Олкотт, Генри Стил
- 1 year ago
- 0
- 0
Генри Стил Олкотт (иногда Олькотт ; англ. Henry Steel Olcott ; 2 августа 1832 — 17 февраля 1907 ) — один из основателей и первый президент Теософского общества , участник Гражданской войны в США , полковник , юрист , журналист и писатель . Считается ведущей фигурой в современной истории ланкийского буддизма . Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это его почитают в Шри-Ланке .
Генри Стил Олкотт родился
2 августа
1832 года
в
, штат
Нью-Джерси
в
пресвитерианской
семье
. Его отец — Генри Вайскофф Олкотт
, предприниматель; мать — Эмилия Олкотт (урождённая Стил)
.
Генри рос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси.
Через некоторое время семья перебралась в
Нью-Йорк
, где Генри после школы поступил в
университет
.
В
Колумбийском университете
изучал
агрономию
.
Его первая книга по агрономии сахарного тростника «Sorghum and Imphee» (
1857
) принесла ему международную известность.
Афинский университет
(Греция) предложил Олкотту должность профессора по агрономии, но он отказался.
В 1858—1860 годах был редактором газеты «
Нью-Йорк трибьюн
» по сельскохозяйственной тематике.
В 1860 году Олкотт женился на Мэри Морган, дочери священника из города Нью-Рошелл . У них родились четыре ребёнка, из которых два умерли в младенчестве.
Олкотт служил в армии северян во время гражданской войны и участвовал в успешной кампании генерала Бернсайда в Северной Каролине . Во время войны он был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства (уже в звании полковника) для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. Морское министерство «нуждалось в аналогичных услугах» Олкотта. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке . Ему удалось упорядочить практику страхования и стать специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию.
Олкотт утверждал, что его знакомство со спиритизмом состоялось в 1844 году, когда он стал свидетелем месмерических феноменов Э. Дэвиса . С 1853 года по 1856 год он опубликовал несколько статей в «Spiritual Telegraph» под псевдонимом "Amherst".
А. Н. Сенкевич писал, что в 1874 году Олкотт прочёл статью о «совершенно невероятных феноменах», происходящих в штате Вермонт на ферме, принадлежащей медиумам братьям Эдди , и решил, что ему нужно поехать туда и во всём убедиться самому. Всё оказалось правдой. Олкотт поселился в «этом таинственном доме и в течение двенадцати недель ежедневно наблюдал сверхъестественные вещи». Дважды в неделю газета « The Daily Graphic » печатала его корреспонденции. Они привлекли к себе внимание Е. П. Блаватской , и она поехала на ферму. Здесь произошла первая встреча будущих основателей Теософского Общества.
Артур Конан Дойль , прочитав статьи Олкотта , был уверен, что он не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль писал:
«Некоторые опыты Олкотта столь скрупулёзны и так досконально описаны, что предвосхитили многие современные исследования и заслуживают тщательного рассмотрения. Например, он привёз из Нью-Йорка весы, тщательно проверенные и снабжённые сертификатом точности. Он потребовал, чтобы одна из материализованных форм — скво Хонто — встала на эти весы, а показания считывал третий человек — мистер Притчард, уважаемый гражданин и незаинтересованное лицо. Олкотт приводит результаты взвешивания, а также справку, заверенную Притчардом под присягой в городском собрании».
В начале 1875 года видные спиритуалисты пригласили Олкотта провести расследование по поводу обвинения в обмане, которое предъявлялось медиумам Дженни и Нельсону Холмсам, которые, как утверждалось, проводили сеансы вызова духа .
писал, что Олкотт не случайно оказался соратником Блаватской и первым президентом Теософского Общества: «Годы, проведённые в преподавании научных основ сельского хозяйства, раскрыли присущую ему инициативу и выявили дарование лектора, да и в своей юридической деятельности он много раз показал себя дельным организатором и надёжным администратором».
Элвин Кун писал, что 17 ноября 1875 года Теософское Общество было, наконец, создано. Его президентом стал полковник Генри Олкотт; вице-президентами — д-р Сэт Пэнкост и Дж. Г. Фелт; секретарём-корреспондентом — Е. П. Блаватская; секретарём по протоколу — Джон С. Кобб; казначеем — Генри Дж. Ньютон; библиотекарем — Ч. Содеран; членами совета — преподобный Г. Уигджин, Р. П. Уестбрук, г-жа Э. Хардинг-Бриттен , С. Э. Симмонс и Герберт Д. Моначези; адвокатом Общества — У. К. Джадж .
Теософское Общество провозгласило своими главными задачами следующее:
В 1875 году Блаватская начала писать свою первую книгу. Позднее Олкотт в своих мемуарах рассказал об их совместной работе над « Разоблачённой Изидой »:
«С утра до ночи она была за своим рабочим столом, и редко кто из нас ложился спать раньше двух часов ночи… Образование, на которое потребовалась бы целая жизнь, мне было дано в сжатой форме менее чем за два года… Я просматривал каждую страницу её рукописи по нескольку раз, и каждую страницу корректуры, записал для неё многие параграфы, часто просто передавая те идеи, которые ей не удавалось тогда сформулировать по-английски; помогал найти нужные цитаты и выполнял другую вспомогательную работу. Эта книга вобрала в себя все её достоинства и недостатки. Она создала своей книгой целую эпоху, и, созидая её, создала и меня — её ученика и помощника, — так что я смог выполнять теософскую работу в течение последующих двадцати лет».
В декабре
1878 года
Олкотт и Блаватская покинули
Нью-Йорк
и отправились в
Индию
, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества.
Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии.
Они прибыли в
Бомбей
16 февраля
1879 года
, впоследствии местоположением Общества стал город
Адьяр
.
Во время их визита в
1880 году
на
Цейлон
(
Шри-Ланка
) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры.
Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри-Ланке (Теософское Общество основало здесь более двухсот буддийских школ и несколько колледжей, наиболее известные из них — (англ.) (, (англ.) (, (англ.) (, (англ.) () ; также способствовал религиозному возрождению в Индии, Японии и других странах Востока . Стимулировал рост интереса к изучению санскрита . Объединил разные секты Шри-Ланки в буддийскую секцию Теософского Общества ( 1880 ); 12 сект Японии — в объединённый комитет по распространению буддизма ( 1889 ); буддистов Бирмы , Таиланда и Шри-Ланки — в Собрание Южных Буддистов ( 1891 ); и в заключение, северный и южный буддизм были воссоединены через подписание Четырнадцати Положений Буддизма (1891). С делегацией буддистов в индусском храме в Тинневелли посадил «дерево дружбы» ( 1882 ), что было первой демонстрацией братства между буддистами и индуистами за несколько сотен лет. В 1886 году Олкотт основал Адьярскую библиотеку, где впервые в истории религиозные учителя индуизма , буддизма , зороастризма и ислама собрались, чтобы благословить общее дело.
Макс Мюллер
писал, что Олкотт был инициатором публикации подлинных брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях слова о том, что «через тёмные стороны жизни их могут вести несколько лучей истины. Он показал им, что, несмотря на многие различия, их веками разделённые секты имеют много общего, что они должны отказаться от того, что не является существенным и придерживаться того, что является наиболее важным для создания истинных уз великого братства религий».
«
Буддийский катехизис
» Олкотта выдержал 44 издания (к
1938
), был переведён на 20 языков
и стал всемирно используемым учебником.
Олкотт получил благословение буддийских первосвященников Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда и Японии за свои труды для буддизма. За заслуги перед индуизмом был принят в касту
брахманов
.
Умер
17 февраля
1907 года
в Адьяре
, выразив желание видеть своей преемницей
Анни Безант
.
Махатма Кут Хуми написал о полковнике Олкотте в 1880 году :
«Он — тот, кто никогда не расспрашивает, но повинуется; кто может совершать бесчисленные ошибки из-за чрезмерного усердия, но никогда не откажется их исправить, хотя бы и ценою величайшего самоуничижения; кто рассматривает жертвование удобствами и даже жизнью, как то, чем можно радостно рискнуть, когда в этом появится необходимость; кто будет есть любую пищу или даже обойдётся без неё; будет спать на любой кровати, работать в любом месте, брататься с любым отверженным, переносить по этой причине любые лишения».
{{
cite news
}}
: Шаблон цитирования имеет пустые неизвестные параметры:
|coauthors=
(
справка
)