Сирии с начала 1920-х годов действовали многочисленные сионистские организации: Бейтар , Маккаби , Хе-Халуц , Лев-Эхад, Ха-Цви. Но постепенно их деятельность снижается.

С 1943 года Сирия является суверенным государством. Накануне провозглашения арабского и еврейского государств в Сирии проживало 16 тысяч евреев. После раздела Палестины на два государства евреев Сирии захлестнула волна жестокого насилия. В Халебе произошёл крупный погром , все синагоги были сожжены, никого не щадили. В 1949 году арабские фанатики подвергли разрушению еврейский квартал Дамаска. Под влиянием этих событий Сирию покинуло 10 тысяч человек. В 1950 году власти Сирии перестали выпускать евреев из Сирии. Евреи не могли продавать свою недвижимость, их финансовые учреждения конфисковались. Многих бросали в тюрьму без суда и следствия и подвергали пыткам. Они потеряли право свободно передвигаться по территории города, за ними следили. Часто их терроризировали палестинские арабы, бежавшие из Израиля. К 1970-м годам их положение немного улучшилось, был отменён ряд варварских законов, им разрешили эмигрировать в любую страну, кроме Израиля. Почти все они уехали. В начале 2000 годов в Сирии оставалось менее 100 евреев, в основном это люди пожилого возраста.

Перед началом гражданской войны в Сирии оставалось примерно 50 евреев. По состоянию на 2016 год официально в Сирии проживало 18 евреев. По неофициальным данным, только в Дамаске живут до 900 евреев .

Культура

Основными занятиями сирийских евреев были торговля и ремесло. Они заведовали местной торговлей и финансовыми операциями. Их искусство в изготовлении стекла, дублении кожи и покраске тканей было известно далеко за пределами Сирии. Многочисленные военные конфликты, смена династий и неприязнь соседей неблагоприятно сказались на развитии ремесла, и постепенно оно исчезло.

Примечания

  1. (Krämer 2006: 248)
  2. (Lewis 1939: 183)
  3. (Baron 1932: 3)
  4. (неопр.) . Дата обращения: 6 декабря 2017. 19 февраля 2022 года.

Ссылки

Литература

  • Lewis B. 1939 A Jewish Source Of Damascus Just After the Ottoman Conquest // Bullentin of the School of Oriental Studies 10(1): 183.
  • Krämer G. 2006 Anti-Semitizm in Muslim World. A Critical Review // Die Welt des Islam 46(3): 248.
  • Baron S. 1932 The Jews and the Syrian Massacres of 1860 // Proceedings of the American Academy for Jewish Research 4: 3.

Same as Сирийские евреи