Баратынский, Евгений Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евгений Абрамович Розенблюм (27 сентября 1919, Ростов-на-Дону — 8 ноября 2000, Москва ) — советский и российский архитектор, художник, теоретик и проектировщик в области дизайна среды. Создатель знаменитой Сенежской студии , классик музейного постмодернизма, основоположник отечественной школы художественного проектирования.
Родился в Ростове-на-Дону 27 сентября 1919 года в семье юристов Абрама Мордуховича Розенблюма (1890, Ростов-на-Дону — ?) и Леи (Лидии) Израилевны Розенблюм (1890, Тамбов — 1981, Москва) . В 1920 году родители развелись, и мать с сыном перебрались в Москву . Жили сначала на Собачьей площадке , а с 1928 года — на Большой Молчановке , 24 . Мать, выпускница Бестужевских курсов, была членом Московской городской коллегии адвокатов и выступала защитником на Шахтинском политическом процессе , затем заведовала правовым отделом Журнально-газетного объединения .
В 1938 году окончил среднюю школу № 110 в Мерзляковском переулке и поступил в Московский архитектурный институт , ученик Жолтовского И.В. .
В июне 1941 года ушел добровольцем на фронт, воевал на Сталинградском , 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах .
В 1947 году, через год после демобилизации, окончил Московский архитектурный институт . Работал в мастерских А. К. Бурова , А. А. Веснина , И. И. Леонидова , где выполнил ряд московских проектов: Дворец культуры ГПЗ-1 (1949) , Дом культуры медеплавильного завода (1952) , эллинг и купольный зал в Павильоне механизации на ВСХВ (1954) . По проекту Евгения Розенблюма был построен павильон «Главкондитер» на ВСХВ (1954), соавтор А. Б. Борецкий , дворца культуры во Фрязино (1955).
В 1952 году Розенблюм вновь был призван в армию, служил в штабе инженерных войск Тихоокеанского флота .
В 1953 году вернулся в Комбинат декоративно-оформительcкого искусства Московского отделения Художественного фонда, где работал художником-проектировщиком, а затем руководителем мастерской . С 1962 года – художественный руководитель специализированного художественно-конструкторского бюро Мосгорсовнархоза – одной из первых в СССР дизайнерских мастерских . Одновременно преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище .
В начале 1960-х годов он одним из первых обратился к дизайну, именовавшемуся тогда художественным конструированием, а затем ввел термин «художественное проектирование» . Розенюблюм выработал стратегию и тактику художественного проектирования средовых объектов, создал и реализовал множество проектов, в многочисленных публикациях обосновал созданный им художественно-образный метод .
В 1964 году создал и возглавил Центральную учебно-экспериментальную студию СХ СССР, известную как « Сенежская студия » , названную по месту проведения семинаров в Доме творчества Сенеж .
Розенблюм успешно проявил себя в выставочном проектировании, создав экспозиции советских разделов на крупнейших международных выставках: «Народное образование СССР» (Варшава, 1956), раздел «Наука в СССР» на выставке в Нью-Йорке (1959), выставка-шоу "Текстильная промышленность в ЦВЗ «Манеж» (1961) и др. .
Член редакционной коллегии в редакции журнала «Декоративное искусство СССР» , где им были опубликованы статьи, составляющие важную часть его творческого наследия .
Среди работ Розенблюма: типовой проект горно-строительного техникума (под руководством Л. К. Бурова, 1949), проект интерьеров и оборудования кафе «Молодежное» на улице Горького (1962), проекты историко-культурной реконструкции городской среды Новосибирска (1972), Ашхабада (1975), Москвы (район Арбата, 1993); проекты художественного решения экспозиций ряда музеев, дворцов и павильонов .
В 1992 он был избран вице-президентом Московского отделения Европейской академии городской среды .
Умер 8 ноября 2000 года в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище .
Экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина , Центрального музея Вооружённых Сил СССР (1965) , Музея Герцена (1976), мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате (1986) , Егорьевского художественного музея (1999) . Итогом 30-летнего сотрудничества с музеем А. С. Пушкина стало создание экспозиции к 200-летию поэта (1999). Особое значение для развития музейно-экспозиционной практики имел проект экспозиции Центрального музея революции СССР (1976), в ходе создания которого окончательно оформились основные составляющие художественно-образного метода .
Заметным явлением в культурной жизни Москвы были выставочные проекты Розенблюма: «Сто лет А. Блоку» (Гослитмузей, 1973), «Творчество В. Татлина» (ЦДЛ, 1977), «Мы печатаем Маяковского», к 90-летию поэта (Политехнический музей, 1983), «А. Миронов» (Музей Ермоловой, 1994) и другие .
Осуществленных проектов у Розенблюма было значительно меньше, чем концептуальных, далеко опередивших свое время. К их числу относятся: «Дизайн культурной программы Олимпиады-80» (1979, «Центральный парк культуры и отдыха в Москве» (1991), «Пушкинская тропа» .
В открытых дискуссиях 1970-х годов Розенблюм отстоял право музейной экспозиции считаться особым видом искусства и разработал ее основы.