Стих
(
др.-греч.
ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки;
поэзия
в узком смысле; в частности, подразумевает свойства
стихосложения
той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
Термин восходит к античному
метрическому
и
силлабо-метрическому
стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:
заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась
стопой
;
заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась
строфой
.
Стих делится на
метры
— группы стоп, объединённые
иктом
, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр.
дактилический
метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр.
ямбический
метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.
Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.
Стихи с двустопным метром
Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (
др.-греч.
ἡ διποδία , двустопие):
акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU ;
каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U ;
Кроме того, стих может быть
гиперкаталектическим
, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU— . Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | — .
Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U .