Interested Article - Альмодовар, Педро
- 2020-12-31
- 1
Пе́дро Альмодо́вар Кабалье́ро ( исп. Pedro Almodóvar Caballero ; род. 25 сентября 1949 , Кальсада-де-Калатрава , Сьюдад-Реаль , Испания ) — испанский кинорежиссёр , кинопродюсер и сценарист . Лауреат двух премий Оскар (« Всё о моей матери » — « Лучший фильм на иностранном языке »; « Поговори с ней » — « Лучший оригинальный сценарий »). Приобрёл всемирную известность во второй половине 1980-х годов комедийными мелодрамами и «пленительно агрессивным дизайном» фильмов .
Ранние годы
Родился в городе Кальсада-де-Калатрава (провинция Сьюдад-Реаль , Кастилия-Ла-Манча ) 24 сентября 1949 года, однако родители оформили его рождение лишь на следующий день, таким образом официально день рождения Педро Альмодовара — 25 сентября . В 8 лет переехал вместе с семьёй в Эстремадуру , где посещал сначала салезианскую , а потом францисканскую школы.
Родители надеялись, что сын станет священником, однако в 16 лет, один, без семьи и денег, Педро переехал в Мадрид , чтобы стать кинорежиссёром. Но в то время Национальная Школа Кино в Мадриде была закрыта испанским диктатором Франциско Франко . Сменив множество мест работы, на 12 лет Педро осел в компании « Telefónica ». В это же время он стал членом театральной группы «Los Goliardos». Играл маленькие роли в профессиональном театре, где познакомился с Кармен Маурой . Вместе с Фабио Макнамарой организует музыкальную группу в стиле пародийный панк - глэм - рок . Пишет рассказы, которые периодически публикуются в коллективных сборниках («Сон разума»).
Карьера
В 1980 году снял свой первый полнометражный фильм « Пепи, Люси, Бом и остальные девушки ». Началом этому проекту послужила фотоновелла Альмодовара «Частые эрекции» («Erecciones generales»), созданная по заказу журнала «El Víbora». Фильм снимался больше года, только по выходным. Деньги, в сумме полмиллиона песет, нашли , ещё один участник группы «Los Goliardos», и Кармен Маура , оборудование одалживалось. Тем не менее, нехватка средств обернулась свободой действий. Фильм сразу же стал культовым в независимых кругах и среди посетителей сети кинотеатров Альфавиль, где он шёл на ночных сеансах в течение 4 лет.
Первый крупный успех пришёл к Альмодовару после фильма « За что мне это? ». Вот так отзывалась об этой картине газета « Нью-Йорк Таймс »: «Замечательная чёрная комедия. Просто маленький шедевр».
В 1985 году вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, создал продюсерскую компанию «El Deseo», которая начала свою деятельность с выпуска в 1986 году фильма Педро Альмодовара «Закон желания». Позже «El Deseo» выпустила проекты таких режиссёров, как Алекс де ла Иглесия , Гильермо дель Торо , , , Изабель Койшет , а также дуэта, состоящего из и .
Мировое признание Альмодовару принесла эксцентрическая комедия « Женщины на грани нервного срыва ». Она получила около пятидесяти национальных премий, первый Европейский приз «Феликс » и номинировалась на « Оскар ». За чередой ярких, «безбашенных» комедий периода постфранкистского раскрепощения, известного как « » ( ), последовали более сдержанные картины 1990-х годов, в которых Альмодовар осваивал более зрелую, менее эпатажную тематику. Своими мелодрамами он пытается развивать традиции кумиров — Фассбиндера , Джона Сталя и Дугласа Сирка .
Итогом этих исканий стал фильм « Всё о моей матери » (1999), где из лабиринта экзотических страстей режиссёр выходит на общечеловеческие темы, на этот раз оставляя своим героям шанс на примирение и обретение. С этого фильма, получившего десятки национальных премий и « Оскар » за лучшую ленту на иностранном языке, начался для Альмодовара второй период расцвета. Все четыре фильма, вышедшие в 1999—2006 годах, были признаны мировой кинопрессой шедеврами. В 2002 году фильм « Поговори с ней » принёс Альмодовару «Оскар» за лучший сценарий.
Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании , которая не выдвинула «Поговори с ней» на соискание «Оскара» в номинации « Лучший иностранный фильм ». В 2005 году, когда следующий фильм Альмодовара, «Дурное воспитание», не получил ни одной премии «Гойя», он вместе с братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования, не позволяющей победить в номинации при небольшом количестве голосов «за».
С 2004 по 2011 год были выпущены 5 фильмов Альмодовара, среди которых наиболее заметными можно назвать « Дурное воспитание », « Возвращение », « Разомкнутые объятия » и « Кожа, в которой я живу ».
В 2016 году в рамках основного конкурса 69-го Каннского международного кинофестиваля был показан фильм Альмодовара « Джульетта ».
В марте 2019 года состоялась мировая премьера драмы режиссёра « Боль и слава » с Антонио Бандерасом . Картина была удостоена приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль , а также двух номинаций на премию Оскар и двух номинаций на Золотой глобус . В июне дирекция Венецианского кинофестиваля приняла решение вручить Альмодовару почётную награду «Золотой лев Святого Марка» .
В 2020 году на экраны вышел короткометражный фильм Педро Альмодовара « Человеческий голос » с Тильдой Суинтон в главной роли. Фильм поставлен по пьесе Жана Кокто . В 2021 году вышел фильм « Параллельные матери », в 2023 — короткометражный вестерн « Странный образ жизни ».
Творчество
В фильмах Альмодовара, особенно ранних, представлена жизнь трансвеститов и маргиналов; они полны эпатирующих персонажей и, тем не менее кинематограф Альмодовара выходит далеко за рамки жанрового «гейского» кино. Особенно интересует его работа с женскими персонажами:
Мир фильмов Альмодовара — это мир женщин, свободных, привлекательных и решительных, будь они монахини, домохозяйки или знаменитые певицы. Режиссёр в многочисленных интервью признаётся, что испытывает адские муки, создавая мужские персонажи. Отвергая устаревшую, по его мнению, систему кинозвёзд, режиссёр создаёт собственных, представляя с одинаковым успехом на экране и на приёмах целый выводок экзотических актёров и актрис, вся дальнейшая карьера которых неизбежно несёт отпечаток работы с Альмодоваром .
Творчество Альмодовара тесно связано с национальным менталитетом испанцев. Отмечается влияние барокко , поэтики , особенно театра Валье-Инклана и фильмов Буньюэля . К типично испанским чертам относят, в частности, соединение трагического и фарсового начала . Бушующие на экране эмоции передаёт и сочная цветовая гамма, ставшая элементом фирменного стиля Альмодовара:
Альмодовар стал культурным героем Испании, творцом её нового постмодернистского образа. В этом образе ключевую роль играет рекламный дизайн, использующий яркие, «химические» цвета — жёлтый, синий, малиновый; подающий крупным планом такие эротичные фрагменты человеческого тела, как глаза, ноги, пальцы рук с накрашенными ногтями и, конечно, губы, которых в фильмах Альмодовара можно встретить несчётное количество — капризных, вожделеющих, презрительных, обещающих, призывных. В острых композициях с ними, с лёгким оттенком сюра, оказываются неодушевлённые предметы — срезанные цветы, ножницы, кольца, чёрные очки, кожаные платья, цилиндрики губной помады и туфли на высоких каблуках.
Личная жизнь
Альмодовар — гей . С 2002 года он состоит в отношениях с актёром и фотографом Фернандо Иглесиасом .
Избранная фильмография
Режиссёр
Год | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1978 | Salomé | |
1980 | Пепи, Люси, Бом и остальные девушки | Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón |
1982 | Лабиринт страстей | Laberinto de pasiones |
1983 | Нескромное обаяние порока | Entre tinieblas |
1984 | За что мне это? | ¿Qué he hecho yo para merecer esto? |
1986 | Матадор | Matador |
1987 | Закон желания | La ley del deseo |
1988 | Женщины на грани нервного срыва | Mujeres al borde de un ataque de nervios |
1990 | Свяжи меня! | ¡Átame! |
1991 | Высокие каблуки | Tacones lejanos |
1993 | Кика | Kika |
1995 | Цветок моей тайны | La flor de mi secreto |
1997 | Живая плоть | Carne trémula |
1999 | Всё о моей матери | Todo sobre mi madre |
2002 | Поговори с ней | Hable con ella |
2004 | Дурное воспитание | La mala educación |
2006 | Возвращение | Volver |
2009 | La concejala antropófaga | |
2009 | Разомкнутые объятия | Los abrazos rotos |
2011 | Кожа, в которой я живу | La piel que habito |
2013 | Я очень возбуждён | Los amantes pasajeros |
2016 | Джульетта | Julieta |
2019 | Боль и слава | Dolor y gloria |
2020 | Человеческий голос | The Human Voice |
2021 | Параллельные матери | Madres paralelas |
Продюсер
Год | Название | Оригинальное название | Режиссёр |
---|---|---|---|
1993 | Операция «Мутанты» | Acción mutante | Иглесиа, Алекс де ла |
2001 | Хребет дьявола | El espinazo del diablo | Дель Торо, Гильермо |
2003 | Моя жизнь без меня | Mi vida sin mí | Койшет, Изабель |
2005 | Тайная жизнь слов | La vida secreta de las palabras | Койшет, Изабель |
2014 | Дикие истории | Relatos salvajes | Шифрон, Дамиан |
2018 | Ангел | El Ángel | Ортега, Луис |
Признание
- Иностранный почётный член Американской академии искусств и наук.
- Премия принцессы Астурийской за достижения в искусстве (2006)
- Почётный доктор Оксфордского университета (2016).
- Почётный доктор Гарвардского университета (2009) .
- Почётная премия Европейской киноакадемии (2013) .
- Почётный «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2019) .
Награды
Педро Альмодовар получил множество различных кинопремий, здесь перечислены самые престижные из них.
Два « Оскара »:
Две премии Каннского кинофестиваля :
« Премия „Феликс“ („Еврооскар“) »:
- 1988 — Лучший фильм в номинации молодых начинающих режиссёров («Женщины на грани нервного срыва»)
Два « Золотых глобуса »:
- 1999 — Лучший иностранный фильм («Всё о моей матери»)
- 2003 — Лучший иностранный фильм («Поговори с ней»)
Семь премий « Гойя »:
- 1988 — Лучший фильм («Женщины на грани нервного срыва»)
- 1988 — Лучший оригинальный сценарий («Женщины на грани нервного срыва»)
- 1999 — Лучший фильм («Всё о моей матери»)
- 1999 — Лучший режиссёр («Всё о моей матери»)
- 2006 — Лучший режиссёр («Возвращение»)
- 2019 — Лучший режиссёр («Боль и слава»)
- 2019 — Лучший сценарий («Боль и слава»)
- Премию « Люмьер » «за заметный вклад в развитие мирового кино», 2014 год .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 7 августа 2016. 8 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 28 октября 2020. 26 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 28 октября 2020. 30 октября 2020 года.
- . ТАСС . Дата обращения: 15 июня 2019. 14 июня 2019 года.
- . Дата обращения: 7 августа 2016. 8 августа 2016 года.
- Ростоцкая Л. В. «Lo español» в испанском кино // Культура современной Испании. — М., 2005. -С. 148—161.
- Thomas, June (2016-11-10). . The Advocate (англ.) . из оригинала 17 декабря 2018 . Дата обращения: 16 декабря 2018 .
- Lawson, Mark (2016-08-25). . New Statesman (англ.) . из оригинала 16 декабря 2018 . Дата обращения: 16 декабря 2018 .
- от 29 ноября 2020 на Wayback Machine . News.harvard.edu. Retrieved on 22 May 2014
- . European Film Awards . European Film Academy. Дата обращения: 9 декабря 2013. 1 сентября 2019 года.
- . La Repubblica (14 июня 2019). Дата обращения: 14 июня 2019. 14 июня 2019 года.
- (фр.) . Festival Lumière. Дата обращения: 20 июля 2020. 20 июля 2021 года.
Литература
- Альмодовар: сб. / сост. А. Долин, А. Плахов. СПб.: Подписные издания, 2022.
- Фредерик Стросс. Педро Альмодовар. Интервью / Пер. Маруси Климовой . СПб.: Азбука-классика, 2007. — ISBN 978-5-91181-523-3
- Альмодовар П. Патти Дифуса и другие истории. СПб.: Азбука, 2005.
Ссылки
- 2020-12-31
- 1