Один из основоположников советской музыкальной этнографии. Автор многих теоретических работ, посвящённых украинскому музыкальному фольклору. Ему принадлежат также труды по изучению народных музыкальных инструментов, учебные и методические пособия. Награждён двумя советскими орденами, а также медалями. Разработал новую методику полевой работы, теоретические основы этномузыкальной социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (
славян
,
тюрков
). Сделал ряд важных открытий в области происхождения и распространения первобытных
звукорядов
,
хроматизмов
, ритмических архетипов и народных музыкальных инструментов. Первостепенное значение имеют его работы по критике источников.
В
1898 году
Леся Украинка читает свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. Так происходит знакомство уже известной писательницы и студента-первокурсника Климента Квитки, увлекающегося этнографией и народной украинской музыкой.
В
1933 году
был арестован в Киеве. Обвинение в сотрудничестве с буржуазной «старой» властью (
Центральной Радой
). Пробыл в тюрьме полтора месяца. В камеру подсадили «
стукача
» и тот писал начальству, что Квитка всегда с энтузиазмом ждал допроса —
«чтобы быстрее всё рассказать и идти домой, потому что там много работы!»
. Выйдя на свободу, отправился в Москву. Стал профессором консерватории, преподавал музыкальную культуру народов СССР. Музыка имела для него математическое измерение, а математику он считал наднациональной.
В
1934 году
в Москве его снова арестовали — уже как «русского национал-фашиста» по делу Российской национальной партии. Квитка получил три года лагерей в
Средней Азии
. Наказание отбывал в
Карлаге
, (Казахстан).
Досрочно выпущен в
1936 году
. Был восстановлен на работе. Судимость сняли в
1941 году
.
С
1937 года
— основатель и руководитель Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР
.
В
1937 году
под его руководством была предпринята первая фольклорная экспедиция в некоторые районы
Курской области
для сбора сведений о народных инструментах, в частности, о редкостном инструменте «
кувички
» — русской
флейте Пана
.
Многие записанные Квиткой украинские народные песни стали излюбленными в хоровой практике, передавались по радио.
Личная жизнь
Леся Украинка
В ноябре 1898-го
Леся Украинка
читала свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. На этих чтениях был и студент-первокурсник Климент Квитка. Он ещё с 16 лет увлекался собиранием народных песен. Леся тогда предложила ему записать от неё песни, которые знала и которые пела до последних дней своей жизни.
В
1907 году
вместе с
Лесей Украинкой
приезжает в
Крым
— оба были больны
туберкулёзом
. Именно Леся настояла на срочном переезде — за 6 лет до этого от туберкулёза умер её возлюбленный . Это фактически спасает Квитку. Климент Васильевич был в очень плохом состоянии. Мягкий климат и активное лечение помогло — кровохарканье прекратилось.
Вскоре они решили пожениться. Климент Васильевич был моложе Леси на 9 лет. Сообщение об их женитьбе стало большой неожиданностью для близких. Мать Леси была категорически против всяческих отношений дочери «с каким-то нищим», как она презрительно называла Климента Васильевича
[
источник не указан 1685 дней
]
. Он был человеком мягким по характеру, замкнутым, стеснительным, пережившим в детстве глубокую личную драму — Климент вырос в приёмной семье, куда постоянно приходила его родная мать с угрозами забрать ребёнка. По-видимому, психологическая травма детства всю жизнь не давала покоя Клименту Васильевичу. Он был недоверчив, малоразговорчив и потянулся только к Лесе, больной девушке, от которой, конечно, трудно было ждать обмана или измены.
Впрочем, к Сергею Мержинскому мать Леси Украинки относилась не лучше. Несмотря на негативное отношение к данному союзу, Ольга Петровна была вынуждена согласиться на брак дочери. Они венчались в Вознесенском храме в киевском предместье
Демиевке
.
Супруги жили сначала в
Ялте
, затем в Тбилиси (1908), Телави (1909), Кутаиси (1910), Хони (Цулукидзе) (1911), вновь в Кутаиси (1912-13). Частые переезды связаны с новыми служебными назначениями Климента Квитки.
Леся Украинка умерла в 1913 году в поселке
Сурами
,
Тифлисская губерния
. Климент Васильевич пережил жену на 40 лет.
После смерти жены Климент Васильевич продолжает музыкальную и этнографическую деятельность. В
1917 году
Квитка издал фотоскопическим способом двухтомник «Мелодии с голоса Леси Украинки».
Галина Кащеева
В 1945 году в возрасте 65 лет Климент Васильевич женится второй раз, на 25-летней пианистке (1920—1962). Она защитила диссертацию об украинских народных думах и работала в теоретическом отделении
Московского музыкального училища им. Гнесиных
. Брак был скептически принят в музыкальной среде. Галина Кащеева собиралась написать книгу о муже, но умерла от ангины в
1962 году
. Галина Кащеева, как и Леся Украинка, прожила 42 года
.
Памяти К. Квитки. Сборник статей / Ред.-сост. А.А. Банин. —
М.
: Советский композитор, 1983. — 303 с.
Иваненко В.Г.
Климент Квитка = Климент Квітка // «Народна творчість та етнографія» (кн. 1). — 1970. — С. 70—73 .
Руднева А.В.
К.В. Квитка. — Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. —
М.
, 1966. — С. 156—166, 206—208.
Бачинський Л. О., Кащеева-Квітка Г. Л.
К. В. Квитка = К. В. Квітка. Видатний украинський музикознавець-фольклорист // Народна творчість та етнографія (кн. 4, Декабрь). — 1958. — С. 55—59 .
Бачинский Л.
К.В. Квитка. — Вопросы музыкознания. Ежегодник, вып. 2. 1953—1954. —
М.
, 1955. — С. 317—321.