Spec Sharp
- 1 year ago
- 0
- 0
C# (произносится си шарп ) — объектно-ориентированный язык программирования общего назначения. Разработан в 1998 — 2001 годах группой инженеров компании Microsoft под руководством Андерса Хейлсберга и как язык разработки приложений для платформы Microsoft .NET Framework и .NET Core . Впоследствии был стандартизирован как ECMA -334 и ISO / IEC 23270.
C# относится к семье языков с C-подобным синтаксисом , из них его синтаксис наиболее близок к C++ и Java . Язык имеет статическую типизацию , поддерживает полиморфизм , перегрузку операторов (в том числе операторов явного и неявного приведения типа), делегаты , атрибуты, события , переменные , свойства , обобщённые типы и методы, итераторы , анонимные функции с поддержкой замыканий , LINQ , исключения , комментарии в формате XML .
Переняв многое от своих предшественников — языков C++ , Delphi , Модула , Smalltalk и, в особенности, Java — С#, опираясь на практику их использования, исключает некоторые модели, зарекомендовавшие себя как проблематичные при разработке программных систем, например, C# в отличие от C++ не поддерживает множественное наследование классов (между тем допускается множественная реализация интерфейсов ).
С# разрабатывался как язык программирования прикладного уровня для CLR и, как таковой, зависит, прежде всего, от возможностей самой CLR. Это касается, прежде всего, системы типов С#, которая отражает BCL . Присутствие или отсутствие тех или иных выразительных особенностей языка диктуется тем, может ли конкретная языковая особенность быть транслирована в соответствующие конструкции CLR. Так, с развитием CLR от версии 1.1 к 2.0 значительно обогатился и сам C#; подобного взаимодействия следует ожидать и в дальнейшем (однако, эта закономерность была нарушена с выходом C# 3.0, представляющего собой расширения языка, не опирающиеся на расширения платформы .NET). CLR предоставляет С#, как и всем другим .NET -ориентированным языкам, многие возможности, которых лишены «классические» языки программирования. Например, сборка мусора не реализована в самом C#, а производится CLR для программ, написанных на C#, точно так же, как это делается для программ на VB.NET , и др.
Название «Си шарп» (от англ. sharp — диез) происходит от буквенной музыкальной нотации , где латинской букве C соответствует нота До , а знак диез (англ. sharp) означает повышение соответствующего ноте звука на полутон , что аналогично названию языка C++ , где «++» обозначает инкремент переменной . Название также является игрой с цепочкой C → C++ → C++++(C#), так как символ «#» можно представить состоящим из 4 знаков «+» .
Из-за технических ограничений на отображение (стандартные шрифты, браузеры и т. д.), а также из-за того, что знак диеза ♯ не представлен на стандартной клавиатуре компьютера , при записи имени языка программирования используют знак решётки (#) . Это соглашение отражено в Спецификации языка C# ECMA-334 . Тем не менее, на практике (например, при размещении рекламы и коробочном дизайне ), «Майкрософт» использует знак диеза.
Названия языков программирования не принято переводить, поэтому язык называют, используя транскрипцию, — «Си шарп».
C# стандартизирован в ECMA (ECMA-334) и ISO (ISO/IEC 23270) .
Известно как минимум о трёх независимых реализациях C#, базирующихся на этой спецификации и находящихся в настоящее время на различных стадиях разработки:
На протяжении разработки языка C# было выпущено несколько его версий:
Версия | Нововведения |
---|---|
C# 2.0 |
|
C# 3.0 |
|
C# 4.0 |
|
C# 5.0 |
|
C# 6.0 |
|
C# 7.0 |
|
C# 8.0 |
|
C# 9.0 |
|
C# 10.0 |
|
Проект C# был начат в декабре 1998 и получил кодовое название COOL (C-style Object Oriented Language). Версия 1.0 была анонсирована вместе с платформой .NET в июне 2000 года , тогда же появилась и первая общедоступная бета-версия ; C# 1.0 окончательно вышел вместе с Microsoft Visual Studio .NET в феврале 2002 года .
Первая версия C# напоминала по своим возможностям Java 1.4, несколько их расширяя: так, в C# имелись
свойства
(выглядящие в
коде
как
поля
объекта
, но на деле вызывающие при обращении к ним методы класса), индексаторы (подобные свойствам, но принимающие параметр как индекс массива),
события
,
делегаты
,
циклы
foreach
,
структуры
, передаваемые по значению, автоматическое преобразование встроенных типов в объекты при необходимости (
boxing
), атрибуты, встроенные средства взаимодействия с неуправляемым кодом (
DLL
,
COM
) и прочее.
Кроме того, в C# решено было перенести некоторые возможности C++, отсутствовавшие в Java: беззнаковые типы,
перегрузку операторов
(с некоторыми ограничениями, в отличие от
C++
), передача параметров в
метод
по
ссылке
, методы с переменным числом параметров, оператор
goto
(с ограничениями). Также в C# оставили ограниченную возможность работы с
указателями
— в местах кода, специально обозначенных словом
unsafe
и при указании специальной опции
компилятору
.
Проект спецификации C# 2.0 впервые был опубликован Microsoft в октябре 2003 года ; в 2004 году выходили бета-версии (проект с кодовым названием Whidbey), C# 2.0 окончательно вышел 7 ноября 2005 года вместе с Visual Studio 2005 и .NET 2.0.
yield
, подобно
Python
и
Ruby
.
return obj1 ?? obj2;
означает (в нотации C# 1.0)
return obj1!=null ? obj1 : obj2;
.
int? i = null;
), представляющие собой те же самые типы-значения, способные принимать также значение
null
. Такие типы позволяют улучшить взаимодействие с
базами данных
через язык
SQL
.
В июне 2004 года Андерс Хейлсберг впервые рассказал на сайте Microsoft о планируемых расширениях языка в C#3.0 . В сентябре 2005 года вышли проект спецификации C# 3.0 и бета-версия C# 3.0, устанавливаемая в виде дополнения к существующим Visual Studio 2005 и .NET 2.0. Окончательно эта версия языка вошла в Visual Studio 2008 и .NET 3.5.
В C# 3.0 появились следующие радикальные добавления к языку:
select, from, where
, позволяющие делать запросы из
XML
документов, коллекций и т. п. Эти запросы имеют сходство с запросами
SQL
и реализуются компонентом
LINQ
. (Сама фраза «language integrated query» переводится «запрос, интегрированный в язык».)
Customer c = new Customer(); c.Name = "James"; c.Age=30;
Customer c = new Customer { Name = "James", Age = 30 };
listOfFoo.Where(delegate(Foo x) { return x.size > 10; });
listOfFoo.Where(x => x.size > 10);
var
. Затем уже при компиляции компилятор сам выводит тип данных исходя из присвоенного значения:
var x = "hello";
вместо
string x = "hello";
var x = new { Name = "James" };
this
при первом параметре статической функции статического класса.
public static class StringExtensions { public static int ToInt32(this string val) { return Int32.Parse(val); } } // ... string s = "10"; int x = s.ToInt32();
public string Name { get; private set; }
C# 3.0 совместим с C# 2.0 по генерируемому
MSIL
-коду; улучшения в языке — чисто синтаксические и реализуются на этапе компиляции. Например, многие из интегрированных запросов LINQ можно осуществить, используя безымянные делегаты в сочетании с предикатными методами над контейнерами наподобие
List.FindAll
и
List.RemoveAll
.
Превью C# 4.0 было представлено в конце 2008 года, вместе с CTP-версией Visual Studio 2010.
Visual Basic 10.0 и C# 4.0 были выпущены в апреле 2010 года, одновременно с выпуском Visual Studio 2010.
Task
,
TaskFactory
,
Parallel
MemoryCache
, который предназначен для кэширования контента. Он похож на класс
Cache
ASP.NET, но его можно использовать при написании веб- / графических /
консольных приложений
.
Примеры:
dynamic calc = GetCalculator(); int sum = calc.Add(10, 20); // Динамический вызов
public void SomeMethod(int x, int y = 5, int z = 7); // Опциональные параметры
Новые возможности в версии 5.0
async
и
await
) — как реализация шаблона TAP.
Новые возможности в версии 6.0
?.
и
?[]
:
int? length = customers?.Length; // null if customers is null Customer first = customers?[0]; // null if customers is null
public Point Move(int dx, int dy) => new Point(x + dx, y + dy);
public string First { get; set; } = "Jane";
public string First { get; } = "Jane";
var numbers = new Dictionary<int, string> { [7] = "seven", [9] = "nine", [13] = "thirteen" };
String.Format()
, например:
var s = String.Format("{0} is {1} year{{s}} old", p.Name, p.Age);
теперь можно размещать код прямо в строке:
var s = $"{p.Name} is {p.Age} year{{s}} old";
catch
:
try { … } catch (Exception e) when (Log(e)) { … }
using static System.Console; using static System.Math; class Program { static void Main() { WriteLine(Sqrt(3*3 + 4*4)); } }
nameof
. Новый оператор, который возвращает компактное строковое представление для переданного в качестве аргумента типа:
WriteLine(nameof(person.Address.ZipCode)); // prints "ZipCode"
await
внутри блоков
catch
и
finally
:
Resource res = null; try { res = await Resource.OpenAsync(…); // You could do this. } catch(ResourceException e) { await Resource.LogAsync(res, e); // Now you can do this … } finally { if (res != null) await res.CloseAsync(); // … and this. }
Новые возможности в версии 7.0
out
-переменные, которые позволяют объявить переменные сразу в вызове метода (причем областью видимости для таких переменных является внешний блок):
p.GetCoordinates(out int x, out int y);
pattern
), который представляет собой синтаксическую конструкцию, позволяющую проверить соответствие переменной определённой
форме
и извлечь из неё информацию.
is
(
is
теперь может использоваться не только с типом, но и с шаблоном — в качестве правого аргумента)
switch
. Варианты использования
switch
были расширены, теперь можно:
case
;
case
(используя ключевое слово
when
).
ValueTuple
) и синтаксис работы с данными этого типа:
(string, string, string) LookupName(long id) // возвращаемый тип - кортеж { ... // инициализируем данные return (first, middle, last); // литерал кортежа }
_
) в числовых литералах.
ref
. Теперь можно возвратить данные из метода или сохранить их в локальной переменной по ссылке.
expression-bodied functions
), теперь применим для сеттеров, геттеров, конструкторов и деструкторов.
throw
-выражения. Теперь можно использовать
throw
в функциях, сжатых до выражений (
expression-bodied functions
):
public string GetLastName() => throw new NotImplementedException();
Новые возможности в версии 8.0
readonly
. Был создан для обозначения члена, который не изменит состояние.
public enum Rainbow { Red, Orange, Yellow, Green, Blue, Indigo, Violet } public static RGBColor FromRainbow(Rainbow colorBand) => colorBand switch { Rainbow.Red => new RGBColor(0xFF, 0x00, 0x00), Rainbow.Orange => new RGBColor(0xFF, 0x7F, 0x00), Rainbow.Yellow => new RGBColor(0xFF, 0xFF, 0x00), Rainbow.Green => new RGBColor(0x00, 0xFF, 0x00), Rainbow.Blue => new RGBColor(0x00, 0x00, 0xFF), Rainbow.Indigo => new RGBColor(0x4B, 0x00, 0x82), Rainbow.Violet => new RGBColor(0x94, 0x00, 0xD3), _ => throw new ArgumentException(message: "invalid enum value", paramName: nameof(colorBand)), };
{ variable : value } => ...
.
(value1, value2,..) => ...
using
. Это объявление переменной, которому предшествует ключевое слово
using
. Оно сообщает компилятору, что объявляемая переменная должна быть удалена в конце
области видимости
.
static
.
IDisposable
(как и любые другие интерфейсы). Поэтому чтобы удалить
ref struct
, необходим доступный
void Dispose()
.
null
. Теперь, чтобы указать, что
переменная типа
значений допускает значение
null
, необходимо поставить к имени типа
?
IAsyncEnumerable<T>
. А во-вторых конструкция
foreach
с
await
.
public static async System.Collections.Generic.IAsyncEnumerable<int> GenerateSequence() { for (int i = 0; i < 20; i++) { await Task.Delay(100); yield return i; } } // or await foreach (var number in GenerateSequence()) { Console.WriteLine(number); }
System.IAsyncDisposable
. Операнд выражения
using
может реализовывать
IDisposable
или
IAsyncDisposable
. В случае
IAsyncDisposable
компилятор создает код для
await
, возвращенного
Task
из
IAsyncDisposable.DisposeAsync
.
^
и
..
, а также
System.Index
и
System.Range
??=
можно использовать для присваивания значения правого операнда левому операнду только в том случае, если левый операнд имеет значение
null
.
List<int> numbers = null; int? i = null; numbers ??= new List<int>(); numbers.Add(i ??= 17); numbers.Add(i ??= 20); Console.WriteLine(string.Join(" ", numbers)); // output: 17 17 Console.WriteLine(i); // output: 17
System.Span<T>
или
System.ReadOnlySpan<T>
, то его можно использовать в других выражениях.
Span<int> numbers = stackalloc[] { 1, 2, 3, 4, 5, 6 }; var ind = numbers.IndexOfAny(stackalloc[] { 2, 4, 6, 8 }); Console.WriteLine(ind); // output: 1
$
и
@
в интерполированных строках verbatim теперь может быть любым.
Новые возможности в версии 9.0
record
для определения ссылочного типа, предоставляющего функционал инкапсуляции данных.
public record Person(string FirstName, string LastName);
with
возможно создание копии с изменёнными значениями указанных свойств и полей.
init
— для задания значений свойств класса при инициализации.
public class Person { public string FirstName { get; init; } public string LastName { get; init; } };
Main
.
and
,
or
,
not
).
new
, если он известен заранее
private List<Person> persons = new();
Ниже представлен код классической программы « Hello world » на C# для консольного приложения:
Console.WriteLine("Hello World!");
и код этой же программы для приложения Windows Forms:
namespace WindowsForms; public class Program { [STAThread] public static void Main() => new DemoForm().ShowDialog(); } public class DemoForm : Form { Label label = new Label(); public DemoForm() { label.Text = "Hello World!"; this.Controls.Add(label); this.StartPosition = FormStartPosition.CenterScreen; this.BackColor = Color.White; this.FormBorderStyle = FormBorderStyle.Fixed3D; } }
Существует несколько реализаций C#: