M2 (артиллерийский тягач)
- 1 year ago
- 0
- 0
Артиллерийский танк (также арттанк, АТ ) — термин , которым в 1930-х годах в Союзе ССР обозначали некоторые специальные танки (танки особого назначения), как вид танков по классификации , с тогда относительно новым для танков артиллерийским вооружением крупного калибра , предназначенные для артиллерийской поддержки пехоты и основных танков (в то время иногда называемых « »).
При описании современных танков термин не используется. Термином обозначались как собственно танки с вращающейся башней, так и самоходные артиллерийские установки ( САУ ) .
Идея артиллерийских танков приобрела популярность после испытаний СУ-1 в 1932 — 1933 годах под влиянием заместителя Народного комиссара обороны Союза ССР по вооружениям М. Н. Тухачевского и зарубежной печати.
Понятие «артиллерийский» танк не было чётко определено. В статье П. Д. Важигина (1933 год) говорилось: «… это забронированные полностью или частично танки, главным оружием которого является пушка , как правило, увеличенного калибра, установленная во вращающейся башне, или без таковой… А. Т. предназначаются для артиллерийского сопровождения танков и ведут огонь по обнаруженным целям, главным образом, с места, с закрытых или открытых позиций из линии атаки ». Согласно этому определению танк ничем не отличался от САУ , поэтому определение уточнялось наличием у танка «вращающейся башни, позволяющей осуществлять манёвр огнём в ходе скоротечного боя…».
Первый проект артиллерийского танка Д-38 в Союзе ССР создало в начале 1932 года конструкторско-испытательное бюро Управления механизации и моторизации РККА ( УММ РККА , ныне Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации ( ГАБТУ Минобороны России ) под руководством Н. И. Дыренкова на базе БТ-2 . В первом варианте использовалась, видимо, 76,2-мм противоштурмовая пушка с бронированного автомобиля « Гарфорд » образца 1910 года (или «короткая пушка» образца 1913 года ). Во втором варианте использовались два орудия: 76,2-мм пушка в корпусе и 37-мм пушка в башне.
К весне 1935 году на заводе № 174 было изготовлено два опытных образца арттанка типа АТ-1 .
Испытания обоих образцов закрытой самоходной установки — артиллерийского танка первой модели (АТ-1), были проведены весной — летом 1935 года. В ходе испытаний оба образца показали хорошие результаты. По результатам испытаний руководство АБТУ РККА приняло решение о подготовке серийного производства АТ-1. В конце 1936 года по доносу конструктор П. Сячинтов был арестован и обвинён в шпионаже , после чего работы над всеми спроектированными им артсистемами были прекращены. В том числе, было прекращено производство АТ-1, несмотря на сдачу восьми броневых корпусов БМ на Ижорском заводе и начавшуюся сборку трёх боевых машин на заводе № 174 .
Так как идея оснащения формирований механизированных войск (МВ), а позже автобронетанковых войск (АБТВ) РККА была хороша её стали развивать дальше, так была создана другая модель специального танка, а именно БТ-7А , которая пошла в производство и на оснащение соединений и частей РККА ВС Союза ССР .
К июлю 1938 года 27 единиц БТ-7А находились в Ленинградском военном округе и ещё три отправили в Приволжский округ . Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 единиц БТ-7А имелось в Белорусском военном округе и четыре во 2-й армии . Впоследствии, после начала сформирования механизированных корпусов по новым штатам, многие БТ-7А меняли место службы, так часть танков артиллерийской поддержки отправили на Дальний Восток , где на 1 сентября 1940 года имелось 28 единиц БТ-7А: 16 единиц в и по четыре единицы в 8-й и 31-й кавалерийских дивизиях . Ещё четыре БТ-7А придано другим частям. Позднее, когда на основе 48 лтбр началось сформирование 58-й танковой дивизии , в неё включили и БТ-7А, но в октябре 1941 года, при переформировании по июльским штатам, количество артиллерийских танков сократилось до 10.