Interested Article - Киршон, Владимир Михайлович

Влади́мир Миха́йлович Киршо́н ( 6 (19) августа 1902 , Нальчик , Терская область , Российская империя 28 июля 1938 , Москва , СССР ) — русский советский писатель , публицист , драматург и поэт , сценарист , редактор .

Биография

Ранние годы

Родился в Нальчике в семье присяжного стряпчего и с 1911 года присяжного поверенного , выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета Михаила Львовича Киршона и фельдшера, выпускницы Бестужевских высших женских курсов Ольги Петровны Зайцевой. Его родители принимали активное участие в революционном движении .

Детство прошло в Санкт-Петербурге , где семья жила на 8-й Рождественской улице , дом № 50 . После Февральской революции 1917 года мать с сыном и дочерью переехали в Кисловодск , где они снимали домик на Шереметьевской улице, № 9 . В 1917—1918 годах учился в Кисловодской мужской гимназии.

В Красной армии

Летом 1918 года был принят в команду бронепоезда при отряде красных партизан Н. С. Янышевского, вместе с которым с боями прорвался во Владикавказ , а в середине января 1919 года вернулся в Кисловодск. После захвата города белогвардейцами мать отправила сына к родственникам в Ростов , оттуда он перебрался в Харьков и снова вступил в Красную Армию .

В 1920 году стал членом РКП(б) .

Первые шаги в литературе

Памятная доска в Ростове-на-Дону

Образование получил в Коммунистическом институте имени Я. М. Свердлова (1923). Будучи студентом, написал агитационную пьесу «Наша Карманьола», а в 1922 году — революционные песни «Мы — фабричные ребята» и «Мировой пожар горит, буржуазия дрожит!»

После окончания университета был направлен на партийную работу, заведующим учебной частью совпартшколы в Ростове-на-Дону. Выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни (в том числе «Посмотрите как нелепо расплылася рожа НЭПа»).

В 1923 году совместно с Михаилом Бойтлером для киностудии «Пролеткино» написал сценарий одного из первых советских шпионско-приключенческих фильмов «Борьба за ультиматум». Организатор Ассоциации пролетарских писателей в Ростове-на-Дону (где в 1923—1926 годах жил в доме Ивана Зворыкина ) и на Северном Кавказе, являясь её председателем до отъезда в Москву в 1925 году . В 1924 году он входит в комиссию по созданию Всероссийской ассоциации пролетарских писателей .

В руководстве РАПП

С 1925 года Киршон — один из секретарей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) в Москве. Вместе с Фурмановым готовил доклад по организационному вопросу. Работал в редколлегии журнала « На литературном посту » в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров. Он разделял взгляды Л. Л. Авербаха , во всём доверял ему , вместе с ним участвовал в борьбе с попутчиками , вместе с В. Н. Билль-Белоцерковским , Л. Л. Авербахом травил Михаила Булгакова . Предлагал «поставить к стенке» философа А. Ф. Лосева .

Когда после РАППа был создан Союз советских писателей, на его первом съезде количество делегатов в возрасте до 40 лет составляло 71 %. Советскую литературу создавали молодые люди, а молодости свойственны крайности и заблуждения, отмечал доктор филологических наук С. И. Шешуков .

Драматург

В 1926 году была написана и поставлена первая зрелая пьеса Киршона — «Константин Терёхин» (написана совместно с А. В. Успенским), а вслед за нею «Рельсы гудят» (1927), которые утвердили его имя в советской драматургии .

«Константин Терёхин» под названием «Ржавчина» — первая пьеса советских авторов, которая была поставлена на американской сцене: её премьера на Бродвее состоялась 17 декабря 1929 года ( , режиссёрский дебют Герберта Бибермана , постановка ) . Помимо исполнившего главную роль Бибермана, в спектакле были заняты Ли Страсберг , Джон Гарфилд , Франшо Тоун , и Лютер Адлер . Первоначально планировались лишь три спектакля, но благодаря их успеху постановка до своего закрытия в феврале 1930 года выдержала 65 представлений. Эта пьеса стала не только первым опубликованным драматическим произведением писателя, но и самым популярным: она была поставлена многими театрами в СССР, а также за рубежом — в Японии , Норвегии , Германии , Франции (свыше 100 представлений) , Латвии , Чехословакии и Англии , была переведена на ряд языков .

В 1930—1934 годах он — ответственный редактор журнала «Рост» . Член редакционной коллегии журнала « Советский театр » (1930—1933) .

В 1931 Киршон выпустил пьесы «Город ветров» о 26 бакинских комиссарах и «Хлеб» о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок, а в 1934 году — «Чудесный сплав», прославление социалистического строительства. В своих произведениях воспевал «тип нового руководителя, стойкого большевика» и воспевал коллективизацию. Киршон выступал за классицистски единую, завершённую по структуре драму, именно на этой почве разворачивалась его полемика с Вс. Вишневским и Н. Погодиным .

Художественному уровню его пьес с самого начала придавали чрезвычайно мало значения. …пьесы Киршона … написаны по определённому политическому шаблону, облечённому в драматическую форму.

В 1934 году в США вышел английский перевод его пьесы «Хлеб», выходила в иностранных переводах также его пьеса «Рельсы гудят». На основе пьесы «Город ветров» композитором Л. В. Книппером была написана опера «Северный ветер», поставленная в 1930 году . Комедия «Чудесный сплав» в постановке Б. А. Мордвинова ( Московский Художественный театр ) стала вторым по популярности спектаклем среди театров РСФСР в сезоне 1934/1935 года и только в Москве шла на сценах шести театров . Эту пьесу предлагали к просмотру в культурной программе Первого съезда советских писателей в августе 1934 года .

Опала, арест и казнь

В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды , в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров — Леопольд Авербах , Александр Афиногенов и другие. Среди них был и В. Киршон. 20 апреля партийной группой Союза советских Писателей было постановлено поставить перед райкомом и первичной парторганизацией вопрос об исключении Киршона из партии. Главные обвинения — «связь с Ягодой и связь с Авербахом». 23 апреля в «Правде» опубликована статья П. Ф. Юдина «Почему РАПП надо было ликвидировать», которая содержала резкую критику Авербаха и «его приспешников» Киршона, Афиногенова, Ясенского . 13 мая Киршон был исключён из партии. 26 мая 1937 года он был исключён из состава правления Союза писателей . Арестован 29 августа 1937 года. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. Имя В. Киршона было включено в расстрельный список, датированный 28 марта 1938 года (№ 63 в списке из 164 фамилий, под грифом «Москва-Центр»). 21 апреля 1938 года приговор был утверждён на заседании ВКВС СССР . Владимир Киршон ещё три месяца продолжал находиться в тюрьме и был казнён 28 июля 1938 года .

26 ноября 1955 года реабилитирован посмертно.

Семья

  • Жена — Рита Корн (полное имя — Рита Эммануиловна Корнблюм; 1907—1992), литератор, мемуарист, редактор газеты Московского Художественного театра, уроженка Ростова-на-Дону . Этот брак закончился громким и длительным бракоразводным процессом в первой половине 1930-х годов . Сыновья:
    • (ранее Корнблюм, 1928—2001), в 1951 году арестован и осуждён на 25 лет ИТЛ (освобождён и реабилитирован в 1954 году) , сценарист-мультипликатор, был женат на дочери Р. П. Хмельницкого Наталье;
    • Владимир Киршон (ранее Корнблюм, 1932—2005).
  • После развода жил в незарегистрированном браке с Нонной Белоручевой, в прошлом женой председателя Госбанка СССР Л. Е. Марьясина .

Интересные факты

Известен как автор стихотворения «Я спросил у ясеня» (вставная песня из его пьесы «Большой день»), положенного на музыку Микаэлом Таривердиевым в кинофильме Эльдара Рязанова « Ирония судьбы, или С лёгким паром! ».

Выступил одним из наиболее рьяных и последовательных участников многолетней травли писателя и драматурга Михаила Булгакова. Является прототипом драматурга Клинкера в « Театральном романе »; выведен в рассказе Михаила Булгакова «Был май» (опубликован в 1978 году) под именем Полиевкта Эдуардовича, молодого человека, одетого по последней западноевропейской моде .

После ареста и расстрела Киршона его дача в подмосковном Переделкино была передана писателю В. Я. Зазубрину , а после его ареста в ней жил Александр Фадеев .

Библиография

Игнатий Нивинский . Макет декораций к спектаклю по пьесе В. М. Киршона «Суд». 1930-е . Фотография
  • Как они кончат: [Траги-комедия] . М.: Ком. ун-т им. Свердлова, 1922.
  • Наша карманьола: Сценарий . М.—Л.: Молодая гвардия, 1923.
    • Изд. 2-е. М.—Л.: Молодая гвардия, 1924.
  • Ночь под Рождество, или Изумительное происшествие в комсомольском клубе: Комсомольская пьеса в 1 д . Владивосток: Красный молодняк, 1923.
  • . Л.: Прибой, [1926].
  • Константин Терёхин (Ржавчина): [Пьеса] . М.: Гос. изд-во, 1927. Совместно с А. Успенским
  • / Предисл. Е. Ярославского. М.: Московский рабочий, 1927.
  • . М.—Л.: Московский рабочий, [1928].
  • Рельсы гудят: Пьеса . М.—Л.: Гос. изд-во, 1928.
    • М.—Л. : Гос. изд-во, 1931.
  • За развёрнутое наступление! (На литературном фронте) . [М.:] Московский рабочий, 1930.
  • Дни большевиков: Отрывки из пьес . М.: Огонёк, 1930.
  • За большевистское искусство. [Перестройка РАПП] . [М.:] Огонёк, 1932. Совместно с М. Серебрянским .
  • Город ветров: Драма в 5 актах и 9 карт с прологом и эпилогом. М.—Л.: [Огиз], 1931.
    • М. , 1934.
  • Хлеб: Пьеса в 5 акта и 9 карт. М.—Л.: ОГИЗ—ГИХЛ, 1931.
    • М. : Сов. лит., 1933.
  • На высшую ступень. Призыв ударников в литературу и критику. М.—Л.: ГИХЛ, 1932.
  • . М.: Сов. лит-ра, 1933.
    • М. , 1936.
  • Драматические произведения. 1927—1932 г.г. М.—Л.: ГИХЛ, 1933.
  • За социалистический реализм в драматургии. [М.:] ГИХЛ, 1934.
  • Чудесный сплав: Комедия в 4-х актах . М.: ГИХЛ, 1934.
    • М. : Гослитиздат, 1935.
    • М. , 1936.
    • Л. : Облоно, 1936.
    • М. : Искусство, 1956.
  • Большой день: Фантастическая пьеса в 5 актах, 6 карт . М.—Л.: Искусство, 1936.
  • Драматические произведения / [Вступит. статья Н. Стальского]. М: Сов. писатель, 1957.
  • Избранное / [Сост. и подгот. текста Н. П. Стальского; Предисл. Л. С. Шаумяна]. М.: Гослитиздат, 1958.
  • Статьи и речи о драматургии, театре и кино. — Пьесы В. М. Киршона на сцене. — Воспоминания о В. М. Киршоне / [Сост. и примеч. Р. Э. Корнблюм; Вступит. статья Е. Горбуновой]. М.: Искусство, 1962.
  • О литературе и искусстве: Статьи и выступления / [Сост., предисл. и примеч. Р. Э. Корнблюм; Вступит. статья Е. Горбуновой]. М.: Худ. лит., 1967.

Источники

  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Л. Г. Тамашин . Владимир Киршон: очерк жизни и творчества . М.: Советский писатель, 1964.

Примечания

  1. Степан Шешуков. . — Litres, 2020-01-31. — 652 с. — ISBN 978-5-457-69923-6 . 13 января 2021 года.
  2. от 19 апреля 2018 на Wayback Machine . от 15 сентября 2017 на Wayback Machine отец ещё значится помощником присяжного поверенного по адресу 8-я Рождественская, дом № 47.
  3. от 1 сентября 2017 на Wayback Machine : В Петербурге также жила сестра отца — провизор Фанни Львовна Киршон, открывшая в 1908 году собственную аптеку в Ейске .
  4. (неопр.) . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
  5. Его дед, Л. В. Киршон, был известным зубным врачом в Таганроге , затем в Ростове .
  6. Михаил Булгаков и Крым. — Симферополь: Таврия, 1995.
  7. // Российская газета. — 2015. — 29 июня. от 2 февраля 2018 на Wayback Machine
  8. Максим Гудков. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2018. 14 августа 2018 года.
  9. от 14 августа 2018 на Wayback Machine : афиша работы для постановки в парижском Theatre de l’Avenue (29 ноября 1929 года).
  10. (неопр.) . Саратовский ТЮЗ. Дата обращения: 14 августа 2018. 14 августа 2018 года.
  11. (рус.) . goskatalog.ru . Дата обращения: 1 ноября 2020. 22 июня 2019 года.
  12. Зражевский А. . Литературно-художественный и культурно-бытовой массовый журнал (рус.) . zrazhevsky.krasno.ru . Дата обращения: 1 ноября 2020. 5 ноября 2020 года.
  13. // Советский театр : журнал. — 1930. — № 7 . — С. 1 . 5 ноября 2020 года.
  14. // Советский театр : журнал. — 1933. — № 2—3 . — С. 1 .
  15. (неопр.) . МХТ имени А. П. Чехова. Дата обращения: 14 августа 2018. 14 августа 2018 года.
  16. Делегату съезда // РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 1.Д. 129. Л. 165а об.
  17. Суровцева Е. В. (неопр.) . Молодой учёный. — № 2 (2015). — С. 613—619 . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 23 сентября 2009. 23 мая 2007 года.
  19. . Киршон Владимир Михайлович (неопр.) . base.memo.ru . Дата обращения: 9 января 2023.
  20. Наталия Арская. (рус.) . Дата обращения: 5 января 2011. 17 декабря 2011 года.
  21. Её брат — очеркист и драматург Абрам Эммануилович Корнблюм (1905—1978); сестра — (1910—2007), литературный критик.
  22. // Реабилитация: как это было : Док. Президиума ЦК КПСС и др. материалы / Сост. А. Артизов. — Москва: Комис. при Президенте Рос. Федерации по реабилитации жертв полит. репрессий : Междунар. фонд «Демократия», 2000. — Т. Март 1953 — февраль 1956. — С. 255-257. — 502 с. — (Россия. XX век : Документы). — ISBN 5-85646-070-7 . 14 августа 2018 года.
  23. Гладков, Александр . // « Наше наследие ». — 2013. — № 106 . 30 июля 2018 года.
  24. . Два покаяния (неопр.) . arzamas.academy . Дата обращения: 14 августа 2018. 14 августа 2018 года.
  25. . 1937 (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2018. 23 ноября 2019 года.
  26. (неопр.) . Дата обращения: 23 сентября 2009. 2 февраля 2010 года.
  27. (неопр.) . Дата обращения: 5 июля 2022. 27 марта 2022 года.
  28. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2018. 16 августа 2018 года.
  29. Александр Нилин. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2018. 14 августа 2018 года.

Same as Киршон, Владимир Михайлович